ДЖНЯНА

ДЖНЯНА
ДЖНЯНА
        (санскр.— знание), понятие инд. философии, означающее высшее полное знание, достигаемое при медитации. Д.— это знание само по себе безотносительно к объекту, знание того высшего уровня, когда объект полностью растворён в субъекте, когда снимается противопоставление знания истинного и неистинного, становятся безразличными способы достижения знания, его характер и т. п. Д.— это знание сущности, которое как бы охватывает и все др. виды знания, не совпадая ни с одним из них и не являясь их суммой. Д., как и карма, ведёт к подлинному спасению (ср. Д.-марга — «путь Д.», напр. в «Бхагавадгите»). В йоге к Д. и карме прибавляется третий путь к спасению — бхакти. Трактовка Д. как знания самого себя у последователей Прабхакары (школа миманса; знание обнаруживает свой субъект, свой объект и самого себя — Д.) перекликается с пониманием софии (мудрости) у Прокла. Во многих школах инд. философии Д. противостоит незнанию, неведению (аджняна), понимаемому не столько как простое отсутствие Д., сколько как ложное знание, заблуждение (моха). Д. не следует смешивать с абхиджней — сверхзнанием, и с праджней — мудростью. В. ?. ?опв.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ДЖНЯНА
    ДЖНЯНА (санскр. jnâna—знание, познание, от глагольного корня джня — знать) — одно из центральных понятий индийской религиозно-философской традиции. В пурва-мимансе джняна—один из модусов души, описываемый одновременно как действие (крия) и процесс (вьяпара); знание как таковое превосходит возможности обычного чувственного восприятия, его присутствие узнается субъектом опосредованно, благодаря логическому выводу. В ньяя-вайшешике джняна одновременно дает не только знание об объектах, но и—непосредственно, в интроспекции—также знание о собственном присутствии в душе. Особое место представление о джняне занимает в различных направлениях веданты. В адвайта-веданте Шанкары джняна считается абсолютно тождественным высшему Брахману. Это не просто средство достижения освобождения или одно из свойств души, но само это освобождение (мокша), тождественное высшей реальности. Различение знания, познающего субъекта (джнятри) и объекта познания отнесено Шанкарой к стадии апаравидья (не-высшей, эмпирической истины), т. е. считается просто практически удобным (вьявахарика). В Комментарии на “Брахма-сутры” Бадараяны Шанкара, произвольно толкуя одну из ключевых сутр базового текста, отождествляет субъект знания (джнятри) со знанием как таковым. По его мнению, джняна—это не свойство или функция, но сама внутренняя природа (сва-рупа) души, которая неизменно сохраняется во всех ее состояниях. Такое Знание (джняна, видья), противоположное Неведению (авидья}, полностью совпадает с Сознанием (чит) как сущностью чистого Атмана и с представлением о сакшине, или внутреннем “свидетеле” всех актов восприятия. Поэтому даже на “пути Знания” (джняна-марга), непосредственно ведущего к единству с высшим Брахманом, адепт занят не накоплением сведений или познавательных навыков, но прежде всего реализацией собственной неизменной и вечной природы. Джняна в адвайте — это мгновенное преобразование, та внезапная перемена угла зрения, которая дает возможность осознать: единственная реальная сущность—это Брахман, т. е. чистое сознание, лишенное каких-либо частей, атрибутов или объектов, — сознание, с которым никогда ничего не происходило.
    Полемизируя с адвайтой, еишишта-адвайта предлагает собственную концепцию знания и незнания. По мнению Рамануджи, знание всегда направлено на объект, всегда интенционально, а потому всегда дано вместе с объектом; будучи наполнено своим содержанием, оно непременно несет в себе какие-то различающие характеристики. Такое качественно разнородное, атрибутивное знание (дхармабхута-джняна) уже не является самодостаточной сущностью, но только свойством определенной основы, или— что для вишишта-адвайты то же самое—способностью определенного субъекта. Характерная для адвайты метафора знания-света превращается в вишишта-адвайте в способность светить или в светлый ореол, окружающий источник света — Ишвару или отдельную душу. И если души (джива)-это как бы точечные светильники, каждый из которых окружен собственным более или менее обширным светящимся ореолом, то Ишвара весь освещен собою, прозрачен для себя, ибо каждый его член или атрибут служит вместе с тем объектом его божественного всеведения. Иными словами, представление о джняне в учении Рамануджи предполагает противопоставление субъекта и объекта, а также множественность познающих душ и познаваемых неодушевленных предметов. Считая адвайтистскую идею о чистом, лишенном свойств знании недопустимой уступкой буддийским воззрениям, Рамануджа противопоставляет ей тезис об истинности (ятхартхатва, букв.—соответствие предмету) всякого знания. Поскольку знание в вишишта-адвайте сведено по сути к способности освещать (или отражать) независимые от него объекты, оно всегда считается в какой-то степени истинным (в этом смысле ошибки и погрешности восприятия также содержат некую толику истинного знания), различаясь лишь точностью и полнотой охвата предметности.
    Н. В. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ДЖНЯНА" в других словарях:

  • Джняна — (санскр. знание), понятие индийской философии, означающее высшее, полное знание, достигаемое при медитации. Джняна это знание само по себе безотносительно к объекту, это знание сущности, которое как бы охватывает и другие виды знания, не совпадая …   Религиозные термины

  • Джняна — Запрос «Гьяна» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Джняна, иногда гьяна или джнана (санскр. ज्ञान, jñāna?)  санскритский термин, который означает «знание». В философии индуизма обычно используется для указания на «истинное знание».… …   Википедия

  • ДЖНЯНА —         метафизическое знание, понимаемое не как обладание информацией и знание о чем то, но как сверхсодержательное, поэтому невыразимое и непередаваемое знание единого, абсолютного, меняющее бытие сознания, в к ром возникло и приводящее к мокше …   Словарь индуизма

  • Джняна — (Jnana) См. Джнятри, Джняна, Джнейя; Основы Знания …   Словарь йоги

  • джняна-йога — сущ., кол во синонимов: 1 • йога (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Джняна-Йога — (Jnana yoga) См. Веданта; Джнятри, Джняна, Джнейя; Основы Знания; Философия Йоги …   Словарь йоги

  • ДЖНЯНА-ПАНЧАМИ —         праздник, связанный с 5 м днем осеннего месяца карттика (ноябрь декабрь). Это день почитания праведного знания.         В это время поклоняются свящ. текстам и проводят обряд очищения книг (от грязи, пыли, насекомых). О. Горовая …   Словарь индуизма

  • Джняна-йога — Джняна йога, точнее гьяна йога (санскр. ज्ञान योग jñānayoga? «путь знания»[1])  один из видов йоги в философии индуизма. Гьяна в переводе с санскрита означает «знание».[2] В своём комментарии к «Бхагавад гите», Шанкара, отражая точку зрения школы …   Википедия

  • ДЖНЯНА МАРГА — (инд.) см. в ст. Тримарга …   Православная энциклопедия

  • Джнятри, Джняна, Джнейя — (Jnatri, Jnana, Jneya) Познающий, Познание, Познанное . На определенной ступени развития в практике джняна йоги человек осознает, что познающий, познание и познанное представляют собой единую сущность, а не три различных. Легко возразить, что в… …   Словарь йоги


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»