- ШАН ЯН
- ШАН ЯН
-
Гунсунь Ян, Вэй Ян (390— 338 дон. э.), др.-кит. гос. деятель, один из основоположников легизма. Происходил из обедневшего аристократич. рода из царства Вэй. Был первым советником циньского царя Сяо-гуна (361—338 дон. э.), провёл серию реформ, основанных на концепциях легизма и способствовавших консолидации власти в руках царя.Учение Ш. Я. изложено в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), составленном его учениками в 3 в. до н. э. Ш. Я. первый в истории кит. политич. мысли создал теорию деспотич. государства и разработал осн. концепции легизма об управлении обществом и государством: концепция равных возможностей, гос. регулирование экономич. процессов, теория единого (сосредоточения усилий людей на земледелии и войне) как гл. сферы деятельности народа, система рангов знатности, теория «клещей» — наделение общинников правом контроля над деятельностью чиновничества, принцип коллективной ответственности перед законом и т. п. Сразу же после смерти Сяо-гуна по настоянию наследств. аристократии был казнён вместе с семьёй.Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступ. ст. и коммент. Л. С. Переломова, М., 1968; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 210—23.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ШАН ЯН
-
ШАН ЯН, настоящее имя Гунсунь Ян (род. 400 – ум. 338 до Р. X.) – древнекит. философ; один из основоположников философской школы фацзя («школы законников»). В своем учении о государстве развивал мысли о суверенном праве, в соответствии с которыми станет возможным управление народом не с помощью богатства, а только с помощью строгих законов.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
.