АХУНДОВ

АХУНДОВ
АХУНДОВ
        Мирза Фатали [30.6(12.7). 1812, Шеки, ныне Азерб. ССР, —26.2(10.3).1878, Тбилиси], азерб. фи-лософ-материалист и атеист, драматург, обществ, деятель. Мировоззрение А. формировалось под влиянием прогрессивных филос. и науч. идей мыслителей Азербайджана и России. А. сблизился с сосланными на Кавказ декабристами — А. А. БестужевымМарлин-ским, А. И. Одоевским. А. хорошо знал историю философии стран Востока и Запада, в частности работы франц. материалистов 18 в. В 60-х гг. написал филос. трактат «Три письма инд. принца Кемал-удДовле к перс. принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего» и перевёл его на рус. и перс, языки; ему принадлежат также филос. ст.«Критика „Ек кельме"», «Ответ философу Юму» и др.
        Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, А. придерживался той т. зр., что бытие Вселенной в своём происхождении не нуждается в к.-л. другом бытии. Частицы, из крых состоит Вселенная, есть атомы. «Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа» — Вселенной (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 107). В природе господствует строгая закономерность. А. отвергал бессмертие души. Все религии, по А.,— «абсурд и вымысел», гл. тормоз в развитии и раепространении просвещения, науки и культуры; страх, надувательство и обман — их основа. Считая ощущения результатом воздействия внеш. мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувств, знания к логич. мышлению.
        Выступая за «прогресс и цивилизацию», против феод, порядков и деспотизма, А. уповал на нар. избранника, который учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем он допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путём насильств. свержения угнетателей. «...Сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям эпохи, выработать конституцию и следовать ей» (Избранное, М., 1956, с. 271). А. был сторонником единения азерб. и рус. народов.
        А.— основоположник азерб. драматургии. Работы А. оказали большое влияние на развитие культуры народов Востока.
        Ахвердов А., Жизнь и деятельность Мирзы Фатали А., [Б., 1928]; Гусейнов Г. Н., Филос. взгляды ?. ?. ?., Б., 1942 (лит.); его ж е, Из истории обществ, и филос. мысли в Азербайджане в 19 в., Б., 19582; К а с у и о в ?. ?., ?. ?. А. и рус. революц.-демократии, эстетика 19 в., Б., 1954; М е л и-к о в а М. Ф., Обществ.политич. взгляды ?. ?. ?., Б., 1958; Рафили М. Г., ?. ?. ?., Жизнь и творчество, Б., 1957; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 737—45; История философии, т. 2, М., 1957, с. 413—15; Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение ?. ?. ?., М., 1962; P з а е в А. К., Политич. взгляды ?. ?. ?., В., 1968.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

