ГОМЕОМЕРИЯ

ГОМЕОМЕРИЯ
ГОМЕОМЕРИЯ
        (греч. , от — подобный и — часть), термин др.-греч. философии. «Гомеомеричными», или «подобочастными», Аристотель называл качественно однородные вещества, у которых любые части подобны по своим свойствам друг другу и целому. В аристотелевской иерархии материального мира они занимали промежуточное место между элементами и «неподобочастными», каковыми являются органы животных и растений. К «подобочастным» Аристотель относил органич. ткани, напр. мясо, кости, кровь, жир, древесину, кору и т. д., а также металлы и однородные минералы (наиболее полный перечень «подобо-частных» содержится в 4-йкн. «Метеорологии» — 388а 13—20). Аристотель утверждал, что «подобочастные» служат материальными первоначалами в системе Анаксагора, однако в дошедших до нас анаксагоровых текстах этот термин не встречается. Термин «Г.» в позднейшей доксографич. литературе об Анаксагоре обозначал, в частности, мельчайшие частицы («семена» у Анаксагора) всевозможных веществ, смеси которых образуют все вещи.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ГОМЕОМЕ́РИЯ
термин, к-рым, по свидетельству Аристотеля (Анаксагор А 43, 45, 46, Diels), пользовался Анаксагор, но к-рого нет в дошедших до нас материалах последнего. Этим термином Анаксагор обозначал мельчайший материальный элемент всякого качества, содержащий в себе бесконечность вообще существующих качеств ("всё во всём"). Г. бесконечно делима, но в любой ее части содержится все существующее. В этом нельзя не видеть отдаленного предчувствия учения о бесконечных множествах. Понятие Г., понимаемой Анаксагором как "всё во всём", было создано, как можно предполагать, ради обоснования идеи вечности и неразрушимости материи, к-рая, постоянно возникая и разрушаясь в отдельных вещах, в последней своей глубине, а именно – в Г., мыслилась вечной и неразрушимой. У Аристотеля ("Метафизика", I3, 983в31–984в13) употребляется в виде прилагательного (ὁμοιομερή), букв. – "подобочастное", от ὅμοιος – подобный и μέρος – часть), в дальнейшем же в виде существительного (ὁμοιομέρεια) (так, у Лукреция homeomeria, De rerum natura, I, 830).
Лит. см. при статье Анаксагор.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ГОМЕОМЕРИЯ
    ГОМЕОМЕРИЯ (греч. όμοιομέρεια, от δμοιος— подобный и μέρος — часть) — термин древнегреческой философии. “Гомеомеричными”, или “подобочастными”, Аристотель называл качественно .однородные вещества, у которых любые части подобны по своим свойствам друг другу и целому. В аристотелевской иерархии материального мира они занимали промежуточное место между элементами и “неподобочастными”, каковыми являются органы животных и растений. К “подобочастным” Аристотель относил органические ткани, напр. мясо, кости, кровь, жир, древесину, кору и т. д., а также металлы и однородные минералы (наиболее полный перечень “подобочастных” содержится в 4-й кн. “Метеорологики” — 338а13—20). Аристотель утверждал, что “подобочастные” служат материальными первоначалами в системе Анаксагора, однако в дошедших до нас Анаксагоровых текстах этот термин не встречается. Термин “гомеомерия” в позднейшей доксографической литературе об Анаксагоре обозначал, в частности, мельчайшие частицы (“семена” у Анаксагора) всевозможных веЩеств, смеси которых образуют все вещи. И. Д. Рожанский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ГОМЕОМЕРИЯ" в других словарях:

  • Гомеомерия — (др. греч. homoioméreia от ὅμοιος, «подобный, схожий, равный» + μερίς, «часть, доля»)  термин, введённый Аристотелем для обозначения понятия элементарного начала, мельчайшего элемента всякого качества (семени) в философии Анаксагора.… …   Википедия

  • ГОМЕОМЕРИЯ — (греч., от homoios похожий, и meros часть). Учение греч. философа Анаксагора, что одинаковые массы имеют и одинаковые атомы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОМЕОМЕРИЯ греч., от homoios, похожий, и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ГОМЕОМЕРИЯ — (греч. homoiomereia от homoios подобный и meros часть), термин древнегреческой философии. Гомеомеричными или подобочастными Аристотель называл качественно однородные вещества, у которых любые части подобны по своим свойствам друг другу и целому… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГОМЕОМЕРИЯ —     ГОМЕОМЕРИЯ (ὁμοιομέρεια, от ὅμοιος, подобный, и μέρος, часть), мн. ч. гомеомерии, «подобочастные», допустимы толкования: «то, часть чего подобна целому» и «то, части чего подобны друг другу».     Анаксагор. В перипатетической доксографии и… …   Античная философия

  • гомеомерия — (греч. homoioméreia, от hómoios  подобный и méros  часть), термин древнегреческой философии. Гомеомеричными, или подобочастными, Аристотель называл качественно однородные вещества, у которых любые части подобны по своим свойствам друг другу и… …   Энциклопедический словарь

  • Гомеомерия — (греч. homoioméreia, от hómoios подобный и méros часть)         термин античной философии, которым, по свидетельству Аристотеля, пользовался Анаксагор для обозначения мельчайшего элемента всякого качества, содержащего в себе бесконечность… …   Большая советская энциклопедия

  • гомеомерия — гомеом ерия, и …   Русский орфографический словарь

  • АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ —     АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»