ДУН ЧЖУНШУ

ДУН ЧЖУНШУ
ДУН ЧЖУНШУ
        Дун Гуйянь (180—115 или 179—104 дон. э.), кит. философ, представитель конфуцианства, именуемый иногда «Конфуцием эпохи Хань». Род. в местности Гуанчуань (уезд Цзаоцян на Ю.-В. совр. пров. Хэбэй). В период правления Цзин-ди (156— 141 дон. э.) преподавал в императорском университете, при императоре У-ди (140—87 дон. э.) был призван ко двору. С именем Д. Ч. связало превращение конфуцианства в гос. доктрину: в 136 он предложил У-ди «искоренить сто школ и почитать только конфуцианство». По инициативе Д. Ч. были введены гос. экзамены на чиновничьи должности, основанные на изучении конфуцианских классиков; они положили начало позднейшей экзаменационной системе, важнейшему институту вплоть до нач. 20 в.
        Д. Ч. разрабатывал космогонич. и натурфилос. проблемы и создал учение о небе как части природы и как высшей силе, стоящей над миром и определяющей его судьбу. Он считал небо источником всех вещей, в том числе и пути (дао): «Порядок и смута, гибель и процветание зависят от судьбы, ниспосылаемой небом. От неё нельзя уклониться», ибо «судьба — это повеление неба». Как часть природы небо выступает в паре с землёй и в триаде с землёй и человеком. Небо — вверху, оно создатель человека, земля — внизу, вместе с небом она порождает все вещи, человек находится между ними, будучи самым ценным из всего созданного небом. При этом небо отождествляется с космич. силой ян (а также светом), земля — с силой инь (а также мраком). Инь и ян — это проявление единого, всепрони-кающего ци. Отсюда Д. Ч. переходит к социальным и историч. теориям. Небо, земля и человек символизируются тремя горизонтальными чертами, а путь — соединяющей их вертикальной чертой; в сумме получается иероглиф «ван» — правитель, который только и способен постичь путь указанной триады. Небо наказы-пает и награждает, осуществляя свою власть в определ. последовательности, связанной с круговоротом пяти первоэлементов (у-син). На этой основе Д. Ч. создал теорию историч. развития — учение о «трёх периодах господства», поочерёдно сменяющих друг друга: каждый из них начинается с получения правителем «мандата неба», символизируется определ. цветом (чёрный, белый, красный) и соответствует к.-л. конкретной династии.
        Быков Ф. С., Учение о первоэлементах в мировоззрении Д. Ч. (К проблеме становления конфуцианства), в кн.: Китай. Япония. История и филология, М., 1961, с. 117—30; F o r k e А., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 46—64;
        см. также лит. к ст. Конфуцианство.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ДУН ЧЖУНШУ
    ДУН ЧЖУНШУ [190 или 179, Гуанчуань (современный уезд Хэншуй провинции Хэбэй) — 120 или 104 до н. э.] — китайский философ и государственный деятель, “Конфуций эпохи Хань” (206 до н. э.— 220 н. э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров “школы новых текстов”. Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной системе (кэ цзюй) — важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до нач. 20 в. Преподавал в императорской высшей школе, был учителем историка и мыслителя Сыма Цяня (2—1 вв. до н. э.). Идейное наследие Дун Чжуншу представлено собранием 82 философских и социально-политических эссе, названным составителями “Чунь цю фань лу” (“Обильные росы “Весен и осеней””), а также “Тремя докладами о Небе и человеке” (“Тянь жэнь сань цэ”), включенными в посвященную Дун Чжуншу главу 56 “Хань шу” (официальной истории династии Хань). Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и иньян цзя.
    По Дун Чжуншу, все в мире происходит из “первоначала” (“первопричины” — юань), аналогичного “Великому пределу” (тай цзи), состоит из “пневмы” (ци) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил инь ян ициркуляциях “взаимопорождающих” и “взаимопреодолевающих” “пяти элементов” (у син). Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификационные схемы — инь ян и у син — были сведены Дун Чжуншу в единую систему, охватывающую весь универсум. “Пневма” наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он—микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно монетам (см. Mo цзя), Дун Чжуншу наделял Небо “духом” и “волей”, которые оно, не говоря и не действуя (у вэй), проявляет через государя, “совершенномудрых” и природные знамения.
    Решая фундаментальную для конфуцианства проблему “индивидуальной природы” человека, Дун Чжуншу выдвинул три новые идеи: 1. Подчиняясь универсальному дуализму сил инь ян, человеческая природа делится на доброт ворную (ян) природу (син) и злотворную (инь) чувственность (цин). 2. “Добро” (шань) как атрибут человеческой “природы” имеет относительный характер: человеческая “природа” может считаться “доброй” в сравнении с природой птиц и зверей, но не с “природой” “совершенномудрых”; у “совершенномудрых” “природа” иная, чем у “средних” людей, у последних—иная, нежели у “ничтожных”. 3. “Добро” потенциально присуще человеческой “природе”, которая от рождения обладает “добрым началом”: “человеческая природа подобна рису на корню, доброрису в зерне”. Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой “природы” сближает Дун Чжуншу с Конфуцием, оценка ее как потенциально “доброй” — с Мэч-цзы, а упор на социализацию как фактор формирования “добра” в человеке — с Сюнь-цзы. В последнем пункте Дун Чжуншу сомкнулся и со своими политическими противниками—легистами (см. Легизм), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы ян.
    Дун Чжуншу признавал существование двух видов судьбоносного “предопределения” (мин): исходящего от природы “великого предопределения” и исходящего от человека (общества) “изменяющегося предопределения”. Историю Дун Чжуншу представлял как циклический процесс, состоящий из трех этапов (“династий”), символизируемых цветами (черным, бельм, красным) и добродетелями— “преданностью”, “почтительностью”, “культурой” (вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 в.) вывел историософское “учение о трех эрах”, популярное вплоть до Кан Ювэя.
    Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанного на учении о взаимном “восприятии и реагировании Неба и человека”. По Дун Чжуншу, не “Небо следует дао”, как у Лао-цзы, а “дао исходит из Неба”, являясь связующим звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение данной связи—иероглиф “ван” (государь), состоящий из трех горизонтальных черт (символизирующих триаду: Небо — Земля — человек) и пересекающей их вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао — главная функция государя. Фундамент общественно-государственного устройства составляют “три устоя” (сань ган, см. Синь гон у чан), производные от неизменного, как Небо, дао: “Правитель является устоем для подданного, отец — для сына, муж — для жены”. В этом небесном “пути государя” (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян, второй — подчиненную силу инь. Подобная конструкция, близкая к тезисам Хань Фэя (3 в. до н. э.), отражает сильное влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства.
    Соч.: Дун-цзы вэнь цзи (Собр. литературных творений мудреца Дуна).—В сер.: Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1937; ЛайЯньюань. Чунь цю фань лу цзинь чжу цзинь и (“Чунь цю фань лу” с современным комментарием и пер.). Тайбэй, 1986; в пер.: [О небе и человеке. О познании], пер. М. Л.Титаренко.—В сб.; Антология мировой философии, т. I, ч. 1. M., 1969; Чунь цю фань лу, пер. А. С. Мартынова.—В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1988; “Lectures chinoises” (Peking), N l, 1945, p. 1—17; Chan Wing-fst. A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton (N. Y.) — L., 1963, p. 271-88.
    Лит.: Быков Ф. С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжуншу.—В кн.: Китай, Япония. История и филология. М., 1961; Шестакова Т. Г. К вопросу о философской основе исторической концепции конфуцианства.—В кн.: Из истории китайской философии. Становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДУН ЧЖУНШУ" в других словарях:

  • ДУН ЧЖУНШУ — (190 или 179 120 или 104 до н.э). Китайский философ и государственный деятель, Конфуций эпохи Хань (206 до н.э. 220 н.э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров школы новых текстов (или школы текстов новых… …   Энциклопедия Кольера

  • Дун Чжуншу — 董仲舒 Дата рождения: ок. 179 г. д …   Википедия

  • Дун Чжуншу — Дун Гуйянь (II в. до н. э.), китайский философ, «Конфуций эпохи Хань», придавший конфуцианству характер государственной идеологии. Один из лидеров так называемой школы новых письмён. Был министром, инициатор введения государственных экзаменов на… …   Энциклопедический словарь

  • ДУН ЧЖУНШУ — Гуйянь (2 в. до н. э.), китайский философ, Конфуций эпохи Хань , придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров т. н. школы новых письмен. Был министром; инициатор введения государственных экзаменов на должности… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДУН ЧЖУНШУ — (190 или 179 120 или 104 гг. до Р. Х.), кит. философ и гос. деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 г. до Р. Х. 220 г. по Р. Х.), придавший конфуцианству характер гос. идеологии; один из лидеров «школы новых текстов» (др. название «школа текстов… …   Православная энциклопедия

  • ДУН ЧЖУНШУ — (187 120 до н. э.), древнекит. гос. деятель, философ и педагог, ревностный поборник конфуцианства. Представления Д. Ч. о природе человека представляли синтез идей Мэн цэы, Сюнь цзы и др. По мнению Д. Ч., умелым воспитанием можно развить у… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • дун чжуншу — 190 или 179, Гуанчуань (совр. уезд Хэншуй пров. Хэбэй), 120 или 104 до н.э. Философ и гос. деятель, Конфуций эпохи Хань (206 до н.э. 220 н.э.), придавший конфуцианству характер гос. идеологии, один из лидеров школы новых текстов (или школы… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Дун Чжун-шу — Дун Чжуншу (кит. 董仲舒; ок. 179 104 гг. до н. э.) конфуцианский философ, который в качестве приближенного советника императора У ди добился изгнания из правительства приверженцев конкурирующих идеологий и провозглашения конфуцианства господствующей …   Википедия

  • Дун (фамилия) — Иероглиф клана Дун Дун китайская фамилия ( клан ) . 董 директор . Известные Дун Дун Боди, Патрик Дун Фанчжо (кит. упр. 董方卓, пиньинь: Dǒng Fāngzhuō; род. 1985) китайский футболист. Дун Цичан ( …   Википедия

  • Дун Цичан — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»