АХУНДОВ
Мирза-Фатали [30 июня (12 июля) 1812 – 26 февр. (10 марта) 1878] – азерб. философ-материалист и атеист, драматург, обществ. деятель. Род. в г. Нухе, там же окончил рус.-азерб. училище. Владея рус., араб. и перс. языками, А. с. 1834 служил переводчиком в канцелярии царского наместника на Кавказе. В Тифлисе А. сблизился с сосланными на Кавказ декабристами – А. Бестужевым-Марлинским, А. Одоевским.
Мировоззрение А. формировалось под влиянием прогрессивных философских и научных идей мыслителей Азербайджана и России. А. хорошо знал историю философии стран Востока и Запада, в частности работы франц. материалистов 18 в. В 60-х гг. А. написал филос. трактат "Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к перс. принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего" ("hиндистан шаhзад∋си Кeмалудд∋вл∋нин ∋з досту, Иран ' "' шаhзад∋си Ч∋лалудд∋вл∋й∋...") и перевел его на ' ' "' рус. и перс. языки. А принадлежат также филос. ст. "Критика „Εк кельме“;" ("Jek к∋лм∋ " hаггында"), "Ответ философу Юму" ("h∋кими-инкилис Jyмa чаваб") и др.
Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, А. придерживался той т. зр., что бытие Вселенной "...в своем происхождении не нуждается в каком-либо другом бытии и есть единое, целое, могущественное, совершенное, всеобъемлющее существо, источник множества бесчисленных разнообразных частиц вселенной относительно их субстанции..." (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 179; см. также с. 181–84). Частицы, из к-рых состоит Вселенная, есть атомы (см. тамже, с. 108). "Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа" – Вселенной (там же, с. 107). В природе господствует строгая закономерность. А. отвергал бессмертие души, заявляя, что "...душа... не может продержаться без тела... точно так же, как разум не может продержаться без мозга..." (там же, с. 145). Все религии, по Α., – "абсурд и вымысел", гл. тормоз в развитии и распространении просвещения, науки и культуры; страх, надувательство и обман – их основа. Считая ощущения результатом воздействия внешнего мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувственного знания к логическому мышлению.
Выступая за "прогресс и цивилизацию", против феод. порядков и деспотизма, А. уповал на нар. избранника, к-рый учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем А. допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путем насильств. свержения угнетателей (см. письмо Мирзе Юсуф-Хану от2 апр. 1871, Рукоп. фонд АН Аз. ССР, архив М.-Ф. Ахундова, No 13). "...Сама нация, – писал Α., – должна, обратись к угнетателю, сказать ему: "Удались из сферы государства и правительства"; после этого сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям эпохи, выработать конституцию и следовать ей. Лишь тогда народ найдет новую жизнь, и Восток станет подобен раю!" ("Избранное", М., 1956, с. 271). А. разоблачал колониальную политику Англии в Индии (Соч., т. 3, Баку, 1938, с. 160, на азерб. яз.). Он был сторонником единения азерб. и рус. народов (см. Рукоп. фонд АН Аз. ССР, архив М.-Ф. Ахундова, No 255).
А. – основоположник азерб. драматургии. В 1850–1856 он создал 6 комедий, лучшей из к-рых является "Приключения скряги", ("hачы Гара", 1853). Первым в Азербайджане А. сформулировал идею об обществ.-воспитат. значении художеств. литературы (см. Соч., т. 2, Баку, 1938, с. 183. на азерб. яз.).
Работы А. оказали большое влияние на развитие культуры, лит-ры и обществ. мысли народов Востока.
Лит.: Ахвердов Α., Жизнь и деятельность Мирзы Фатали Ахундова, [Баку, 1928]; Гусейнов Г., Философские взгляды Μ. Φ. Ахундова, Баку, 1942 (имеется подробная библиогр.); его же. Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XXX века, 2 изд., Баку, 1958; Джафаров Ш. М., Философские взгляды Μ. Φ. Ахундова. "Вопр. философии", 1955, No 5; Касумов Μ. Μ., Μ. Φ. Ахундов и русская революционно-демократическая эстетика XIX века, Баку, 1954; Меликова Μ. Φ., Общественно-политические взгляды Мирза Фатали Ахундова, Баку, 1958; Рафили М. Г., Μ. Φ. Ахундов. Жизнь и творчество, Баку, 1957; Мамедов Ш. Φ., Μ. Φ. Ахундов и традиции восточной философии, "Научн. докл. высшей школы. Философские науки", 1958, No 2; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 737–45; История философии, т. 2, 1957, с. 413–15; Τ∋h масиб Ч., Мирз∋ Ф∋т∋ли Ахундовун ' "' гносеоложи в∋ психоложи к∋рушл∋ри, "С. М. Киров " адына Аз∋рбайчан д∋вл∋т университетинин эс∋рл∋ри". Мантиг в∋ психолокия сериясы, 1954, бур. 4; Ахундов ' Б. Ю., Мирз∋ Ф∋т∋ли Ахундов в∋ h∋с∋нб∋й З∋рдабинин ичтимаи-игтисади к∋рушл∋ – рин∋ даир, "Аз∋рбайчан ССР ∋лмл∋р академиясынын х∋б∋р-л∋ри", 1957, No 2–3 " "' (No 2, с. 133–48, No3, с. 129–43, резюме на рус. яз.).
А. Шакир-заде. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

