- ДЕШАН
- ДЕШАН
-
(Deschamps) Леже Мари (10.1.1716, Рен,— 19.4.1774, Монтрёй-Белле), франц. философматериалист. Монах-бенедиктинец, казначей монастыря Монтрёй-Белле. При жизни были изданы анонимно лишь две небольшие работы Д. Осн. соч. «Истина, или Истинная система» (рус. пер. 1930), написанное в 1770-х гг., было найдено в архивах библиотеки г. Пуатье лишь в 1864— 1865; некоторые рукописи Д. не опубликованы до сих пор. В духе спинозизма Д. утверждал существование «универсального целого», или «всего», как конечной основы мира, проявлениями крой являются чувств. существа. Безусловное знание об «универсальном целом» доступно только разуму, чувствам же доступны составляющие это «целое» части, отд. физич. существа. В истории общества Д. выделял три «состояния»: естественное, гражданское (осн. злом которого является частная собственность) и идеальный «строй нравственности», осуществляющий социальное равенство и общее благополучие. Признавая религию «суррогатом истины», Д. считал, однако, атеизм возможным лишь в идеальном обществе, путь к крому видел в распространении «истины».в рус. пер.: Истина, или Истинная система, М., 1973. 0 Волгин В. П., «Истинная система» Д., «ВИ», 1957, № 12: Beaussire E., Antecedents de l'hegelianisme dans la philo-sophie franchise. Dom Deschamps..., P., 1865.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ДЕША́Н
-
(Deschamps), Леже Мари (10 янв. 1716 – 19 апр. 1774) – франц. философ-материалист. Монах-бенедиктинец, казначей монастыря Монтрёй-Беле. В своем осн. соч. "Истина, или Достоверная система" ("La vérité ou le vrai système") Д. выступал против отрыва движения, пространства и времени от материи (см. "Истина...", т. 1, Баку, 1930, с. 48–49) и материалистически решал вопрос о процессе мышления: мысль есть акт, происходящий в голове человека, хотя и может быть зрима только по своим внешним результатам. Д. пытался соединить сенсуализм с рационализмом, что отличало его гносеологию от сенсуалистич. теории познания большинства франц. материалистов, с к-рыми он вел переписку (как, напр., с Гельвецием) и даже был лично знаком (с Дидро). Д. отстаивал объективную значимость абстракций и требовал разработки категорий мышления (там же, с. 37–38, 70–78 и др.). Оставаясь в целом на уровне метафизич. и механистич. материализма 18 в., Д. высказывал догадки диалектич. характера о взаимосвязи явлений (там же, с. 56), о поступат. развитии природы (там же, с. 73) вплоть до появления человека (там же, с. 59), об историчности форм человеч. общества (там же, с. 60). В истории общества Д. усматривал три последовательно сменяющихся "состояния": 1) дикость, или естеств. состояние, где нет частной собственности; 2) гражданское состояние, или "строй законов", основным злом к-рого являются частная собственность, разобщенность людей, господство сильного над слабым, религия, находящаяся на службе у сильных; 3) строй нравственности, или естеств.-моральный строй, характеризующийся отсутствием частной собственности, социальным и физич. равенством. Этот строй возникнет тогда, когда люди поймут, что счастье человека возможно только при общем благополучии, и наступит лишь при содействии образованных людей, т.к. только с их помощью истина станет достоянием всего общества (там же, с. 60–85). Истолковывая историч. процесс как закономерный, Д. не выходил, однако, из круга понятий, свойственного всему франц. материализму ("мнение правит миром"). Д. считал себя сторонником "просвещенного атеизма", к-рый, по его мнению, обосновывает неизбежность уничтожения религии ввиду ее ненужности и убеждает человечество в том, что рай может существовать только на земле (там же, с. 118).