- ИНГАРДЕН
- ИНГАРДЕН
-
(Ingarden) Роман (1893—1970) — пол. философ. Обучался во Львове (1911 — 1912) под руководством К. Твардовского, затем в Геттингене (1912—1915) и Фрибурге (1915—1917) под руководством Э. Гуссерля. До Второй мировой войны — проф. Львовского ун-та, после 1945 — проф. Ягеллонского ун-та в Кракове.
И. — один из наиболее известных представителей феноменологии. Занимался всеми проблемами философии, но наиболее важные его идеи касаются онтологии и эстетики. В онтологии он не соглашался с трансцендентальным идеализмом Гуссерля. Утверждая, что решение Гуссерля не является единственно возможным с т.зр. феноменологического метода и феноменологического отправного пункта в философии, И. провел тщательный анализ онтологических возможностей разрешения спора о существовании мира. С этой целью он уточнил целый ряд основных онтологических понятий, в частности понятия способа существования, идеи, формы и материи. Онтология, по И., не касается того, что действительно существует, она имеет дело с экзистенциальными возможностями и разнообразными необходимыми понятийными связями. Собственные онтологические исследования склоняли И. к выводу, что наиболее приемлемым решением спора о существовании мира является реализм. Обоснование этой позиции требовало проведения метафизического исследования и, значит, изучения того, что фактически существует. И. не успел полностью реализовать свой замысел. Он оставил только анализ причинности, ведущий, по его мнению, к умеренному детерминизму.
Наиболее важная эстетическая работа И. касалась литературного произведения. Он исследовал его не только в эстетическом аспекте, но и в аспекте онтологическом. Литературное произведение истолковывалось И. как сложное образование. Среди составляющих его слоев И. выделял слой интенциональных предметов, и прежде всего слой состояний, представленных содержанием. Поскольку интенциональные предметы несамостоятельны, они должны быть надстроены над реальными предметами. Согласно И., выявление различных моментов и слоев литературного произведения (и более широко — каждого произведения искусства; И. занимался также музыкальными и архитектурными произведениями) необходимо для объяснения его тождественности. Онтологический анализ произведения искусства необходим также для выявления эстетических качеств, связанных с разными его слоями. И. высказывался против субъективизма и релятивизма в эстетике. Он выступал против этих позиций и в этике, критиковал эпистемологический конвенционализм. В последний период своего творчества И. занимался также философией человека, в частности проблемой ответственности. И здесь он стремился фундировать ответственность онтологически.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ИНГАРДЕН
-
(Ingarden) Роман (5. 2.1893, Краков,— 15.6.1970, там же), польск. философ, феноменолог, действит. чл. Польск. АН (1957). Ученик Гуссерля. В 1933—41 преподавал в Львовском, с 1945 — в Ягел-лонском университетах. В 1938—48 ред. журн. «Sludia Philosophica». Развил свой вариант феноменологии, отличный от феноменологии Гуссерля. Наибольшую известность приобрели работы И. в области эстетики. Автор трудов по проблемам теории познания, логики и т. н. формальной онтологии, а также ряда работ о направлениях совр. бурж. философии (феноменологии, бергсониан-стве, неопозитивизме).Spur о istnienio swiata, t. 1—2, Warsz., 1961— 622; Dziela iilozoficzne. Z badan nad fuozofia. wsDolczesna, Warsz., 1963; Studia z estetyki, t. l—2, [Warsz.], 1966; в рус. пер.—Исследования по эстетике, М., 1962.? a p б е p M., Субъективизм и проблема объективного мира (памяти Р. И.), «ФН», 1974, М 6; Fenomenologia R. Ingardena, Warsz., 1972.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ИНГА́РДЕН
-
(Ingarden), Роман (р. 5 февр. 1893) – польский философ, феноменолог, ученик Гуссерля. Д-р философии (с 1918), проф. (с 1933). В 1925–39 преподавал в Львовском, с 1945 – в Ягеллонском ун-тах. Действит. член Польской АН. Автор ок. 140 трудов на польском, нем., франц., англ. и чеш. языках. Особое значение имеют работы И. в области эстетики. Соч. И. "Исследование по эстетике" ("Studia z estetyki", t.1–2, 1957–58) посвящено анализу структуры художеств. произведения, способов и форм эстетич. восприятия. И. – автор ряда работ о направлениях в совр. бурж. философии: феноменологизме, бергсонианстве, неопозитивизме, а также по проблемам онтологии и логики.Соч.: Intuition und Intellekt bei Henri Bergson, в кн.: Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, Bd 5, Halle, 1922; Essentiale Fragen, там же, Bd 7, Halle, 1925; Über die Stellung der Erkenntnistheorie im System der Philosophie, Halle, 1925; Das literarische Kunstwerk..., Halle, 1931; Vom formalen Aufbau des individuellen Gegenstandes, "Studia philosophica", Leopoli, 1935; О poznawaniu dzieła literackiego, Lw., 1936; Szkice z filozofii i literatury, t. 1, Łódź, 1947; Spór o istnienie świata, t. 1–2, Kr., 1947–48.Лит.: Tymieniecka A. T., Essence et existence. Е́tude à propos de la philosophie de Roman Ingarden et Nicolaï Hartmann, P., 1957.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ИНГАРДЕН
-
ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (5 февраля 1893, Краков15 июня 1970, там же) — польский философ, феноменолог, ученик К. Твардовского, а затем Д. Гильберта и Э. Гуссерля (в 1912—14 в Геттингене, в 1916— во Фрайбурге). В 1931—41 преподавал во Львовском университете, а с 1945 — в Ягеллонском университете в Кракове. В 1938—48 — редактор журнала “Studia Philosophica”. Был связан длительными дружескими отношениями с Гуссерлем, несмотря на открытую полемику между ними по проблемам реализма и идеализма (о том, соответствует ли конституция смысла “бытийной автономии” реальных и идеальных предметов) и феноменологической редукции. Ингарден настаивал на принципиальной самостоятельности вещей, и в связи с этим разделял философию на три основные дисциплины: онтологию (априорный анализ содержания идей) как общую теорию предметов; метафизику, которая исследует сущность фактически существующего и является “прикладной” теорией предметности; теорию познания.Ингарден — один из наиболее последовательных сторонников т. н. “онтологической” (или “реалистической”) феноменологии. Этой теме посвящен его труд “Спор о существовании мира” (“Der Streit um die Existenz der Wit”, Bd. 1—2. Tub., 1954—65; “Sporo istniene swiata”, 1.1—3, Vârsz., 1961—81). Автор трудов в области эстетики.Соч.: Essentials Fragen.— Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, Bd. 7, 1925, S. 125—304; Bemerkungen zum Problem Idealismus—Realismus.— Festschrift, Edmund Husserl zum 70. Geburtstag gewidmet, 2 Aufl., Stuttg., 1974; Das literarische Kunstwerk. Halle/Saale, 1931; Studia z estetyki, t. 1-2. Warsz., 1966; Untersuchungen zur Ontologie der Kunst. Musikwerk, Bild, Architektur, Film. Tub., 1962; (Hrsg.) Edmund Husserl. Briefe an Roman Ingarden. Mit Erläuterungen und Erinnerungen an Husserl. Den Haag, 1968; в рус. пер.: Исследования по эстетике. М., 1962; Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. Лекции 1967 года в Осло. М., 1999.И. А. Михайлов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.