КОНТРКУЛЬТУРА

КОНТРКУЛЬТУРА
КОНТРКУЛЬТУРА
        понятие, используемое в совр. социологии и публицистике для обозначения комплекса социально-культурных установок, ориентации и ценностей, оппозиционных господств. бурж. культуре. В 60—70-х гг. понятие К. получило специфич. трактовку как наименование идеологии «мятежных» социальных групп и слоев студенчества, хиппи, членов разного рода «коммун». Хотя наиболее вульгарные проявления К. выглядели как истерич. отрицание культуры, т. е. как антикультура, в целом К. этого периода отразила стихийный бунт мелкобурж. сознания против ценностей и ориентации «массового общества» и «массовой культуры» как технократич. варианта бурж. культуры. Отсюда полемич. заострённость К. против идеалов мещанского материального благополучия, накопительства, жизненного успеха, нравств. ригоризма, социального конформизма и т. п., а также против «абсолютистских» претензии науки, якобы повинной в становлении отвергаемого К. «массового образа жизни». К. ратует за создание «нерепрессивного» общества, которое бы открывало перед человеком возможности спонтанной самореализации и установления «подлинных», свободных от диктата внеш. необходимости и меркантильного интереса отношений с др. людьми и природой. К. отводит природе особое место в системе альтернативных ценностей, усматривая в ней сакральное начало, источник естественности и чистоты и противопоставляя её «урбанистско-индустриальной» пустыне как воплощению искусственности и репрессивности. Поскольку сущность человека получает в К. внесоциальную трактовку, а социально-политич. революция отвергается как «не отвечающая» условиям высокоразвитого капитализма, формирование свободного общества связывается в К. прежде всего со становлением «новой чувственности», высвобождением подсознат. сил и влечений, развитием «внутр. опыта» и «религ. обновлением», истолковываемым в мистич. духе. Средства достижения поставленных целей — употребление наркотиков, ре-лиг. экстаз, неформальные связи между людьми, объединёнными в небольшие группы — альтернативные коммуны.
        В К. 60—70-х гг. нашла отражение присущая совр. капитализму дегуманизация обществ. отношений, связанная с фетишизацией науки и техники, бюрократизацией обществ. жизни, ростом отчуждённости индивида от общества, кризисом институтов социализации и некоторыми др. явлениями, наиболее остро прочувствованными молодёжью из средних слоев. Вместе с тем К. явилась гипертрофированной, извращённой формой выражения реальных тенденций к формированию анти-бурж. ценностей, имеет эзотерич. характер и не являет собой реальной практич. альтернативы господств. бурж. культуры. Некоторые её элементы со временем сами становятся частью «культурного истэблишмента» и служат средством манипулирования общественностью в руках господств. класса.
        3 а м о ш к и н Ю. ?., ? ? т ? о ш и л о в а Н. В., Некоторые совр. тенденции в развитии сознания амер. «новых левых», в кн.: Историч. материализм как теория социального познания и деятельности, М., 1972; Мельвиль А. Ю., «К.», ее эволюция и ее совр. критики на Западе, «ВФ», 1974, № 8; Д а-выдов Ю. ?., ? о д н я н с к а я И. Б., Социология К. Критич. анализ, М., 1980; Roszak T h., The making of a counter culture. Reflections on the technocratic society and its youthful opposition, Garden City, 1969; его ж e, Where the wasteland ends. Politics and transcendence in postindustrial society, Garden City, 1973; Slater Ph. E., The pursuit of loneliness. American culture at the breaking point, Boston, {1970]; D i с k s t e i n M., Gates of eden. American culture in the sixties, N. ?., [1977].