Соч.: "Истина, или Достоверная система" – осн. произведение Д., ставшее известным только после его смерти. В 1864–65 франц. проф. Боссир обнаружил в архивах муниципальной б-ки г. Пуатье две части рукописи этого произведения: ч. 1 – "Предварительные метафизические размышления" и ч. 4 – "Моральные рассуждения". В 1865 Боссир написал книгу о Д., использовав найденные им рукописи и переписку. В 1929 азерб. ученый Дж. Нагиев, будучи во Франции, переписал и частично сделал фотокопии той части труда Д., к-рая была обнаружена Боссиром. На основании этих материалов в 1930 в Баку был издан 1-й т. и подготовлялся (но не вышел) к печати 2-й т. "Истины...". На франц. яз. незначит. части материалов, обнаруженных Боссиром, были напечатаны лишь в 1939 (Le vrai système ou le mot de l'énigme métaphysique et morale. Publié sous le patronage de la Société des textes français modernes par J. Thomas et P. Venturi, P., 1939). Со времени выхода в свет книги Боссира в лит-ре укоренилось мнение о том, что др. части труда Д. либо не были завершены автором, либо утеряны. В 1910 рус. исследователь Ε. Д. Зайцева обнаружила в архивах г. Пуатье ч. 2 ("Разрешение загадки метафизики и морали в применении к богословию и современной философии") и ч. 3 ("Метафизические рассуждения") труда Д. и, сделав копии с обнаруженных рукописей, привезла их в Россию. В наст. время (1960) эти материалы подготавливаются к печати. Lettres sur l'esprit du siècle, L., 1769 (вышли в действительности в Париже, анонимно); La voix de la raison contre la raison du temps et particulièrement contre celle de l'auteur du Système de la nature, par demandes et par réponses, Brux., 1770 (анонимно).Лит.: Зайцева Е. [Д.], Дешан, Большая Советская Энциклопедия, 1 изд.. т. 21, с. 720–29; История философии, т. 2, М., 1941, с. 432–36; Волгин В. П., "Истинная система" Дешана, "Вопр. истории", 1957, No 12; Задатки гегелизма во французской философии на основании книги Боссира (аннотация), "Отечественные записки", 1865, год 27, т. 160, [No 6] (отд. "Литературная летопись"); Beaussire E., Antécédents de l'hégélianisme dans la philosophie française. Dom Deschamps, son système et son école, d'après un manuscrit et des correspondences inédites du XVIII-e siècle, P., 1865; Rosenkranz K., Dom Deschamps. [Ein Vorlänfer des Hegelianismus in der französischen Philosophie des 18. Jahrhunderts], "Der Gedanke", В., 1867, Bd 7, H. 4; Malon В., Dom Deschamps. Un benédictin du dix-huitième siècle, précurseur de l'hégélianisme, du transformisme et du communisme anarchiste, "Rev. socialiste", P., 1888, t. 8, No 45, p. 256–66.M. Рабинович. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ДЕШАН
-
ДЕШАН (Deshamps) Леже Мари (10 января 1716, Рене— 19 апреля 1774, монастырь Монтрей-Беле)— французский философ, монах-бенедиктинец. Сторонник коммунистических идей и “просвещенного атеизма”. Основное сочинение—“Истина, или Достоверная система” (La vérité ou le vrai système, рус. пер. 1930), было издано отрывками в 1939. Утверждал существование “универсального целого” как конечной основы мира, а также неразрывную связь движения, пространства, времени и материи. В развитии общества выделял три стадии: дикость, при которой отсутствует частная собственность; гражданское состояние, где частная собственность является основным злом, а господство сильного над слабым подкреплено религией; нравственный строй, при котором частная собственность будет отсутствовать, зато возникнет всеобщее равенство. Последняя стадия наступит лишь при содействии образованных людей, благодаря которым истина станет достоянием всего общества. Соч.: Lettre sur l'espril du siècle. L., 1769; La voix de la raison contre la raison du temps... Brux. 1770; Истина, или Истинная система. M., 1973. Лит.: Волгин В. П. “Истинная система” Дешана.— “Вопросы истории”, 1957, № 12; Задатки гегелизма во французской философии...—“Отечественные записки”. 1865, год 27, т. 160, ¹ 6; Rosenkranz K. Dom Deschamps.—“Der Gedanke”. В., 1867, Bd. 7, Не”. 4.О. В. Суворов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.