- ДИКЕАРХ
- ДИКЕАРХ
-
из Мессены (2-япол. 4 в. до н. э.), др.-греч, философ, представитель перипатетической школы, ученик Аристотеля, друг Аристок-сена. Соч. Д. (гл. обр. историч., историкокультурного, биография., историко-лит., географич. и этико-антропо-логич. характера), оказавшие влияние н-а мн. позднейших авторов (Эратосфен, Варрон, Цицерон, Иосиф Флавий, Плутарх), не сохранились: фрагменты изданы с комментариями в собрании Ф. Верли (F. Wehrli, Die Schule des Aristoteles, Heft I: Dikaiarchos, 19672). Своей «Жизнью Эллады» (фр. 47—66) Д. дал одну из первых историй культуры: смена трёх ступеней хозяйства — собирательства, пастушеской жизни, земледелия (идеализация первой из них, соответствующей золотому веку Гесиода); происхождение социальнопо-литич. институтов, различные изобретения культуры; влияние вавилонян и египтян. Отказ от спекулятивной философии у Д. связан с перенесением ценностного примата на практич. (активную) жизнь (, vita activa) — в сознат. противопоставлении идеалу теоретич. (созерцательной) жизни (, vita contemplativa) у Аристотеля и Теофраста. В диалоге «О душе» (в 6кн.) доказывалась смертность души (псю-хе), понимаемой как «гармония» 4 элементов (фр. 9— 12), что не мешало Д. признавать профетич. способности души, проявляющиеся во время сна и состояний одержимости («О гадании»). «Жизнеописания» Д. важны как один из ранних источников свидетельств о Пифагоре (фр. 33—37).W е h r l i F.], Dikaiarchos, в кн.: RE, SuppJ. XI, 1968, col. 526 sq.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ДИКЕАРХ
-
ДИКЕАРХ (Δικαίαρχος) из Мессены (2-я пол. 4 в. до н. э.)—греческий философ, представитель Перипатетической школы, ученик Аристотеля, друг Аристоксена. Сочинения Дикеарха (гл. о. исторического, историко-культурного, биографического, историко-яитературного, географического и этико-антропологического характера), оказавшие влияние на многих позднейших авторов (Эратосфен, Варрон, Цицерон, Иосиф Флавий, Плутарх), не сохранились: фрагменты изданы с комментариями в собрании Ф. Верди. Своей “Жизнью Эллады” (фр. 47—66) Дикеарх дал одну из первых историй культуры: смена трех ступеней хозяйства—собирательства, пастушеской жизни, земледелия (идеализация первой из них, соответствующей золотому веку Гесиода); происхождение социально-политических институтов, различные изобретения культуры; влияние вавилонян и египтян. Отказ от спекулятивной философии у Дикеарха связан с перенесением ценностного примата на практическую (активную) жизнь (βίος πρακτικός) — в сознательном противопоставлении идеалу теоретической (созерцательной) жизни (βίος θεωρητικός) у Аристотеля и Теофраста. В диалоге “Q душе” (в 6 кн.) доказывалась смертность души (псюхе), понимаемой как “гармония” четырех элементов (фр. 9—12), что не мешало Дикеарху признавать профетические способности души, проявляющиеся во время сна и состояний одержимости (“О гадании”). “Жизнеописания” Дикеарха важны как один из ранних источников свидетельств о Пифагоре (фр. 33-37).Фрагм.: Hehrli F. (hrsg.). Die Schule des Aristoteles, Heft I. Basel—Stuttg., 1967.Лит.: ffihrli F. Dikaiarchos, RE, Suppl. XI, 1968, col. 526sq.А. В. Лебедев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.