ЖИЗНЕННЫЙ МИР

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
ЖИЗНЕННЫЙ МИР
(нем. Lebenswelt) — одно из основных понятий феноменологии позднего Э. Гуссерля, введенное им в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Ж.м. — коррелят опыта и деятельности человека в повседневной жизни. Ж.м. следует отличать от особых «миров» — мнимо автономных смысловых образований, продуцируемых в рамках специализированной культурной деятельности (последние рассматриваются Гуссерлем на примере теоретических построений науки). Опыт Ж.м. имеет статус изначального в том смысле, что человек не «осваивает» Ж.м. посредством специальных усилий (как это имеет место в случае отдельных миров культуры), но в момент рефлексии всегда обнаруживает его как данность. Феноменологическая продуктивность понятия «Ж.м.» обусловлена прежде всего его фундирующей функцией по отношению к отдельным мирам науки. Это значит, что генетически все понятия науки формируются посредством идеализации тех или иных данностей Ж.м. Напр., такие понятия, как «прямая» и «плоскость», адекватное понимание которых требует особой геометрической перспективы, исторически сформировались в рамках землемерной практики, которая, в свою очередь, принадлежит Ж.м. В этом смысле Гуссерль характеризует Ж.м. как сферу «донаучных» («доксических») очевидностей. Т.о., Ж.м. задает возможные перспективы научной деятельности (и куль-туросозидающей деятельности вообще) и потому должен рассматриваться не только как универсум наличных предметов и человеческих практик, но и как трансцендентальный горизонт всякого смысла. Будучи смысловым основанием науки, Ж.м. в то же время может ассимилировать ее отдельные новообразования, следовательно, наука способна оказывать на него обратное воздействие. Взаимодействие Ж.м. и отдельных миров является одним из механизмов исторического развития культуры, поэтому тематизация Ж.м. в его фундирующей функции открывает перспективу феноменологического исследования истории. Кроме того, данности Ж.м. имеют интерсубъективный (общезначимый) характер, поэтому Ж.м. выступает как универсальный горизонт всей человеческой деятельности, тем самым задавая единство культуры, т.е. позволяя рассматривать ее как целое и соотносить между собой ее отдельные области. Ж.м. — это мир непосредственного и конкретного чувственного опыта. Эта характеристика полемически направлена против «объективизма» современного научного самосознания, редуцирующего чувственные качества предметов как «субъективные» в пользу гипостазированных (рассматриваемых в отрыве от их конститутивного генезиса) идеальных конструктов. Как горизонт, Ж.м. — коррелят трансцендентальной субъективности и потому может быть тематизирован только в рефлексивной установке сознания, т.е. на основе феноменологической редукции. При этом обнаруживается, что «жизнь» трансцендентального Я, коррелятивная Ж.м., представляет собой единство процессов «смыслообразования» и «смыслоосаждения»; последнее означает, что смысл утрачивает зримую связь с изначальной конститутивной активностью определенного Я и приобретает статус анонимной пассивной данности. Выявление и «реактивация» осажденного опыта Ж.м. как универсального горизонта интеллектуальной и практической деятельности становится у Гуссерля главной задачей философии, от решения которой зависит возможность осмысления существования человечества вообще. Отдельные мотивы учения о Ж.м. сближают его с философией жизни В. Дильтея, «экзистенциальной аналитикой» М. Хайдеггера и учением Л. Витгенштейна о «формах жизни». Идея Ж.м. повлияла на ряд гуманитарных концепций 20 в., таких как герменевтика Х.Г. Гадамера, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, интерпретативная социология А. Шюца, и др.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
    ЖИЗНЕННЫЙ МИР (нем. Lebenswelt) — понятие феноменологии Э. Гуссерля; спорадически использовалось им в 1910-х гг., особенно широко — в работах 1930-х гг. Определения жизненного мира не отличаются строгостью; они скорее описательны. Жизненный мир “единственный действительный мир” (Husserliana, далее сокращено: Hua, Bd. VI, 1956, S. 49); “действительный конкретный окружающий мир (Umwelt), в котором мы живем, почва и горизонт и теоретической, и внетеоретической практики”; “постоянно предданный, постоянно имеющий значение заведомо сущего (in voraus seiend geltende)” (Hua, Bd. M, S. 461); “универсум сущего” (ibid., S. 462). При этом для феноменологии Umwelt — все же не сам по себе мир, а понятие, которое “имеет место исключительно в духовной сфере” (ibid., S. 317). Наш Umwelt — не Просто мир, а “духовное образование в нас и в нашей исторической жизни” (ibidem). Это предмет не естествознания, а феноменологии. Жизненный мир относителен как из-за субъективности индивида, переживающего его в опыте, так и из-за его связи с исторически-относительными социальными жизненными формами (ibid., S. 141). Гуссерль поясняет, что, напр., исторический жизненный мир греков — это “не объективный мир в нашем смысле, а их представление о мире, т. е. их собственная субъективная значимость со всеми действительностями, имеющими для них значение, напр., с богами, демонами и т. д.” (ibid., S. 317). В “Картезианских размышлениях” Гуссерль говорил о “конкретных жизненных мирах”; в работе “Кризис европейских наук и трансцендентальная философия” жизненный мир понимается как один-единственный, т. е. имеющий, при всех своих релятивностях (Relativitдten), одну всеобщую структуру (ibid., S. 142). Главные проблемные линии теории жизненного мира: 1) возврат к “изначальному опытному миру” (Hua, Bd. К, S. 64), т. е. к изначальному миру простого допонятийного восприятия, воспоминания, “дотеоретического созерцания” (ibid., S. 36); 2) движение к заключенной в жизненном мире историчности; 3) возведение понятий и методов “объективных наук” к очевидностям жизненного мира (напр., норм науки и научности нового времени — к жизненной практике европейского человечества). Гуссерль• лишь отчасти реализовал проект выявления “всеобщих структур”, или a prion жизненного мира, т. е. особые “временность” (Zeitlichkeit) и пространственность жизненного мира, его каузальность, не идентичные соответствующим вдеализациям объективных наук. Тема жизненного мира весьма популярна в философии 2-й пол. 20 в. (Л. Ландгребе, В. Биммель, Г. Бранд, Э. Штрёкер, И. Керн, Б. Вальденфельс, П. Янсен, А. Пажанин, К. Шуман и др.).
    Лит.: Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie, Ed. Husserls. Fr./M., 1979.
    H. В. Мотрошилова
    Понятие жизненного мира систематически используется в феноменологической социологии А. Шюца, в которой внимание сосредоточено на исследовании жизненного мира как естественной установки сознания, элиминируемой Гуссерлем в процессе трансцендентально-феноменологической редукции. Для естественной установки сознания жизненный мир является интерсубъективным повседневным миром, универсумом жизнепракгических смыслов, обладающих непосредственной очевидностью, тотальной конфигурацией взаимосогласованного человеческого опыта. Шюц считает задачей методологии обществознания анализ корней научного социального знания в жизненном мире человека. Погруженность социального теоретика в структуры жизненного мира влечет за собой осознание утраты им статуса абсолютного наблюдателя и признание его несвободы от предпосылок, разделяемых с обыденным мышлением в естественной установке. Методологически это означает необходимость постоян
    ной рефлексии о неявных предпосылках собственной познавательной деятельности, прояснения вненаучных включений в научное социальное знание.
    Лит.: Schutt A. Collected Papers, v. 1-2. Nijhoff- The Hague, 1962—1964.
    H. M. Смирнова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЖИЗНЕННЫЙ МИР" в других словарях:

