- БИРУНИ
- БИРУНИ
-
аль-Бируни Абу Райхан Мухаммед Ибн Ахмед (973, Кята,— 1048, Газна), ср.век. учёныйэнциклопедист и мыслитель. В 1004—18 жил в Хорезме, с 1018 в Газне. Автор ок. 150 трудов (до нас дошло ок. 1/5 части) по астрономии, геодезии, математике, географии, минералогии, физике, фармакологии, философии, истории, этнографии, литературоведению. В астрономии придерживался господствовавшей в его время геоцентрич. системы Птолемея, однако с позиций математики признавал возможность гелиоцентризма. Детально разработал метод определения географич. долготы по наблюдению лунных затмений из двух точек, впервые построил глобус Земли, определил величину Земли по наблюдению понижения горизонта, составил тригонометрич. таблицы, вывел правило квадратичного интерполирования, ввёл в науч. обиход метод определения минералов по их удельным весам. Труды Б. содержат ценнейшие сведения по истории и этнографии народов Ср. Азии, Индии и стран Бл. и Ср. Востока. Ортодоксально-исламские воззрения сочетались у Б. с естеств.-науч. подходом к познанию природы: наука, по Б., должна опираться прежде всего на опыт и наблюдения. Высказывал идеи цикличности исторического процесса.Избр. произв., т. 1—6, Таш., 1957—75. Булгаков П. Г., Жизнь u труды Б., Таш., 1972; Ш а-рипов А., Великий мыслитель А. Б., Таш., 1972; Кедров Б. M., P о з е и ? е л ь д Б. А., Абу Райхан Б. (К 100-летию со дня рождения), М., 1973.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- БИРУНИ
-
Абу-Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (4 окт. 973 – 23 дек. 1048) – ученый, мыслитель и поэт. Уроженец Хорезма (ныне Узб. ССР); писал на араб. языке. Автор работ по математике, астрономии, географии, геологии, минералогии, истории, содержащих глубокие филос. идеи. Важнейшие сочинения Б.: "История Индии", "Минералогия", "Памятники минувших поколений" (1000, ранее известно под назв. "Хронология древних народов"), "Канон Мас'уда" и др. Б. критиковал мнение о неподвижности Земли и высказал предположение о гелиоцентрич. строении мира ("Ключ к астрономии", 1034–1042). Он указал на постепенное возникновение различных слоев земной поверхности, высказал догадки о роли естеств. отбора, об эволюц. развитии организмов. Благодаря сочинениям Б. арабам стали известны мн. достижения Индии.Как философ Б. признавал бога первопричиной сущего, но объявлял происходящие в природе процессы следствием естеств. материальной силы. "Материя, одеваясь в одежду конкретности, проявляется в виде той или иной вещи"; "бытие находится в изменении и развитии – в этом заключается сила природы". Материя – творец ("фаила") ("История Индии", гл. "О соответствующих разуму и рассудку убеждениях индийцев о бытии", ср. гл. "Об убеждениях индийцев о боге"). В соч. "Памятники минувших поколений" Б. доказывал, что живые существа, в т. ч. и человек с его психикой, являются результатом развития природы, и выступал против филос. системы "суфастайя", для к-рой первичным является воображение, мысль. Б. отстаивал возможность познания природы посредством деятельности органов чувств и логич. действий ("Материалы по истории прогрессивной общественно-философской мысли в Узбекистане", 1957, с. 98, 141). Он требовал разграничения науч. истин от религ. догм. Б. с гневом писал о захватнич. войнах и доказывал равноправие всех народов. Идеи и открытия Б. оказали большое влияние на развитие ср.-век. филос. мысли и естествознания в Ср. Азии и на всем Востоке.Соч.: Избр. произв., т. 1 – Памятники минувших поколений, Ташкент, 1957; Материалы по истории прогрессивной общественно-философской мысли в Узбекистане, Ташкент, 1957, с. 79–109 (помещены отрывки из соч. Б.).Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 85; Бируни. [Великий узбекский ученый средневековья. К 900-летию со дня смерти]. Сб. статей, М.–Л., 1950; Бируни – великий узбекский ученый средневековья. [Сб. статей], Ташкент, 1950; Захидов В. Ю., Аль-Бируни. как мыслитель, "Изв. АН СССР. Сер. истории и филос.", 1949, т. 6, No 2; Абдуллаев X. М., Бируни и значение его работ для развития науки, в кн.: Материалы Первой Всесоюзной научной конференции востоковедов в г. Ташкенте 4–11 июня 1957 г., Ташкент, 1958.М. Хайруллаев. Ташкент.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- БИРУНИ
-
