ШИЛЛЕР


ШИЛЛЕР
ШИЛЛЕР
        (Schiller) Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре,— 9.5.1805, Веймар), нем. поэт, философ и историк. Характер мысли Ш. определён прежде всего традициями просветит. морализма — англ. моральной философии 18 в., а также нем. «популярной философии». Как моралисту Ш. присуще дуалистич. противопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане Ш. воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей-моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Ш. противоречивость мира — трагич. судьба. Морализм Ш. определяет и то, что проблема человека, его истории и человеч. общества — главная в его философии. Здесь Ш. смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гёте в сер. 90-х гг. было обусловлено тяготением Ш. к идеалу гармонич. цельности, переживание которой у Гёте было столь же первичным, как у Ш.— представление о расколе действительности; в отличие от Гёте целостность у Ш. всегда остаётся равновесием динамич. борьбы враждебных сил.
        В осн. филос. соч. Ш. стремится к преодолению противоположностей. Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человеч. природы, как, напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармонии «прекрасной душе» («О грации и достоинстве», 1793), что должно быть достигнуто эстетич. воспитанием («Письма об эстетич. воспитании», 1795). Придавая динамич. характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Ш. говорит о влечении к материи (чувств. влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных устремлений является влечение к игре, которое, соединяя оба др. влечения, физически и морально освобождает человека. Если предметом чувств. влечения является жизнь, в самом широком смысле, а предметом влечения к форме — образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т. е. красота. Игра — одно из центр. понятий Ш.: это свободное самодеят. раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетич. реальность») и творит самого себя как всестороннюю гармонич. личность, а общество как общество «эстетическое». В прекрасном, игре Ш. надеется восстановить внутр. целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историч. противоречие между реальным и должным в человеч. жизни, совр. обществе.
        В философии культуры, развитой в ст. «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—96), характерно переплетение историч. и типологич. планов анализа различных типов культуры. В историч. плане «наивное» — синоним нерефлектированного единства человека с природой, в типологич. плане «наивное» и «сентиментальное» — возможные типы художеств. творчества вообще. «Наивный» поэт есть сама природа, «сентиментальный» — стремится к природе, и его поэзия идеальна. Различие между наивным и сентиментальным искусством есть различие между индивидуальностью и идеальностью, между искусством ограничения и искусстврм бесконечного стремления к идеалу. Здесь Ш. выступает как непосредств. предшественник типология, построений в эстетике романтизма (антитеза «классического» и «романтического» — у Ф. и А. Шлегелей, Щеллинга, а также у Гегеля). В целом филос.-эстетич. соч. Ш. представляют собой значит. шаг в развитии историзма в эстетике.
        Schillers Werke. Nationalausgabe, Bd 20, 21, Tl 1—2 — Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Wiese, Weimar, 1962—63; в рус. пер.— Собр. соч., т. 6, M., 1957.
        Асмус В. Ф., Нем. эстетика 18 в., М., 1962, гл. 5; Spranger E.,' Schillers Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen Schriften und Gedichten, B., 1941; Buchwald R., Schiller, neue Ausg., Bd 1—2, (Wiesbaden], 1956; Wiese B. V., F.Schiller, Stuttg., [1959]; Dilthey W., Schiller, Gott., [1959]; Muller R., Studien zum heutigen Schillerbild, Gott., [1961]; Staiger E., P. Schiller, 1Z.], 1967; Koop-mann H., Fr. Schiller, Tl 1—2, Stuttg., 19772 (лит.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ШИЛЛЕР
(Schiller)
Фердинанд Каннинг Скотт (род. 16 авг. 1864, Альтона – ум. 7 авг. 1937, Лос-Анджелес) – англ, философ; профессор в Оксфорде (с 1903) и Лос-Анджелесе (с 1929); персоналист, глава англ, прагматизма. Свое прагматическое учение он назвал «гуманизмом» (см. Гуманизм). На основе положения Homo – mensura разрабатывал теологически-антимеханистическую картину мира и этику действия. Осн. произв.: «Humanism», 1903; «Studies in humanism», 1907; «Formal logic», 1912; «Our human truths», 1939.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ШИЛЛЕР
    ШИЛЛЕР (Schьler) Фридрих (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, философ и историк. Характер его мысли определен прежде всего традициями просветительского морализма — английской моральной философии 18 в., а также немецкой “популярной философии”. Как моралисту Шиллеру присуще противопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане он воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей—моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Шиллера противоречивость мира — трагическая судьба. Морализм Шиллера определяет и то, что проблема человека, его истории и человеческого общества — главная в его философии. Здесь он смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гете в сер. 90-х гг. было обусловлено тяготением Шиллера к идеалу гармонической цельности, переживание которой у Гёте было столь же первичным, как у Шиллера представление о расколе действительности, в отличие от Гёте целостность у Шиллера всегда остается равновесием динамической борьбы враждебных сил.
    В философских сочинениях Шиллер стремится к преодолению противоположностей. Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человека, как, напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармонии “прекрасной душе” (“О грации и достоинстве”, 1793), что должно быть достигнуто эстетическим воспитанием (“Письма об эстетическом воспитании”, 1795). Придавая динамический характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Шиллер говорит о влечении к материи (чувственном влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных устремлений является влечение к игре, которое, соединяя оба влечения, физически и морально освобождает человека. Если предметом чувственного влечения является жизнь, в самом широком смысле, а предметом влечения к форме — образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т. е. красота. Игра — одно из центральных понятий Шиллера: это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка (“эстетическая реальность”) и творит самого себя как всестороннюю гармоническую личность, а общество как общество “эстетическое”. В прекрасном, игре Шиллер надеется восстановить внутреннюю целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историческое противоречие между реальным и должным в человеческой жизни, современном обществе.
    В философии культуры, развитой в статье “О наивной и сентиментальной поэзии” (1795—96), характерно переплетение исторического и типологического планов анализа различных типов культуры. В историческом плане “наивное” — синоним нерефлектированного единства человека с природой, в типологическом плане “наивное” и “сентиментальное” — возможные типы художественного творчества вообще “Наивный” поэт есть сама природа, “сентиментальный” — стремится к природе, и его поэзия идеальна Различие между наивным и сентиментальным искусством есть различие между индивидуальностью и идеальностью, между искусством ограничения и искусством бесконечного стремления к идеалу Здесь Шиллер выступает как предшественник типологического построения в эстетике романтизма (антитеза “классического” и “романтического” — у Φ и А Шлегелей, Шеллинга, а также у Гегеля) В целом философско—эстетические сочинения Шиллера представляют собой значительный шаг в развитии историзма в эстетике
    Соч: Schillers Werke Nationalausgabe. Bd 20, 21 ΤΙ 1-2- Philosophische Schriften, hrsg v B Wiese Weimar, 1962—63, в рус пер Coop соч, т 6 M, 1957
    Лт.:Асиус В ф Немецкая эстетика 18 в Μ , 1962 η 5, Spranger E Schillers Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen Schriften und Gedichten B , 1941, Buchwald K Schiller, neue Ausg , Bd 1-2 (Wiesbaden], 1956, WeseB v F Schiller Stuttg, [1959J, Dilthey W Schiller Gott, [ 1959J, Maller R Studien zum heutigen Schillerbild Gott, |1%1], Staiger E F Schiller, [Z], 1967, Koopma in H Fr Schiller, Tl 1-2 Stuttg, 1977(чит)
    А В Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ШИЛЛЕР" в других словарях:

