ИОАНН ИТАЛ

ИОАНН ИТАЛ
ИОАНН ИТАЛ
        (?) (2-япол. И в.), визант. философ. Ученик Михаила Пселла и его преемник в сане «консула философов». Довёл воспринятое им от учителя тяготение к антич. идеалистич. рационализму (прежде всего к платонизму) до прямого конфликта с христианством и церк. ортодоксией. Его учение было по приказу имп. Алексея I Комнина рассмотрено на церк. соборе 1082 и предано анафеме. В правосл. Синодике И. И. было вменено в вину отрицание воплощения бога и принятие платоновской доктрины об идеях, отягощённое признанием предвечности идей и материи. Учение И. И. оказало влияние на груз, мыслителя Иоанэ Петрици.
        Opuscula selecta, fasc. 1—2, Tphilisiis, 1924—26; Opera, Tbilisi, 1966; в рус. пер.—в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 627 — 29.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ИОА́НН ИТА́Л
(греч. Ἰωάννης ὁ Ἰταλός) – визант. философ 2-й пол. 11 в., сторонник рационализма, идеологии передовых кругов феод. знати (см. Византийская философия). Получил прозвание по происхождению из Италии (Калабрии). Ученик Михаила Пселла, наследовавший его звание "консула философов". Читал курс философии в Константинопольском ун-те, начинал его изложением основ философии и переходил к ее истории, излагал учения Аристотеля, Платона и неоплатоников (особенно Порфирия, Ямвлиха и Прокла). В своей филос. концепции И. И. стремился синтезировать идеи Аристотеля, к соч. к-рого он написал комментарии, с философией Платона, неоплатонизма и визант. рационализма, – гл. обр. рационализма Михаила Пселла. В результате И. И. создал филос. концепцию, в к-рой наряду с идеализмом (платонизмом) и религ. моментами ясно обозначалась антицерк., антидогматич. струя. Развивая материалистич. и диалектич. идеи Аристотеля, И. И. учил, что качеств. изменения, происходящие во Вселенной, вызываются изменениями первопричины. Вместе с тем, вслед за Платоном, он учил, что материальный мир создан из материи на основе идей, существовавших до сотворения мира (Quaestiones Quodlibetales, Editio principes von Perikles Ioannou, "Studia patristica et bysantina", H. 4, 1956, p. 63–65). Учение И. И. об абстракции, хотя и связано с религ. концепцией озарения (illuminatio), было чуждо богословской ортодоксии и носило чисто филос. характер. Быть философом – значит для И. И. господствовать над всеми знаниями, ибо философия – начало всех знаний (там же, р. 3. 24–25), "знание знаний" (там же, р. 2,4; 3, 14–15). По целому ряду вопросов И. И. расходился с христ. догматикой: он отрицал бессмертие души, загробную жизнь и чудеса, якобы совершенные Христом; подвергал сомнению возможность воплощения бога в тело человека и в тело Христа; требовал, чтобы догматика с ее таинствами была заменена точным знанием. Как и Михаил Пселл, он считал, что при обсуждении филос. идей нужно пользоваться доказательными филос. методами, даже в тех случаях, когда они противоречат церк. догматам; предпочитал отцам церкви – философов и еретиков, осужденных 7-м Вселенским собором. И. И. критиковал Св. писание, вскрывая имеющиеся в нем противоречия (см. вкн.: Ioannou P., Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Joannes Italos, Studia patristica et bysantina, H. 3, 1956, S. 23–29). На основе закона, ограничившего свободу филос. мышления авторитетом Св. писания и творений "отцов церкви", против И. И. был возбужден судебный процесс и в 1082 ему была запрещена преподават. деятельность, он был предан анафеме и заключен в монастырь до конца жизни. Большинство произв. И. И. до сих пор не издано (а многие, наиболее неприемлемые для офиц. богословия, не дошли до нас, т.к. были уничтожены). И. И. оказал влияние на древнегруз. философа Иоанэ Петрици.
Соч.: Opuscula selecta, ed. Gr. Cereteli, fasc. 1–2, Tphilisiis, 1924–26 (трактаты о диалектике, логике, риторике и др.).
Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 237–38; Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, "Изв. Русск. Археологич. ин-та в Константинополе", 1897, т. 2; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, М., 1957, с. 88–89; Wallies M., Die griechischen Ausleger der aristotelischen Topik, В., 1891, S. 23-27; Stéphanou Ε., Jean Italos: L'immortalité de l'âme et la résurrection, "Echos d'Orient", 1933, t. 32, No 172, p. 413-428; его же, Jean Italos, philosophe et humaniste, Roma, 1949; Dujčev I., L'umanesimo di Giovanni Italo, в кн.: Atti del V. Congresso internationale di studi bizantini (Roma, 20-26 sett. 1936), I, Roma, 1939 (Studi bizantini e neoellenici, 5); Τatakis В., Histoire de philosophie. La philosophie byzantine, P., 1949, p. 210-14; Prantl С ., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, Graz, 1955, S. 301 ff; Stephanоu Р., [рец. на кн.] Ioannes Italos. Quaestiones Quodlibetales. "Orientalia Christiana periodica", 1957, v. 23, No 3-4, p. 431-36.
Б. Горянов. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ИОАНН ИТАЛ
    ИОАНН ИТАЛ (Ιωάννης ό Ιταλός) (ок. 1025, Южная Италия — после 1082) — византийский философ. С сер. 11 в. в Константинополе слушал лекции Михаила Пселла, принимал участие в дискуссиях с ним; затем занял его место в качестве магистра, дидаскала и, наконец, ипата философов (1055), т. е. главы философского “факультета” высшей столичной школы. Попав в немилость при Алексее I Комнине, был осужден на процессе 1082, будучи обвинен в ереси и “языческом” истолковании христианских догматов в духе Платона. Однако богословские взгляды Иоанна Итала носили вполне умеренный православный характер, и его анафемствование было вызвано скорее его политическими высказываниями. Судя по материалам дискуссий, Иоанна Итала и его сторонников волновали проблемы предвечности космоса, существования универсалий и др.; Иоанн Итал опровергал неоплатоническое учение о происхождении мира из Единого.
    Автор комментария на топику Аристотеля, трактатов о силлогизмах, диалектике, риторике, представляющих собой краткое изложение трудов Аристотеля. Соч.: Joannes Italos, Quaestiones quodlibetales, ed. R. Joannou. — “Studia patristica et byzantina”, 4. Ettal, 1956; в рус. пер.: Соч., Тбилиси, 1966.
    Лот:: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности (IX—XrVBB.). СПб., 1892; Кечакмадзе H. H. Из истории общественной мысли в Византии XI в. “Византийский временник”, 1968, т. 29, с. 170—176; Stephanou P. E. Jean Kalos, philosophe et humaniste. Roma, 1949.
    M. В. Бибиков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ИОАНН ИТАЛ" в других словарях:

  • Иоанн Итал — Иоанн Итал  византийский философ XI века. Родом из Италии, ученик Пселла, наследовал ему звание «υπατος των φιλοσόφων». Искусный диалектик, особенно прославился своей преподавательской деятельностью, посвящённой толкованию Аристотеля, но… …   Википедия

  • ИОАНН ИТАЛ — [греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ιταλός] (2 я пол. 20 х гг. XI в. нач. 30 х гг. XI в., Юж. Италия после 1082), визант. философ, ученик Михаила Пселла и его преемник в том же звании, что было у учителя, «ипат философов». Основными источниками сведений о жизни И …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ИТАЛ — (2 я пол. 11 в.) византийский философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с церковью; еретические тезисы Иоанна Итала преданы анафеме в 1082 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иоанн Итал — (вторая половина XI в.), византийский философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с церковью; еретические тезисы Иоанна Итала преданы анафеме в 1082. * * * ИОАНН ИТАЛ ИОАНН ИТАЛ (2 я пол. 11 в.),… …   Энциклопедический словарь

  • Иоанн Итал — (Ioánnes Italós)         (2 я половина 11 в.), византийский философ. Ученик Михаила Пселла (См. Михаил Пселл) и его преемник в сане «консула философов». Довёл воспринятое им от учителя тяготение к античному идеалистическому рационализму (прежде… …   Большая советская энциклопедия

  • Иоанн Итал — византийский философ XI в., родом из Италии, ученик Пселла, наследовал ему в звании υπατος των φιλοσόφων ; искусный диалектик, особенно прославился своей преподавательской деятельностью, посвященной толкованию Аристотеля, но также и Платона, и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иоанн Итал — византийский философ XI в., родом из Италии, ученик Пселла, наследовал ему в звании υπατος των φιλοσόφων ; искусный диалектик, особенно прославился своей преподавательской деятельностью, посвященной толкованию Аристотеля, но также и Платона, и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИОАНН ИТАЛ — (вт. пол. 11 в.) визант. философ. И. с позиций рационализма критиковал церк. учение о боговоплощении, о чудесах Христа, богородице и святых, о сотворении мира из ничего. Мир, по И., творится из вечной материи по идеям как образцам вещей. И.… …   Атеистический словарь

  • Иоанн Итал — ИОÁНН ИТÁЛ (2 я пол. 11 в.), визант. философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с церковью; еретич. тезисы И.И. преданы анафеме в 1082 …   Биографический словарь

  • ИОАНН ПЕТРИЦИ — [Иоане, Философ; груз. იოანე პეტრიწი] (сер. XI 1 я четв. XII в.), груз. церковный писатель, переводчик, филолог, поэт, философ неоплатоник, представитель гелатской литературно богословской школы, один из основателей т. н. течения эллинофильства в …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»