ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА

ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА
ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА
восходящее к Шеллингу понятие истории философии, согласно которому различие между материей и духом, телесным и душевным, субъектом и объектом, мышлением и бытием преодолено в абсолюте или в абсолютном разуме, поэтому они могут рассматриваться как два различных способа проявления и рассмотрения единственной действительности и как тождественные в основе своей. Философией тождества является философия Спинозы и философия нем. идеализма, но, по существу, философия тождества существует уже у Гераклита, который учил, что один и тот же логос находится как в нашей душе, так и в мире и поэтому человек в состоянии понять своим рассудком (логосом) то, на что ему указывают чувства.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА
    ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА — учение, разработанное Шеллингом в 1801—06 под влиянием идей Бруно и Спинозы. Основные положения изложены в “Изложении моей системы философии” (1801), “Бруно” (1802), 1-й части “Философии искусства” (1804), “Системе всей философии” (1806) и др. Исходным для философии тождества является понятие абсолюта как тождества противоположностей. Абсолют вводится как онтологический коррелят связки “есть” в суждении и обосновывается с помощью онтологического аргумента; бытие абсолюта непосредственно проистекает из его понятия. Абсолют, постигаемый в акте интеллектуальной интуиции, есть неразличимое тождество бытия и мышления, идеального и реального, универсальная связка, объединяющая в органическое целое все стороны и аспекты мироздания.
    Абсолютное как совпадение противоположностей (coincidentia ppositorium) есть всеобщее основание вещей. Мир мыслится в философии тождества как дифференцированный абсолют: единичные вещи суть различия, выступившие из неразличенности абсолютного тождества, конечные определения бесконечного.
    Первичное дифференцирование абсолюта осуществляется в акте его самопознания; продукт этого акта — мир идей как “противообраз” (Gegenbild) абсолютного. Однако так как в абсолюте идеальное непосредственно тождественно реальному, то идеи не могут не обрести воплощения. Непосредственный переход идеального в реальное — “вечная форма” абсолютного, или “абсолютность” (Absolutheit). Самопознание абсолютного — это “форма определенности идеального через реальное”. В свою очередь реальное, определенное через идеальное, является здесь непосредственным следствием формы абсолютности. Согласно философии тождества, мир вещей есть выражение абсолюта, “облечение” абсолютного тождества. Т. о., происхождение мира предстает как своего рода логическая эманация: вечно изливаясь из абсолютного, мир в то же время вечно пребывает в нем. Мир построен в абсолюте как совершенное произведение искусства.
    Конечные определения абсолюта, формы его различенности Шеллинг обозначает как потенции. Для прояснения понятия потенций вводится категориальная модель дифференцирования абсолюта. Внутреннее раздвоение абсолютного на первообраз и “противообраз” есть выявление в нем идеального и реального, но не так, что они оказываются частями абсолютного (абсолютное не может быть сложным или составным), а так, чтов каждом из них в свою очередь целиком содержится тождество, но уже модифицированное в соответствующую форму.
    В каждом из разделившихся относительных единств особым образом воспроизводится единораздельность абсолюта. Идеальное равно реальному, но в самом идеальном в свою очередь есть идеальное и реальное. Та же процедура имеет силу и для реального. Одно и то же тождество модифицируется под двумя разными онтологическими показателями. Благодаря тому, что в идеальном выявилось также и положенное в нем реальное, а в реальном — положенное в нем идеальное, имеется основа для полагают универсальной связи между обоими, т. е. третьей модификации тождества. Именно такие модифицированные единства Шеллинг называет потенциями. Они — следствия абсолютного, подобные логическим следствиям, аналитически выводимым из основополагающих понятий. Философия есть интеллектуальное созерцание этого следования.
    Опора на понятие абсолютного тождества при построении онтологии порождает серьезные трудности. Неразрешимыми становятся проблема происхождения материи и проблема зла. Попытка устранить затруднения, предпринятая Шеллингом в трактате “Философия и религия” (1804), привела к кризису философии тождества, который выразился в принятии им гипотезы о свершившемся спонтанном отпадении мира от абсолюта, и обозначила начало поворота Шеллинга к креационизму.
    Лит.: Линьков Е. С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Л., 1973; Hartmann E. von. Schellings philosophisches System. Lpz., 1897; Zeltner H. Schelling. Stuttg., 1954. См. также лит. к ст. Шеллинг.
    П. Н. Резвых

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА" в других словарях:

  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА —         наука о наиболее общих теоретико мировоззренч. проблемах правоведения и государ ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные правовые системы, отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне.         Ф. п.… …   Философская энциклопедия

  • ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ — понятие, используемое философией постмодернизма для характеристики философии классического типа, фундированной презумпцией наличия универсальной закономерности мироздания (см. ЛОГОС, ЛОГОЦЕНТРИЗМ, ОНТО ТЕО ТЕЛЕО ФАЛЛО ФОНО ЛОГОЦЕНТРИЗМ). По… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ —     ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ. По свидетельству В. В. Зеньковского, русская философская мысль “сплошь историософична”, постоянно обращена к вопросам о началах и конце истории, о ее сокровенном смысле и путях его постижения, о ее всеобщих началах …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ. — ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ. По свидетельству В.В.Зеньковского, русская философская мысль «сплошь историософична», постоянно обращена к вопросам о началах и конце истории, о ее сокровенном смысле и путях его постижения, о ее всеобщих началах и… …   Философская энциклопедия

  • Философия сознания — Френологическая «карта сознания». Френология была одной из самых ранних попыток ответить на вопрос о том, что такое разум. Философия сознания  философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение… …   Википедия

  • Философия — есть свободное исследование основных проблем бытия, человеческого познания, деятельности и красоты. Ф. имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом, стараясь соединить в одно разумное целое данные, добытые наукой, и религиозные… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Философия — Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии …   Википедия

  • Философия Возрождения — Ренессанс Культура …   Википедия

  • Философия Иоганна Фихте — Запрос «Фихте» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иоганн Готлиб Фихте Иоганн Готлиб Фихте Дата и место рождения: 19 мая 1762(176 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»