- KCEHOKPАT
- KCEHOKPАT
-
(;) из X а л к е д о н а на Б о с п о р е (396—314 дон. э.), др.-греч. философ... Ученик Платона, схоларх Академии, сменивший Спев-сиппа. По списку его соч., состоящему из 75 названий (Диоген Лаэртий IV И—14), можно судить об его разносторонности. К. первый разделил философию на физику, этику и логику. Во главе всего К. помещает монаду, которую отождествляет с интеллектом и называет отцом и Зевсом. Ей подяинена диада, отождествляемая, повидимому, с материей-пространством «Тимея» и называемая матерью богов, к которым относятся, в частности, планеты. В подлунной сфере К. помещает разряды демонов, которые суть человеч. души, не прошедшие пол- ностью пути очищения и поэтому не могущие вернуться в своё солнечное отечество. К. выделяет три формы бытия: чувственное, умопостигаемое и смешанное из того и другого — представляемое; к чувственному относится всё, находящееся внутри космоса-неба, за его пределами — умопостигаемое (идеи-числа), к представляемому относится само небо, которое и зримо, и доступно науч. изучению посредством астрономии. С этими тремя сферами связаны три Мойры — Клото, Атропос и Лахесис. Нравств. цель человека — жизнь в согласии с природой, под каковой понималась добродетельная жизнь. По-видимому, К. признавал существование этически нейтральных предметов, усвоенное стоицизмом. Необычайная увлечённость К. пифагореизмом и личностью самого Пифагора, а также стремление построить систему платоновской философии обусловили его исключит. влияние на неопифагореизм и средний платонизм.Фрагменты: ? е i л z е R., Xenokrates, Lpz., 1892; [repr.], Hildesheim, 1965.D i l l o n J., The middle Platonists, Ithaca, 1977, p. 22—38.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
.