АХУНДОВ
    АХУНДОВ Мирза Фатали [30 июня (12 июля) 1812, Шеки, ныне Нуха—26 февраля (10 марта) 1878, Тифлис]— азербайджанский просветитель, писатель и драматург. Учился сначала в медресе, затем в русском уездном училище; в 1834—61 служил переводчиком в канцелярии царского наместника на Кавказе; преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В публицистических и литературно-критических работах, апеллируя к разуму и здравому рассудку, к человеческой природе и свободе человека, обличал деспотизм, невежество, фанатизм и бедность, призывал к распространению науки и образованности, к развитию торговли и промышленности, к благоустройству государства и благосостоянию народа. Акцентировал мысль об отставании Азии от Европы, о необходимости прогресса и цивилизации на Востоке и реформировании ислама. Автор философского трактата “Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего” '(перевел его на русский и персидский языки), статей “Критика “Еккельме””, “Ответ философу Юму” и др. Общим принципом его философии был пантеизм, в рамках которого он развивал мысль об атомном строении Вселенной и ее естественных законах. Соч.: Избранное. М., 1956; Избр. филос. произв. Баку, 1982. Лит.: Мамедов Ш. Ф. Мировоззрение М. Ф. Ахундова. М., 1962; Ахмедов Э. М. Философия азербайджанского Просвещения. Баку, 1983; Садыхов АУ. М. Ф. Ахундов и русская литература. Баку, 1986. В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АХУНДОВ" в других словарях:

  • Ахундов — (Ахун Задэ) Мирза Фетх Али (1812–1878) крупнейший тюркский писатель Азербайджана, мыслитель, общественник и пионер нового тюркского алфавита. Родился в семье торговца из персидского Азербайджана. А. рос и развивался под руководством двоюродного… …   Литературная энциклопедия

  • АХУНДОВ — Мирза Фатали (1812 1878), азербайджанский писатель просветитель и философ. В комедиях Молла Ибрагим Халил, алхимик (1850), Мусье Жордан, ботаник (1851), Хаджи Кара (1852), в сатирической повести Обманутые звезды (1857) реалистическое изображение… …   Современная энциклопедия

  • Ахундов — I Ахундов         Мирза Фатали [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель просветитель, философ материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским …   Большая советская энциклопедия

  • Ахундов — Ахундов  азербайджанская фамилия. Известные носители: Ахундов, Вели Юсуф оглы 1 й секретарь ЦК КП Азербайджана в 1959 69 гг. Ахундов, Давуд Ага оглы азербайджанский архитектор и историк архитектуры, автор ряда концепций по истории… …   Википедия

  • АХУНДОВ — Мирза Фатали [30.6(12.7). 1812, Нуха, ныне г. Шеки, Азербайджан, 26.2(10.3).1878, Тбилиси], азерб. писатель, просветитель. Основоположник азерб. реалистич. прозы и драматургии. Учился в Гяндже; брал частные уроки у Вазеха. В 1833 учился в уездном …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АХУНДОВ — 1. Мирза Фатали (30.VI.1812 26.II.1878) азерб. философ материалист, просветитель демократ. Родился в Нухе. Отказавшись от духовной карьеры, с 1834 жил в Тифлисе, где служил (до 1861) переводчиком в канцелярии наместника на Кавказе и преподавал… …   Советская историческая энциклопедия

  • Ахундов-Гургенли — Ахундов Гургенли, Ахмет Ахмет Ахундов Гургенли Дата рождения: 23 марта 1909(1909 03 23) Место …   Википедия

  • Ахундов Мирза Фатали — [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, ‒ 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель просветитель, философ материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А.… …   Большая советская энциклопедия

  • Ахундов Сулейман Сани — [21.9(3.10).1875, Шуша, ‒ 29.3.1939, Баку], азербайджанский советский писатель. Окончил горийскую учительскую семинарию. Вёл педагогическую работу, составлял учебники. Первая сатирическая пьеса «Стяжатель» (1899) высмеивает жадность. В рассказах… …   Большая советская энциклопедия

  • Ахундов, Мирзабек Таибекович — Ахундов Мирзабек Таибекович 1 й председатель Наркомата Земледелия ДАССР 1921   1928   …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»