  • ЖИЗНЕННЫЙ МИР —         термин, введенный основоположником феноменологии Гуссерлем, пытавшимся переосмыслить существующее отношение к миру и открыть сферу т.н. дотеор. опыта. Ж.м. мир донаучной жизни с ее хаосом неупорядоченных созерцаний, с ее первичными… …   Энциклопедия культурологии

  • ЖИЗНЕННЫЙ МИР — англ. life world; нем. Lebenswelt. 1. В феноменологии Э. Гуссерля мир непосредственной практической жизнедеятельности, донауч ных значений, предшествующий объективирующей научной рефлексии; Ж. м. лежит в основе систем знания и является… …   Энциклопедия социологии

  • ЖИЗНЕННЫЙ МИР — (Lebenswelt) одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля, сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к проблемам мировых связей сознания. Такое включение… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЖИЗНЕННЫЙ МИР — (Lebenswelt) одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля, сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к проблемам мировых связей сознания. Такое включение… …   Новейший философский словарь

  • ЖИЗНЕННЫЙ МИР — ценностная основа всех идеальных образований человеческой психики. Введено в философию основателем феноменологии Э. Гуссерлем как понятие, которое характеризует дотеоретический опыт мир донаучной жизни: догадок, суеверий и предрассудков.… …   Тематический философский словарь

  • ЖИЗНЕННЫЙ МИР — (LIFE WORLD) Это понятие используется для обозначения мира повседневности в том виде, в каком он представлен в опыте обычных людей, мужчин и женщин. Для феноменологической социологии жизненный мир является «высшей реальностью» и главным объектом… …   Социологический словарь

  • Жизненный мир (философия) — Жизненный мир (нем. Lebenswelt)  центральное понятие «поздней» философии Э. Гуссерля, смысл которого заключается в преодолении узости горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к обусловленности сознания мировыми… …   Википедия

  • ЖИЗНЕННЫЙ МИР — англ. life world; нем. Lebenswelt. 1. В феноменологии Э. Гуссерля мир непосредственной практической жизнедеятельности, донаучных значений, предшествующий объективирующей научной рефлексии; Ж. м. лежит в основе систем знания и является результатом …   Толковый словарь по социологии

  • ЖИЗНЕННЫЙ МИР — (нем. Lebenswelt) особая тема и понятие позднего Гуссерля (особенно в его кн. Формальная и трансцендентальная логика и Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология ). Тема Ж.м. возникает в контексте его поиска первоначальных… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • ЖИЗНЕННЫЙ МИР — понятие в поздней феноменологии Э. Гуссерля, фиксирующее значимый для человека мир первоначальных допредикативных истин, очевидностей, конституируемых в деятельности трансцендентальной субъективности. Как таковой Ж. м. выступает анонимно и… …   Современный философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»