  • Шиллер — Шиллер, Фридрих В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шиллер (фамилия). Фридрих Шиллер Friedrich Schiller …   Википедия

  • Шиллер — Шиллер, Фридрих (1759 1805) великий немецкий поэт, создавший вместе с Гете классическую школу в немецкой литературе, начал свою поэтическую деятельность в эпоху бури и натиска . К этому периоду относятся его первые драматические произведения… …   1000 биографий

  • ШИЛЛЕР — (Schiller) Фридрих (1759 1805), немецкий поэт, драматург и философ. Друг И.В. Гете. Мятежные порывы к равенству и свободе в драмах периода Бури и натиска Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784). Столкновение просветительских идеалов с… …   Современная энциклопедия

  • ШИЛЛЕР — (Schiller) Фридрих (1759 1805) немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь» и др. были… …   Новейший философский словарь

  • ШИЛЛЕР — (Schiller) Фридрих (1759 1805) немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. ‘Разбойники’, ‘Заговор Фиеско в Генуе’, ‘Коварство и любовь’ и др. были… …   История Философии: Энциклопедия

  • Шиллер — I Шиллер (Schiller)         Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой… …   Большая советская энциклопедия

  • Шиллер — (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (1759, Марбах на Некаре – 1805, Веймар), немецкий писатель. Попав в детстве против своей воли в только что организованную герцогом Вюртембергским школу для детей разных сословий, Шиллер провёл в ней восемь лет.… …   Литературная энциклопедия

  • ШИЛЛЕР — (Schiller), Иоганн Кристоф Фридрих (10.XI.1759 9.V.1805) нем. поэт и драматург, историк; выдающийся представитель нем. Просвещения. Род. в Марбахе (герцогство Вюртемберг) в семье фельдшера, офицера на службе герцога Вюртемберг ского. Драмы III. в …   Советская историческая энциклопедия

  • Шиллер Ю. — Созвездие Святого Иосифа из атласа Шиллера  Созвездие Ориона Юлиус Шиллер (нем. Julius Schiller) (1580 1627)  немецкий юрист из Аугсбурга, Германия, как и его соотечественник Иоганн Байер, интересовался небесной картографией. В последний год… …   Википедия

  • ШИЛЛЕР — (Иоганн Кристоф Фридрих Ш. (1759 1805) нем. поэт, драматург, теоретик искусства) Служить свободе наш девиз, И кончить, как герои. Мы тенью Шиллера клялись. Мы молоды. Нас трое. Цв910 (I,137.2) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Книги

Другие книги по запросу «ШИЛЛЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.