ГЕРМЕТИЗМ

ГЕРМЕТИЗМ
ГЕРМЕТИЗМ
        религ.-филос. течение эпохи эллинизма и поздней античности. Представлено большим числом соч. на греч., лат., коптском и др.-арм. языках, в которых посвящённому от имени бога Гермеса Триждывеличайшего открываются все тайны мира. Подразделяется на «популярный Г.» (3в. до н.э.— 3 в. н. э.), включающий в себя трактаты по астрологии, алхимии, магии и оккультным наукам, и «учёный Г.» (2—авв.), содержащий трактаты религ.-филос. характера. В «учёном Г.» наблюдаются две противоречивые тенденции: оптимистически-пантеистическая (трактаты. 5, 8, 9) и пессимистически-гностическая (трактаты 1, 4, 6, 7, 13).
        Связное изложение учения Г. дано гл. обр. в сочинениях пессимистически-гностич. группы (особенно в 1-м трактате «Поймандр»), Оно подразделяется на теологию, космологию, антропогонию, сотериологию (учение о спасении) и эсхатологию. Его суть в следующем: изначально существует божеств. свет, или верховный ум. Затем появляется мрак (или материя), «страшный и угрюмый, скрученный спиралью и подобный змее». Благодаря первой эманации верховного умалогоса происходит разделение этого естества на четыре первоэлемента. Вторая эманация высшего божества — ум-демиург творит из огня и воздуха семь небесных сфер. Затем совокупными усилиями его и логоса созидается весь космос. Третья эманация верховного ума— первочеловек («антропос»), соединением которого с природой объясняется происхождение человека. Человек двойствен по своему естеству: бессмертен, благодаря душе и уму, наследованным от антропоса, и смертен, благодаря телу, полученному от дольней природы. Спасение для человека заключается в познании («гносисе») своей божеств. сущности и уподоблении богу. После смерти человеч. душа возносится к своему божеств. перво-истоку и, проходя через семь небесных сфер, очищается, оставляя в каждой из них чужеродные наросты (влечение, кичливость, наглость, сребролюбие и т. д.).
        В целом Г. является типичным продуктом религ. синкретизма эллинистич. эпохи и представляет собой синтез греч. и вост. традиций. Наиболее родствен он гностицизму. Г. способствовал подготовке неоплатонизма и оказал большое влияние на культуру ср. веков и особенно эпохи Возрождения.
        Источники: Манандян X., Определение Гермеса Трисмегиста Асклепию, «Вестник Матенадарана», 1956, № 3, с. 287—314; Hermes Trismegistus. Corpus Hermeticum, v. 1—2, P., 1946.
        Reltzenstein R., Poimandres, Lpz., 1904; F e s-t u g i ё r e A. M. J., La revelation d'Hermes TrismiSgiste, v. l—4, P., 1944—54; его же, Hermetisme et mystique pai'enne, P., 1967; Yates F. ?., Giordano Bruno and the Hermetic tradition, CM., 1964; Troger K. W., Mysterienglaube und Gnosis in Corpus Hermeticum XIII, B., 1971.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ГЕРМЕТИЗМ
    ГЕРМЕТИЗМ — религиозно-философское течение поздней античности. Получил наименование от имени Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего), образ которого является продуктом греко-египетского религиозного синкретизма—отождествления египетского бога Тога с греческим богом Гермесом. Культ Тога—Гермеса получил широкое распространение в эпоху эллинизма, и с ним связана обширная литература по магии, алхимии, астрологии, народной медицине. В первые века н. э. возникает “философский” герметизм, представленный написанными по-гречески текстами т. н. Герметического корпуса, фрагментами, сохраненными Стобеем, трактатом “Асклепий”, дошедшим в латинском переводе, и рядом текстов в составе библиотеки Наг-Хаммади. В сочинениях “философского” герметизма Гермес выступает не как бог, а как древний египетский пророк, обладающий знанием (гносис) благодаря откровению Верховного бога. Трактаты Герметического корпуса неоднородны, реконструировать на их основе единую герметическую систему невозможно. Наряду с влиянием среднего платонизма и стоицизма встречаются библейские реминисценции (хотя в целом герметическая религиозность имеет языческий характер), а также мотивы гностицизма.
    Эскиз доктрины гностического типа содержится в “Поймандре” — первом трактате Герметического корпуса. Эта доктрина включает теологию (учение о божественной триаде: Бoг=Ум=OтeцгECвeт, Сын^Слово, Ум=Демиург)^ космогонию, согласно которой от Света отделилась и пала вниз Тьма — материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: воду, землю, огонь и воздух; антропогонию и антропологию (человек-архетип, образ и творение Бога Отца, влюбившись в собственное отражение в первородной влаге, ниспал в низший мир и соединился с Природой; от этого соития произошли люди, души которых божественны, а тела принадлежат низшему миру); наконец, сотериологию, предпосылкой которой является гносис — знание о своей божественности, а путем осуществления — восхождение души к Богу и слияние с ним.
    В Средние века герметические учения в Западной Европе, Византии и у арабов служили обоснованием алхимии и астрологии. В 15—17 вв. в Западной Европе герметические тексты пользовались огромным авторитетом и рассматривались как древнейшее божественное Откровение, предваряющее как Моисея, так и Орфея, Пифагора и Платона. Влияние герметизма испытали M Фичино, Пико деляа Мирандала, Агриппа Неттесгеймский, Ф. Патрици, Д. Бруно, Т. Кампанелла и др. Уже после того, как И. Казобон в нач. 17 в. установил, что герметические тексты написаны не ранее 2 в. и не могли принадлежать мифическому Гермесу Трисмегисту, к ним проявляли интерес Р. Бойль и И. Ньютон. Герметизм сыграл определенную роль в становлении новоевропейской науки.
    Источники: Hermetica. The Ancient Greek and Latin Writings which contain religious or philosophic teachings ascribed to Hermes Trismegistus, ed. with engl. transi, by W. Scott, v. 1—4. Oxf., 1924—36; Corpus Henneticum, ed. par A. D. Nock, trad. par. A. 1. Festugière, ô. 1—4, 4 éd. P., 1983; Hennés en Haute Egypte, par J.-P. Mähe, t. l -2. Quйbec, 1978—82; в рус. пер.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада, сост., пер. К. Богуцкого. Киев—M, 1998 (пер. с франц. и англ. языков); Поймандр, пер. с греч. А. В. Семушкина.—В кн.: Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991, с. 249-255; Поймандр. Апокалипсис Асклепия, пер. с греч. и лат. Н. В. Шабурова.—В кн.: Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1—14 веков. М., 1996.С.20—26; Определения Гермеса Триемегиста Асклепию, пер. с древнеарм. С. Аревшатяна.—“Вестник Матенадарана”. Ереван, 1956, № 3, с. 298—314; Ямвлих. О египетских мистериях. М., 1995; Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996; Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. Самара, 1997.
    Лит.: Тураее Е. А. Бог Тот. Лейпциг, 1898; Зелинский Ф. Ф. Гермес Трижды Величайший. — В кн.: Он же. Из жизни идей. СПб., 1907, т. 3, с. 88—152; ШабуровН. В. Философия и миф в герметическом корпусе (Corpus henneticum I, VI, IX).—В кн.: Из истории философского наследия древнего Средиземноморья. М., 1982, ч. 2, с. 120—134; Он же. Откровение Гермеса Трисмегиста.— В кн.: Знание за пределами науки... М., 1996, с. 26—36; Семумкин А. В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма.— В кн.: Человек как философская проблема... М., 1991, с. 90—106; Герметизм и формирование науки, реферат, сб. М., 1983; Reitwnstein R. Poimandres: Studien zur griechisch-ägyptischen und frühchristlichen Literatur. Lpz., Î9Û4; Reitynstein R., ShaederH. H. Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland. Lpz.—B., 1926; Kroll J. Die Lehren des Hermes Trismegistos. Münster, 1928; festugiîre A. J. La révélation d'Hermès Trismégiste, v. 1—4. P., 1950—54; Idem. Hermétisme et mystique païenne. P., 1967; Moorsei G. van. The Mysteries of Hermes Trismegistus; A phenomenological study in process of spiritualisation in the Corpu” Hennetieum and latin Asclepius. Utrecht, 1955; ïtes F. A. Giordan Bmno and the Hermetic Tradition. L., 1964; Troeger K. W. Mysterienglaube und Gnosis in Corpus Hermeticum Xlll. B., 1971; Segal R. A. The Poimandres as myth. Scholary theory and gnostic meaning. В.—N. Y.—Amst., 1986; Ambrose E. A. The Hermetiea: An annotated bibliography. St. Louis, 1992.
    H. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ГЕРМЕТИЗМ" в других словарях:

