- ГУДМЕН
- ГУДМЕН
-
(Goodman) Нелсон (р. 7.8.1906, Соммервилл, шт. Массачусетс), амер. философ и логик. Представитель аналитической философии. В своих филос. исследованиях Г. стремится обосновать логически непротиворечивый базис «единой системы описания процесса приобретения знания». С этой целью он разрабатывает такой язык (называемый им языком конструктивной системы), на котором можно выразить осн. истины логики и математики, факты и законы здравого смысла и науки в терминах конструктивного (т. е. крайнего) номинализма. Г. предлагает отказаться от употребления общих понятий, или универсалий (типа «смысл», «класс», «свойство», «отношение», «необходимость» и др.). При выборе нелогич. исходных терминов системы следует руководствоваться их полезностью для понимания процесса приобретения знания (что сводимо, по Г., к требованию простоты). Используя критерий простоты, Г. пытается доказать, что оптимальной для конструктивного номинализма является такая картина мира, при которой поток опыта индивидуума разлагается на элементарные чувств. качества.В области логики Г. разработал методы анализа проблем контрфактич. предложений, дисиозициональных предикатов, подтверждения индукции и др.Steps toward a constructive nominalism, «Journal of Symbolic Logic», 1947, v. 12, № 4 (совм. с W. V. Quine); Problems and projects, Indianapolis — N. ?., 1972; Fad, fiction and forecast, Indianapolis, 19733; Languages of art, Indianapolis, 19762; The structure of appearance, Dordrecht — Boston, 19772.Хилл Т. 11., Coup, теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 441—49; Богомолов A.C., Буржуазная философия США 20 в., М., 1974, с. 28(1—90; К а и б е ? г Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с, англ., М., 1978.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ГУДМЕН
-
(Goodman), Нельсон (р. 7 авг. 1906) – амер. философ-идеалист, сторонник совр. номинализма; специалист в области логики. Проф. Пенсильванского ун-та. Осн. направление работ Г.– исследование средствами математич. логики структуры знания индуктивного вывода, сослагательных высказываний (см.Hомологические высказывания), синонимии в естеств. языках, логич. структуры понятий "качество", "явление" и др.Соч.: The structure of appearance, Camb. (Mass.), 1951; Fact, fiction and forecast, Camb. (Mass.), 1955; A world of individuals, в кн.: The problem of universale. A symposium, Notre Dame (Indiana), 1956, p. 13–31; Recent developments in the theory of simplicity, "Philos, and Phenomenol. Res.", Buffalo, 1959, v. 19, N 4. p. 429–47; Steps toward a constructive nominalism, "J. Symbolic logic", 1947, v. 12, No 4 (совм. с W. V. Quine); The logical simplicity of predicates, там же, 1949, v. 14, No 1; On likeness of meaning, "Analysis", Oxf., 1949, v. 10, No 1; On some differences about meaning, там же, 1953, v. 13, No 4; A query on confirmation, "J. Philos.", Lancaster, 1946, v. 43, No 14, p. 383–85. Лит.: Pap Α., Fact, fiction and forecast, "Rev. Metaphysics", New Haven (Conn), 1955, v. 9, No 2; Sсheffler I., Inductive inference: a new approach, "Science", L., 1958, v. 127, No 3291, p. 177–81.И. Добронравов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ГУДМЕН
-
ГУДМЕН (Goodman) Генри Нелсон (род. 7 августа 1906, Соммервилл, штат Массачусетс, США) — американский философ и логик. Профессор Гарвардского университета (с 1967). Разработал систему строгого номиналистического .языка для описания мира, достоинства которого видит в том, что он наиболее адекватно эксплицирует основные логические допущения. Гудмен критикует логико-математический платонизм за использование общих понятий (напр., понятия “класс”). Анализируя понятие “сходство”, он приходит к выводу, что в результате объективации сходств возникает ошибочное мнение, будто свойства и качества существуют так же, как и остальные вещи. Согласно Гудмену, выбор исходных терминов той или иной системы описания мира определяется чисто прагматическими соображениями, прежде всего требованием простоты и удобства. В отличие от близкого ему по многим вопросам У. Куайна, Гудмен предпочитает в качестве отправного пункта для описания структуры мира феноменалистический, а не физикалистский язык. Вместе с тем он рассматривает чувственные данные как результат рациональной реконструкции и интерпретации. По Гудмену, сравнение описаний мира с самой “реальностью” неосуществимо, а возможно лишь сравнение одних версий описания мира с другими. Вместо классического понятия истины как корреспонденции Гудмен вводит понятие правильности как соответствия убеждениям и принципам той или иной системы описания. Он исходит из плюрализма систем, считая, что не только наука и обыденное знание, но и разновидности искусства (напр., музыка или абстрактная живопись) представляют собой допустимые версии описания мира. Эстетический опыт обладает не только эмоциональным, но и когнитивным содержанием. Искусство, как и наука, способствует общему прогрессу понимания и знания. В области формальной логики Гудмен занимается построением экстенсионалистской теории значения как теории референции для решения проблемы синонимии. Он исследует роль диспозиционных предикатов в описании мира, формулирует “парадокс подтверждения”, свидетельствующий о том, что отношение подтверждения не имеет точного дедуктивного характера. Предпочтение применения некоторого предиката (напр., предиката “зеленый” предикату-монстру “зелубой”, образованному в результате слияния “зеленого” и “голубого”, по отношению к такому объекту, как изумруд) в новых случаях объясняется его регулярным и успешным применением в прошлом. Гудмен осуществляет экспликацию фундаментальных принципов для построения индуктивной логики. В этой связи он также исследует логические аспекты проблемы предсказуемости.Соч.: The Structure ot'Appearance. Cambr. (Mass.), 1951; Fact, Fiction and Forecast. L., 1954; Language of Art. Indianapolis, 1968; Ways of Worldmaking. Indianapolis, 1978. Лит.: PassmoreJ. Recent Philosophers. L., 1985, p. 87—91.А. Ф. Грязное
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.