- ЗОЛЬГЕР
- ЗОЛЬГЕР
-
(Solger) Карл Вильгельм Фридрих (28.11. 1780, Шведт,—25.10.1819, Берлин), нем. философ-эстетик. Преодолевая влияния Шеллинга и романтия. философии, разрабатывал диалектику объективно-идеалистич. типа («Филос. диалоги» — «Philosophische Gesprache», 1817). В соя. «Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве» (Bd l—2, 1815, рус. пер. 1978) развивал учение о взаимопроникновении идеи и материала в художеств. творчестве. Развёрнутая диалектика художеств. творчества завершается у 3. теорией иронии, которая выступает как свидетельство достигнутого в произведении искусства равновесия всех сторон (объективного и субъективного, идеи и материи и т. п.), обретения «существенного центра искусства». Смысл философской эволюции 3. был показан Гегелем, выявившим моменты, сближающие учение 3. с системой Гегеля.Nachgelassene Schriften und Briefwechsel, Bd 1—2, Hdlb., 1973; Vorlesungen uber Asthetik, Darmstadt, 1973.? е г е л ь Г. В. Ф., О «Посмертных сочинениях и переписке Зольгера», в его кн.: Эстетика, т. 4, М., 1973, с. 452—500; F r i с k е H., K. W. P. Solger, В., 1972.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ЗО́ЛЬГЕР
-
(Solger), Карл Вильгельм Фридрих (28 ноября 1780 – 25 октября 1819) – нем. философ-идеалист и эстетик-романтик, проф. Франкфуртского (с 1809) и Берлинского (с 1811) ун-тов. От субъективного идеализма в духе Фихте, под влиянием Спинозы, а также Шеллинга, к-рого слушал в Иене, З. эволюционировал к объективному идеализму ("Философские беседы" – "Philosophische Gespräche", 1817). Наиболее важны эстетич. сочинения З. – "Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и искусстве" ("Erwin; vier Gespräche über das Schöne und die Kunst", Bd 1–2, 1815) и посмертно изданные "Лекции по эстетике" ("Vorlesungen über Aesthetik", 1829). З. истолковал в них выдвинутое нем. романтиками понятие романтич. иронии в духе объективного идеализма, отождествив ее с диалектич. моментом отрицания отрицания. Благодаря этому З. явился одним из предшественников Гегеля, высоко его ценившего и отделявшего от субъективно-идеалистич. направления Фихте и Ф. Шлегеля (см. Гегель, Соч., т. 12, с. 72–73). Соч. З. "Эрвин" изучал в студенческие годы К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 12).Соч.: Nachgelassene Schriften und Briefwechsel, hrsg. von L. Tieck und Fr. V. Raumer, Bd 1–2, Lpz., 1926; The complete correspondence, Ν. Υ., 1933 (совм. с Tieck).Лит.: Мемнон (Давыдов И. И.), Разбор сочинения Сольгера..., "Вестн. Европы", 1822, No 13–14; Hegel G. W. F., Über Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, в его кн.: Werke, Bd 16, В., 1834; Schmidt R., Solgers Philosophie, В., 1841; Heller J. E., Solgers Philosophie der ironischen Dialektik, Kirchhain, 1928 (Diss.); Boucher Μ., Κ. W. F. Solger.., P., 1934.Г. Фридлендер. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ЗОЛЬГЕР
-
ЗОЛЬГЕР (Solger) Карл Вильгельм Фердинанд (28 ноября 1780, Шведт-на-Одере — 25 октября 1819, Берлин) — немецкий философ, эстетик. Учился в университете Галле. В 1809—11 — доцент, а потом экстраординарный профессор Франкфуртского университета; с 1811 — профессор Берлинского университета. Испытал влияние философии Фихте, романтиков, Шеллинга, Гегеля. Разработанная эстетическая концепция изложена в его главной работе “Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и искусстве” (Erwin. Vier Gespräche über das Schöne und die Kunst, Bd. 1—2.1815, рус. пер. 1978), в трактате-диалоге “Философские беседы” (Philosophische Gespräche, 1817), а также в сочинениях и письмах, изданных посмертно (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, Bd. 1—2. Lpz., 1826).В диалоге “Эрвин” Зольгер, вкладывая в уста собеседников различные представления об искусстве, основанные на работах Э. Бёрка, А. Баумгартена, И. Г. Фихте, показывает затем их недостаточность, противоречивость, односторонность. В центре его внимания — диалектическое единство действительности и идеи, анализируемое в различных аспектах и отношениях: с “позитивной стороны” — когда действительность выступает как осуществление эстетической идеи, и с “негативной стороны” — когда идея растворяется в действительности. Прекрасное предстает как само бытие, как воплощение идеи в действительности, возвышенное же свидетельствует о переходе идеи в действительность. Трагическое выражает чувство скорби по поводу неизбежной гибели и ничтожности всего земного, комическое — “добродушный” и “благожелательный” смех человека над всем земным и самим собой.Ключевым в понимании фантазии, символа, аллегории также является специфическое различие моментов претворения идеи в действительность. Фантазия — “внутреннее действие идеи в духе художника”, символ — идея в непосредственной действительности, аллегория же — действительность идеи. Художественная ирония — настроение художника, в котором он полагает ничтожными (в сравнении с божественной идеей) действительный мир и человеческую сущность.В 1826 Гегель написал рецензию на посмертное издание сочинений и переписки Зольгера, высоко оценив положенный в основу его эстетики принцип воплощения идеи в действительность. В своей диссертации, посвященной понятию иронии, С. Кьеркегор назвал Зольгера “метафизическим рыцарем негативного”.Лит.: Heller J. Solgers Philosophie der ironischen Dialektik. B., 1928; Boucher M. K. W. P. Solger. Esthétique et philosophie de la présence. P., 1934. См. таюке лит. к ст. Ирония.Н. В. Мотрошилова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.