  • герметизм — а, м.hermétisme m. 1. Учение алхимиков.? Это собрание, по возможности, приводимое в порядок, пополняется сочинениями теологическими и указывает на переход герметизма к иллюминизму, к мистицизму, к пиетизму. В. А. Соллогуб Восп. // Русов Помещ.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГЕРМЕТИЗМ — ГЕРМЕТИЗМ, религиозно философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу… …   Современная энциклопедия

  • ГЕРМЕТИЗМ — (итальянское poesia ermetica герметическая поэзия), модернистское направление в итальянской поэзии 1920 30 х гг. (С. Квазимодо, Дж. Унгаретти); одна из основных особенностей современной модернистской поэзии. Выражает в нарочито усложненной форме… …   Современная энциклопедия

  • ГЕРМЕТИЗМ — (итал. poesia ermetica герметическая поэзия) направление в итальянской поэзии 20 40 х гг. 20 в. (Э. Монтале, Дж. Унгаретти). Главная установка максимальное выявление символических возможностей поэтического слова, в т. ч. посредством усложненных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГЕРМЕТИЗМ — религиозно философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (т. н …   Большой Энциклопедический словарь

  • герметизм — I религиозно философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (так …   Энциклопедический словарь

  • герметизм —         ГЕРМЕТИЗМ религиозно философское направление в поздней античности, возникшее в Египте (Александрия) на основе слияния нескольких традиций гностицизма, популярной греческой философии, библейской религиозности, а также мифологем и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Герметизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Герметизм (значения). Статьи о герметизме Герметизм Па …   Википедия

  • ГЕРМЕТИЗМ — религиозно философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего). Основные источники для изучения античного философского Г. это тексты Герметического корпуса, «Посвятительное слово Гермеса… …   Православная энциклопедия

  • ГЕРМЕТИЗМ — качество того, что с трудом поддается пониманию. Первоначально герметизм означал тайную доктрину средневековых алхимиков: его объектом являлась трансмутация металлов и универсальная медицина. Сегодня термин синонимичен «оккультному знанию» и… …   Философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»