БИРУНЙ, Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад, ал (4 сентября 973, Кята—1 i декабря 1048, Газиа)—ученый-энциклопедист. В 1004—18 жил в Хорезме, с 1017 в Газне. Автор около 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии (до нашего времени дошло около 1/5 части; среди основных—'“Хронология”, “Памятники минувших поколений”, “Наука звезд”, “Канон Мас'уда”, “Минералогия”). Как натурфилософ склонялся к деистическому взгляду на мироздание. Как ученый-естествоиспытатель сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Оставаясь геоцентристом, признавал возможность объяснения астрономических явлений с помощью гелиоцентризма. На основе изучения летосчисления разных народов предложил общие принципы составления календарей, в т. ч. сельскохозяйственных. Владея в разной степени арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии на разные языки.С газнийским периодом жизни ал-Бирунй (наиболее плодотворным, несмотря на преследования, которым он подвергался) связаны его путешествия в Индию, изучение санскрита, написание фундаментального, не имеющего аналогов во всей древней и средневековой научной мысли труда “Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом и отвергаемых” (др. название—“Индия”, завершен в 1030). В нем ал-Бирунй, опираясь на сведения, полученные от людей разного социального и культурного уровня, и на изучение письменных памятников, дал, как отметил В. Р. Розен, “беспристрастное, вполне свободное от религиозных, расовых, национальных и кастовых предрассудков” (“Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества”, 1888, т. 3) детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил и проинтерпретировал их религиозно-философские системы. Излагая религиозно-философские учения индийцев, рассматривал концепцию Бога, подчеркивал идею богопознания как пути к спасению; обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию “деятеля”, действующей причины, которая в разных индийских учениях представлена в виде Бога, или “естества”, или времени, или материи, которая есть и естество и причина времени, достаточно точно перелагал учение классической санкхьи, в т. ч. теорию космической эволюции, учение о душе и ее связи с “тонким телом” и др. При исследовании ал-Бирунй широко и сознательно использовал сравнительный метод: “Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость” (“Индия”. М., 1995, с. 60), при этом ссылаясь на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродисийского, Галена и других греческих авторов. Сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям. При сравнении обычаев разных народов упоминаются славяне, тибетцы, хазары, тюрки и др.Распространенная в небольшом количестве экземпляров “Индия” не вызвала значительного интереса у современников, редко упоминалась и цитировалась арабскими и персидскими авторами. В 1845 она частично была переведена на французский язык и издана М. Рено (Париж); в 1887 в Лондоне Э. Захау опубликовал ее арабский оригинал, а в следующем году—английский перевод (Alberun Vs India. An Account of the Religion, Philosophy, Literature, Chronology, Astronomy, Customs, Laws and Astrology of India about A.D. 1030, ed. in the Arabic original by E. Sachau. L, 1988). В русском переводе (А. Б. Халвдова и В. Г. Эрмана) впервые издана в 1961.Одновременно с работой над “Индией” ал-БирУнй выполнил перевод “Санкхьи” (вероятнее же, комментариев Гаудапады к трактату Ишвара-Кришны “Санкхья-карика”; перевод не сохранился) и “Патанджали” (“Йога-сутры” Патакджали) на арабский язык, а также переложение “Начал” Евклида и “Аямагеста” Птолемея на санскрит.Настаивал на необходимости тщательной проверки знания опытом. Экспериментальное знание ал-БирУнй противопоставлял умозрительному. Как построенную на умозрении подверг сомнению всю космическую систему Аристотеля, с этих же позиций критиковал аристотелевскую и, соответственно, авиценновскую концепции “естественного места” и аргументацию против существования пустоты. Скептически относился к разного рода лженаукам, полагая, что “многие ошибки проистекают из смещения научных вопросов и религиозных” (“Индия”, с. 363). Поэтому, обязанный заниматься астрологией, в которой, по его словам, “предположения преобладают над достоверным знанием” (“Геодезия”, с. 260), он ограничивался выводами, основанными на астрономических исследованиях. Соч.: Избр. произв., т. 1—6. Ташкент, 1957—75; Индия. М., 1995. Лит.: Розенфельд S. А., Рожанская М. М., Соколовская 3. К. Абу-рРайхан ал-Бируни. М., 1973; Шарите А. Великий мыслитель Берунн. Ташкент, 1972.Ε. А. Фролова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.