- ТОМАЗИЙ
- ТОМАЗИЙ
-
I
(Thomasius)Кристиан (род. 1 янв. 1655, Лейпциг – ум. 23 сент. 1728, Галле) – нем. философ. Испытал влияние Пуфендорфа; с 1681 жил в Лейпциге, откуда был изгнан теологами за свою просветительскую философию; с 1690 жил в Галле. В 1688 первым среди философов начал читать лекции на нем. языке. Для его теоретических философских построений характерен скорее критический, выражаемый в точных понятиях стиль, чем наличие собственных оригинальных мыслей. Считал, что нравственность стоит выше, чем право, и что вне общества нет никакого права.
II
(Thomasius)Якоб (род. 1622 – ум. 1684) – нем. философ; отец Томазия Кристиана, учитель Лейбница, один из умнейших, наиболее тонких критиков схоластики, конец которой он предсказывал. Обладал обширными познаниями в области философии, о чем свидетельствует его «Frotemata metaphysica» (1670).
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ТОМА́ЗИЙ
-
(Thomasius), Христиан (1 янв. 1655 – 23 сент. 1728) – нем. философ и юрист. Изучал философию и юриспруденцию под руководством отца, Якоба Т., учителя Лейбница. Испытал влияние Гроция и Пуфендорфа. С 1687 читал лекции в Лейпцигском ун-те, с 1694 – профессор, затем ректор ун-та в Галле. Убежденный просветитель, Т. основал первый в Германии науч. журнал "Teutsche Monate", а также рецензионный орган "Monatsgespräche", способствовал высвобождению науки от пут схоластики, боролся с пережитками средневековья. Гл. науч. интересы Т. лежали в области философии гос-ва и права. Сторонник теории естественного права, Т. впервые разграничил нравственность (охватывающую внутр. мир человека и определяемую его сознанием, убеждениями) и право (нормы к-рого регулируют внешние отношения между людьми и имеют принудит. характер). Т. открыто выступал за освобождение философии и права из-под влияния теологии. Предметом философии должен стать человек, а ее орудием служит здравый смысл, разум. Философия должна способствовать просвещению, приносить людям пользу. Ее важнейшая задача состоит в том, чтобы сделать человека способным отличать истину от лжи, добро от зла, научить людей правильно жить. Т. первый из нем. философов начал писать и выступать с лекциями на нем. яз. Он заложил основы нем. филос. терминологии.Не чужд был Т. и идей утопического социализма, к-рые были у него окрашены в религ. тона. Христ. любовь к ближнему, считал он, должна привести к общности имущества, являющейся залогом всеобщего благоденствия.Соч.: Introductio ad philosophiam aulicam, Lpz., 1688; Einleitung zu der Vernunftlehre, Halle, 1691; Ausübung der Vernunftlehre, Halle, 1691; Einleitung zur Sittenlehre, Halle, 1692; Historie der Weisheit und Torheit, Bd 1–13, Halle, 1693; Ausübung der Sittenlehre, Halle, 1696; Versuch von Wesen des Geistes, Halle, 1699; Institutiones Jurisprudentiae divinae, Halle, 1702; Fundamenta juris naturae et gentium, Halle–Lpz., 1705; Aus der Frühzeit der deutschen Aufklärung, 2 Aufl., Lpz., 1938 (COBM. с Ch. Weise).Лит.: Деборин А. М., Из истории раннего немецкого просвещения. X. Т., "ВИМК", 1960, No 6; Wоlf E., Grotius, Puféndorf, Thomasius. Tübingen, 1927; Fleischmann M. (Hrsg.), Chr. Thomasius. Leben und Lebenswerk, Halle, 1931; Вieber G., Staat und Gesellschaft bei Thomasius, Giessen, 1931 (Diss.); Bloch E., Chr. Thomasius, В., 1953; Schubart-Fikentscher G., Unbekannter Thomasius, Weimar, 1954; Lieberwirth R., Chr. Thomasius, Weimar, 1955; Schneiders W., Moral und Liebe. Untersuchungen zur Entwicklung der Moralphilosophie und Naturrechtslehre des 17. Jahrhunderts bei Chr. Thomasius, Münster, 1960; Wolff H. M., Die Weltanschauung der deutschen Aufklärung in geschichtlicher Entwicklung, 2 Aufl., Bern–Münch., 1963.Б. Мееровский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ТОМАЗИЙ
-
ТОМАЗИЙ (Thomasius) Христиан (1 января 1655, Лейпциг — 23 сентября 1728, Галле) — немецкий философ, правовед, один из основателей просветительского движения в Германии. Первым стал читать лекции и издавать научно-популярные и публицистические журналы на немецком языке. Основоположник т. н. линии Томазия в немецкой философии 18 в., которая в противоположность рационалистической метафизике вольфианства ориентировалась на традиции британской сенсуалистической гносеологии и эмпирической психологии, принципы здравого смысла. Рассматривая ощущения и данные опыта в качестве источников и границ надежного и достоверного познания, считал, что главньм предметом науки и философии должны быть не абстрактные понятия и метафизические проблемы, а конкретный человек и его жизненные потребности. В качестве “мирской мудрости” (Weltweisheit) философия должна ориентироваться на принципы практической полезности, активно служить общему благу и справедливости, содействовать обновлению и развитию общества и его культуры, формированию просвещенного и добродетельного человека. Будучи последователем Грация и Пуфендорфа, внес заметный вклад в утверждение принципов естественного права в Германии, а также в разработку вопроса о соотношении морали и права.Соч.: Ausübung der Vernunftlehre. Halle, 1691; Ausübung der Sittenlehre. Halle, 1696; Grund-Lehren des Natur- und Völker-Rechts. Halle, 1705.Лит.: ДеборинА, М. Из истории раннего немецкого просвещения.— “Вестник истории мировой культуры”, 1960, № 6, с. 32—43;Деев Н. Н. Разграничение права и морали в естественно-правовом учении Христиана Томазия.— “Проблемы государства и права на современном этапе”, 1974, вып. 8, с. 55—63; Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989, с. 51—59; Bienert W. Die Philosophie des Chr. Tomasius. Halle, 1934; Lieberwirth K. Chr. Tomasius. Sein wissenschaftliches Lebenswerk. Weimar, 1955; Schneiders W. Naturrecht und Lebensethik: Zur Geschichte der praktischen Philosophie im Hinblick auf Chr. Tomasius. Hildesheim—N. Y, 1971.В. А. Жучков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.