- ЧЕРБЕРИ
- ЧЕРБЕРИ
-
(Cherbury)Эдвард, лорд Герберт (род. 3 марта 1583, Эйтон-на-Северне – ум. 20 авг. 1648, Лондон) – англ, государственный деятель и философ религии, основоположник естественной религии. В его учении библейская религия целиком и полностью оправдывается разумом, который есть не что иное, как высший инстинкт, в равной мере присущий всем людям; она является также основой всякой нравственности. Главные его произв.: «De veritate», 1624; «De causis errorum», 1645; «De religione Gentilium», 1645.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ЧЕ́РБЕРИ
-
(Cherbury), Х е р б е р т Ч е р б е р и (Herbert Cherbury), Эдуард, лорд (3 марта 1583 – 20 августа 1648) – англ. философ и политич. деятель. Окончил Оксфордский ун-т. В 1619–24 – посол во Франции; в сер. 1640-х гг. – сторонник парламентской оппозиции. Основоположник англ. деизма в форме т.н. естественной религии. Источником последней является, по Ч., не откровение, а разумное начало, врожденное человеку, и все "позитивные" религии приемлемы лишь в той мере, в какой они заключают в себе принципы, не противоречащие разуму. Осн. принципы "естественной религии" сводятся Ч. к пяти: 1) существует высшее существо, 2) его следует почитать, 3) лучшее его почитание – добродетель и благочестие, 4) преступления и проступки должны искупаться раскаянием, 5) существует воздаяние в загробной жизни. Из последнего принципа вытекает дуалистич. понимание Ч. отношения души и тела. Несмотря на умеренность деизма Ч., он встретил озлобленную реакцию теологов; напр., в книге профессора теологии Кильского ун-та X. Кортхольта "О трех великих обманщиках" (Ch. Kortholt, "De tribus impostoribus", Kiel, 1680) Ч. "изобличается" наряду с Гоббсом и Спинозой.Учение Ч. о познании основывается на признании им врожденных идей, данных богом. Он различал четыре вида истин: 1) "истины вещи" (согласие вещи с самой собой), 2) истины явлений (согласие явления с вещью), 3) истины понятия и 4) истины разума (логически правильные суждения и умозаключения). Этим четырем видам истин соответствуют четыре вида умств. способностей (естеств. инстинкт, внешнее и внутр. чувство, суждение). Наиболее надежным критерием истины Ч. признавал "всеобщее согласие". Этот взгляд, как и учение о врожденных идеях, был подвергнут критике Локком (см. "Опыт о человеч. разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, кн. 1, гл. 3, § 15 и сл.). Взгляды Ч. были также подвергнуты критике в письме Гассенди (1634), к-рому Ч. послал свое осн. произведение – "Трактат об истине" ("Tractatus de veritate", [P.], 1624).Соч.: De causis errorum, pt 1–3, L., 1645; De religione gentilium, Amst., 1663; The life of Ε. Η. of Cherbury, written by himself, Strawberry Hill, 1764; A dialogue between a tutor and his pupil, L., 1768.Лит.: Rémusat Сh. de, Lord H. de Cherbury, sa vie et ses oeuvres, P., 1874; Güttler С., Е. Lord H. von Cherbury, Münch., 1897; Scholz H., Die Religionsphilosophie des H. von Cherbury, Giessen, 1914; Kottich R. G., Die Lehre von den angeborenen Ideen seit H. von Cherbury, В., 1917 (Diss.).Б. Быховский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.