ТОМАЗИЙ


ТОМАЗИЙ
ТОМАЗИЙ
I
(Thomasius)
Кристиан (род. 1 янв. 1655, Лейпциг – ум. 23 сент. 1728, Галле) – нем. философ. Испытал влияние Пуфендорфа; с 1681 жил в Лейпциге, откуда был изгнан теологами за свою просветительскую философию; с 1690 жил в Галле. В 1688 первым среди философов начал читать лекции на нем. языке. Для его теоретических философских построений характерен скорее критический, выражаемый в точных понятиях стиль, чем наличие собственных оригинальных мыслей. Считал, что нравственность стоит выше, чем право, и что вне общества нет никакого права.

II
(Thomasius)
Якоб (род. 1622 – ум. 1684) – нем. философ; отец Томазия Кристиана, учитель Лейбница, один из умнейших, наиболее тонких критиков схоластики, конец которой он предсказывал. Обладал обширными познаниями в области философии, о чем свидетельствует его «Frotemata metaphysica» (1670).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ТОМА́ЗИЙ
(Thomasius), Христиан (1 янв. 1655 – 23 сент. 1728) – нем. философ и юрист. Изучал философию и юриспруденцию под руководством отца, Якоба Т., учителя Лейбница. Испытал влияние Гроция и Пуфендорфа. С 1687 читал лекции в Лейпцигском ун-те, с 1694 – профессор, затем ректор ун-та в Галле. Убежденный просветитель, Т. основал первый в Германии науч. журнал "Teutsche Monate", а также рецензионный орган "Monatsgespräche", способствовал высвобождению науки от пут схоластики, боролся с пережитками средневековья. Гл. науч. интересы Т. лежали в области философии гос-ва и права. Сторонник теории естественного права, Т. впервые разграничил нравственность (охватывающую внутр. мир человека и определяемую его сознанием, убеждениями) и право (нормы к-рого регулируют внешние отношения между людьми и имеют принудит. характер). Т. открыто выступал за освобождение философии и права из-под влияния теологии. Предметом философии должен стать человек, а ее орудием служит здравый смысл, разум. Философия должна способствовать просвещению, приносить людям пользу. Ее важнейшая задача состоит в том, чтобы сделать человека способным отличать истину от лжи, добро от зла, научить людей правильно жить. Т. первый из нем. философов начал писать и выступать с лекциями на нем. яз. Он заложил основы нем. филос. терминологии.
Не чужд был Т. и идей утопического социализма, к-рые были у него окрашены в религ. тона. Христ. любовь к ближнему, считал он, должна привести к общности имущества, являющейся залогом всеобщего благоденствия.
Соч.: Introductio ad philosophiam aulicam, Lpz., 1688; Einleitung zu der Vernunftlehre, Halle, 1691; Ausübung der Vernunftlehre, Halle, 1691; Einleitung zur Sittenlehre, Halle, 1692; Historie der Weisheit und Torheit, Bd 1–13, Halle, 1693; Ausübung der Sittenlehre, Halle, 1696; Versuch von Wesen des Geistes, Halle, 1699; Institutiones Jurisprudentiae divinae, Halle, 1702; Fundamenta juris naturae et gentium, Halle–Lpz., 1705; Aus der Frühzeit der deutschen Aufklärung, 2 Aufl., Lpz., 1938 (COBM. с Ch. Weise).
Лит.: Деборин А. М., Из истории раннего немецкого просвещения. X. Т., "ВИМК", 1960, No 6; Wоlf E., Grotius, Puféndorf, Thomasius. Tübingen, 1927; Fleischmann M. (Hrsg.), Chr. Thomasius. Leben und Lebenswerk, Halle, 1931; Вieber G., Staat und Gesellschaft bei Thomasius, Giessen, 1931 (Diss.); Bloch E., Chr. Thomasius, В., 1953; Schubart-Fikentscher G., Unbekannter Thomasius, Weimar, 1954; Lieberwirth R., Chr. Thomasius, Weimar, 1955; Schneiders W., Moral und Liebe. Untersuchungen zur Entwicklung der Moralphilosophie und Naturrechtslehre des 17. Jahrhunderts bei Chr. Thomasius, Münster, 1960; Wolff H. M., Die Weltanschauung der deutschen Aufklärung in geschichtlicher Entwicklung, 2 Aufl., Bern–Münch., 1963.
Б. Мееровский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ТОМАЗИЙ
    ТОМАЗИЙ (Thomasius) Христиан (1 января 1655, Лейпциг — 23 сентября 1728, Галле) — немецкий философ, правовед, один из основателей просветительского движения в Германии. Первым стал читать лекции и издавать научно-популярные и публицистические журналы на немецком языке. Основоположник т. н. линии Томазия в немецкой философии 18 в., которая в противоположность рационалистической метафизике вольфианства ориентировалась на традиции британской сенсуалистической гносеологии и эмпирической психологии, принципы здравого смысла. Рассматривая ощущения и данные опыта в качестве источников и границ надежного и достоверного познания, считал, что главньм предметом науки и философии должны быть не абстрактные понятия и метафизические проблемы, а конкретный человек и его жизненные потребности. В качестве “мирской мудрости” (Weltweisheit) философия должна ориентироваться на принципы практической полезности, активно служить общему благу и справедливости, содействовать обновлению и развитию общества и его культуры, формированию просвещенного и добродетельного человека. Будучи последователем Грация и Пуфендорфа, внес заметный вклад в утверждение принципов естественного права в Германии, а также в разработку вопроса о соотношении морали и права.
    Соч.: Ausübung der Vernunftlehre. Halle, 1691; Ausübung der Sittenlehre. Halle, 1696; Grund-Lehren des Natur- und Völker-Rechts. Halle, 1705.
    Лит.: ДеборинА, М. Из истории раннего немецкого просвещения.— “Вестник истории мировой культуры”, 1960, № 6, с. 32—43;Деев Н. Н. Разграничение права и морали в естественно-правовом учении Христиана Томазия.— “Проблемы государства и права на современном этапе”, 1974, вып. 8, с. 55—63; Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989, с. 51—59; Bienert W. Die Philosophie des Chr. Tomasius. Halle, 1934; Lieberwirth K. Chr. Tomasius. Sein wissenschaftliches Lebenswerk. Weimar, 1955; Schneiders W. Naturrecht und Lebensethik: Zur Geschichte der praktischen Philosophie im Hinblick auf Chr. Tomasius. Hildesheim—N. Y, 1971.
    В. А. Жучков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ТОМАЗИЙ" в других словарях:

  • Томазий — (Thomasius)         Кристиан (1.1.1655, Лейпциг, 23.9.1728, Галле), немецкий юрист и философ просветитель, сторонник школы естественного права (См. Естественное право). Преподавал в университетах Лейпцига, Галле. В 1688 основал первый научный… …   Большая советская энциклопедия

  • Томазий К. — ТОМÁЗИЙ (Thomasius) Кристиан (1655–1728), нем. юрист и философ. Осн. тр. – Основы естественного права (1705) …   Биографический словарь

  • ТОМАЗИЙ (Thomasius) Кристиан — (1655 1728) немецкий юрист и философ. Основные труды Основы естественного права (1705) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Томазий Кристиан — Томазий (Thomasius) Кристиан (1.1.1655, Лейпциг, 23.9.1728, Галле), немецкий юрист и философ просветитель, сторонник школы естественного права. Преподавал в университетах Лейпцига, Галле. В 1688 основал первый научный журнал на немецком языке.… …   Большая советская энциклопедия

  • Томазий, Христиан — Христиан Томазий Christian Thomasius …   Википедия

  • Томазий Христиан — Различие между правом и моралью     Для сторонников доктрины естественного права естественное означало рациональное , или, лучше, несверхъестественное . Человеческий разум, а не Откровение, стал критерием истины во всех видах человеческой… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Томазий Кристиан — (Thomasius) (1655 1728), немецкий юрист и философ. Основные труды  «Основы естественного права» (1705). * * * ТОМАЗИЙ Кристиан ТОМАЗИЙ (Thomasius) Кристиан (1655 1728), немецкий юрист и философ. Основные труды «Основы естественного права» (1705) …   Энциклопедический словарь

  • Лейбниц, Готфрид Вильгельм — Готфрид Вильгельм Лейбниц Gottfried Wilhelm Leibniz …   Википедия

  • Государство — I есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Платон, Аристотель и Цицерон объясняли происхождение и существо Г. общительной природой человека. Г., говорит Аристотель, есть… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.