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

КОНТРКУЛЬТУРА
    КОНТРКУЛЬТУРА — понятие, используемое в социальной философии, культурологии и социологии культуры, (а) для обозначения идеологических и мировоззренческих установок, радикально противостоящих принципам и основоположениям, господствовавшим в западной культуре вплоть до последней трети 20 в. (т. е. до появления перманентной “культурной революции” леворадикальной интеллигенции); (б) в качестве характеристики одной из тенденций молодежной субкультуры 1960—70-х гг., отмеченной резким неприятием молодым поколением современной ему “культуры отцов”, освящаемого ею образа жизни и формируемого ею (“тотально конформистского”) типа личности. Термин “контркультура” принадлежит Т. Роззаку, который вынес его в заголовок своей философско-публицистической книжки “Создание контркультуры: размышление о технократическом обществе и его молодежной оппозиции” (1969), ставшей вместе с книгой Ч. Рейча “Зеленеющая Америка” ( 1970) манифестом леворадикальной молодежи Запада. Роззак попытался представить в виде некоторого мировоззренческого целого разнообразные, подчас достаточно далекие друг от друга идейно-политические тенденции, объединенные решительным неприятием западного общества и его традиционной культуры: “новую левую” социологию Ч. R Миллса и фрейдо-марксизм Г Маркузе, “гештальт-терапевтический анархизм” П. Гудмена и “апокалиптический мистицизм” Н. Брауна, “дзен-буддистскую психотерапию” А. Уотса и “оккультный нарциссизм” Т. Лири. Истоки контркультуры ее идеологи усматривали в мистических религиозно-философских тенденциях Востока и Запада, оккультизме и романтическом искусстве, в авангардизме 1920-х гг. и психоанализе 3, Фрейда, в творчестве Г. Гессе, Ф. Кафки и С. Беккета, вдохновлявшихся идеей “тотального разрушения” западной рациональности.
    В социально-философском аспекте для приверженцев идеи контркультуры было характерно безоговорочное отрицание индивидуально-личностного принципа западной культуры, логическим следствием чего могло бы оказаться то же самое обезличение человека, против какового они протестовали, когда речь заходила о тоталитаризме или “техно-бюрократии” современного им общества. Либерально ориентированные критики идеологии контркультуры резонно отмечали, что к столь же прискорбному результату привела бы на практике и контркультурная идея отказа от принципа самотождественности “я”, которое третировалось ее сторонниками как “чисто буржуазное” образование, обреченное “на слом” все рав
    но каким способом — путем его наркотического “суспендирования” или аннигиляции в “сексуально-революционном акте” коллективного совокупления. Для идеологии контркультуры был характерен не только радикальный отказ от “христианского ригоризма” в области брачно-семейных отношений, но и стремление “взорвать” принцип интимности в эротической сфере, расцениваемый как ханжески-буржуазный “эгоизм вдвоем”. Гипертрофированный (“экстатический”) антииндивидуализм идеологии контркультуры был своего рода компенсацией фактического признания несостоятельности антибуржуазной революции новых левых экстремистов: то, чтоони не смогли осуществить в политической и социально-экономической областях, они с тем большей безоглядностью совершали в сфере духовной культуры (“революция в искусстве”), интимных отношений (“сексуальная революция”) и того, что можно назвать общественным бессознательным (“психоделическая революция”). Это были сферы, в которых далеко идущими уступками современный западный “истеблишмент” готов был откупиться от угрожавшего ему революционного апокалипсиса в период очередной трансформации мировой политико-экономической системы. Констелляция трех названных революций в конце 60-х — 1-й пол. 70-х гг. определила идейное и глубинно-психологическое содержание контркультуры, повлиявшей на последующую эволюцию всей духовной культуры Запада в последней трети 20 в., углубив ее кризисные (деструктивные) тенденции.
    В собственно социологическом аспекте контркультура, как правило, идентифицировалась, с одной стороны, в качестве составляющей молодежной субкультуры — средства самоидентификации молодого поколения в противоположность старому поколению; с другой стороны, она рассматривалась как характеристика новейшего типа потребительского сознания. В первом случае социологи видели в контркультуре симптом инфантилизма, возникшего в результате позднего включения молодежи в активную трудовую жизнь, когда биологическое повзросление существенно опережает повзросление социокультурное (“сексуальная революция” как составная часть идеологии контркультуры). Тема победоносной сексуальности очертила то идеологическое пространство, в котором проблематика молодежной революции существенно расширилась и углубилась, представ в виде вопроса о современном типе “вожделеющего человека”, откристаллизовавшемся именно в итоге эволюции теории и практики контркультуры. В 70-е гг. на смену этой революции пришла “холодная война” за права “сексуальных меньшинств”, каждое из которых претендовало на собственную контркультуру. В области социально-философской провозвестником нового этапа в развитии идеологии контркультуры стал М. Фуко.
    Лит.: Социология контркультуры. Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М., 1980.
    Ю.Н.Давыдов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "КОНТРКУЛЬТУРА" в других словарях:

  • контркультура — контркультура …   Орфографический словарь-справочник

  • КОНТРКУЛЬТУРА —         понятие в совр. культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкр. культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60 х гг.,… …   Энциклопедия культурологии

  • КОНТРКУЛЬТУРА — общее обозначение ценностей определенных групп молодежи ( новые левые , хиппи, битники, йиппи и другие), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели …   Современная энциклопедия

  • КОНТРКУЛЬТУРА — употребляемое в литературе общее обозначение разнородных по идейно политической ориентации ценностей определенных групп молодежи ( новые левые , хиппи, битники, йиппи и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОНТРКУЛЬТУРА — 1) совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; 2) специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 60 х начала… …   Новейший философский словарь

  • контркультура — сущ., кол во синонимов: 2 • культура (59) • субкультура (37) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • КОНТРКУЛЬТУРА — (от лат. contra против и cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) англ. counter culture; нем. Gegenkultur. 1. Тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою… …   Энциклопедия социологии

  • контркультура — ы, ж. contre culture f. Лекс. БСЭ 3: контркульту/ра …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • “Контркультура” — КОНТРКУЛЬТУРА , общее обозначение ценностей определенных групп молодежи ( новые левые , хиппи, битники, йиппи и другие), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских;… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Контркультура — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Контркультура  специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура  это течение …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»