ТЕТЕНС


ТЕТЕНС
ТЕТЕНС
(Tetens)
Иоганн Николас (род. 16 сент. 1736, Тетенбюлль, Голыитиния – ум. 15 авг. 1807, Копенгаген) нем. психолог; с 1776 по 1789 – профессор философии в Киле, затем высокопоставленный чиновник в Копенгагене. Предшественник нем. позитивизма, признающего также и иррациональное; в своей осн. работе «Philosophische Versuche ьber die menschliche Natur und ihre Entwicklung» (1776 – 1777) проводит мысль о том, что исходным пунктом психологии является самонаблюдение, а начинаться психология должна с эмпирического расчленения душевной жизни; метафизические же общие соображения допустимы разве только в заключение.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ТЕ́ТЕНС
(Tetens), Иоганн Николаус (16 сент. 1736 – 15 авг. 1807) – нем. психолог и философ. Проф. философии в Киле (1776–89). Пытался соединить идеи эмпирич. анализа в психологии с трактовкой психики в духе рационализма Лейбница и Вольфа. Согласно Т., в психологии надлежит исходить из самонаблюдения и основанного на нем эмпирич. расчленения душевных явлений (ему принадлежит известное деление этих явлений на представления, волю и чувства), а метафизич. положения должны завершать психологич. анализ. Тезис Т. о независимости и самостоятельности психич. функций оказал влияние на разработку Кантом априоризма.
Соч.: Abhandlungen von den Beweisen des Daseins Gottes, Wismar, 1761; Über die allgemeine spekulative Philosophie, Bützow, 1775; Philosophische Versuche über die menschliche Natur und ihre Entwicklung, Bd 1–2, Lpz., 1777.
Лит.: Троицкий M. M., Нем. психология в текущем столетии, 2 изд., т. 1–2, М., 1883; Philosophie-Lexikon, Bd 2, В., 1950; Störring G., Die Erkenntnistheorie von Tetens, Lpz., 1901.
M. Роговин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ТЕТЕНС
    TETEHC (Tetens) Иоганн Николае (16 сентября 1736, Тетенбюль, южный Шлезвиг — 15 августа 1807, Копенгаген) — немецкий и датский философ, естествоиспытатель, математик и культуролог. Получил университетское образование в Ростоке и Копенгагене. Профессор физики в Бютсовском университете (с 1763). С 1776 — профессор философии в университете Киля (впоследствии получил здесь и кафедру математики). В 1777 в Лейпциге выходит его главное сочинение — двухтомный трактат “Философские опыты о человеческой природе и ее развитии” (Philosophische Versuche über die menschliche Natur und ihre Entwicklung). С 1789 на государственной службе в Копенгагене.
    Тетенс объединяет психологический эмпиризм британской традиции с системностью немецкой метафизики. Основной объект его исследований — человек как единство монады — души и составного по природе тела, а в человеке — душа в многообразии и единстве ее сил и способностей. В основании всех душевных сил находится чувство как наиболее пассивная способность, суть которой состоит в рецептивности. Активность чувства проявляется исключительно в противодействии влиянию внешних воздействий. Из этой скрытой активности в результате экстенсивного увеличения прорастает “способность представления” (включающая в себя акты схватывания, воспроизведения и порождения новых представлений в фантазии). Развертывание “интенсивной” активности чувства превращает ее в мышление (оно возникает из “чувства изменений” и состоит в спонтанном и осознанном соотнесении представлений и понятий) и далее — в “действенную способность”, обнаруживающуюся во внешних телесных движениях. Высшая точка развития действенной способности человека — свободное произволение (предполагающее не только деятельность, но и внутреннюю рациональную санкцию на нее в ситуации выбора). Иерархия душевных сил, по Тетенсу, соответствует этапам индивидуального развития человека, а также периодам человеческой истории в целом (“дикость” как эпоха “чувственного” человечества, “варварство” как господство воображения и страстей, “цивилизованность” как период, когда в жизни человечества преобладают мышление и свободная воля). Исследуя душевные способности, Тетенс затрагивает такие проблемы, как интерсубъекшвность, структуры первичного (доконцешуального) опыта, стадии конституирования объективности, соотношение обыденного и научного знания и т. п. Опровергая “идеализм”, он полагает, что представление о Я возникает одновременно с представлениями о внешних объектах.
    Преобладание интроспективных данных над привлеченными извне фактами, интроспекционистская терминология (“идеальный объект”, “диспозиция” и т. п.), обращение к “наблюдающему методу” в познании души, острота наблюдения делает идеи Тетенса весьма значимыми в истории немецкой философии до Канта. В работе “О всеобщей спекулятивной философии” (1775) он проводит мысль, что даже “трансцендентная философия”, или онтология, должна базироваться на наблюдении за душевными способностями, т. е. на “эмпирической психологии”. При этом Тетенс не отрицает и важности проблем традиционной “рациональной психологии”, исследующей сущность души. Однако под влиянием юмовской критики относительно возможности подобной дисциплины он решительно пересматривает методологию этой науки, придавая ей гипотетический характер. Итог всех антропологических изысканий Тетенса — идея человека как существа, которое может совершенствовать свою деятельную способность, сохраняя при этом гармонию душевных сил. Соч.: Die philosophischen Werke. 4 Bd. Hildesheira, 1979. Лит.: BacuJibee В. В. Учение И. Тетенса о человеческой природе и ее развитии.— Учение о душе в метафизике XVIII в. Барнаул, 2000;
    Жучков В. А. И. Н. Тетенс — выдающийся предшественник Канта.— В кн.: Историко-философский ежегодник 1995. M., 1996, с. 9—31; Störr'mgG. E. Die Erkenntnistheorie von Tetens. Lpz., 1901; Übels W. Î. N. Tetens nach seiner Gesamtentwicklung betrachtet mit besonderer Berücksichtigung des Verhältnisses zu Kant. B., 1911; Seidel A. Tetens Einfluss auf die kritische Philosophie Kants. Lpz., 1932; Baumsarten H. Kant und Tetens. Untersuchungen zum Problem von Vorstellung und Gegenstand. Stuttg., 1992.
    В. В. Васильев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ТЕТЕНС" в других словарях:

  • Тетенс — (J. N. Tetens) немецкий философ (1736 1807), профессор философии в Киле. Т. был одним из выдающихся представителей эклектизма, сочетавшего в себе в непримиренном виде элементы эмпирической философии и вольфианского рационализма; этот эклектизм… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ТЕТЕНС Иоганн Николас — ТЕТЕНС (Tetens) Иоганн Николас (16 сентября 1736, Тетенбюль, южный Шлезвиг 15/19 августа 1807, Копенгаген), немецко датский философ, психолог, физик и математик. Получил университетское образование в Ростоке и Копенгагене. В 1759 в Ростоке… …   Энциклопедический словарь

  • Тетенс, Иоганн Николас — Иоганн Николас Тетенс Johannes Nikolaus Tetens Иоганн Николас Тетенс Да …   Википедия

  • О всеобщей спекулятивной философии —         «О ВСЕОБЩЕЙ СПЕКУЛЯТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ» произведение Иоганна Николауса Тетенса (Те tens J.N. Uber die allgemeine spekulativische Philosophie. Biitzow u. Wismar, 1755), в котором сформулированы основные задачи и принципы реформы философии,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Жучков, Владимир Александрович — (р. 21.12.1940) спец. в обл. истории нем. филос. XVIII XIX вв.; д р филос. наук. Род. в Москве. Окончил филос. ф т МГУ (1970) и асп. ИФ РАН (1973), где и работает в секторе истории зап. филос. (с 1995 вед. н.с). Канд. дисс. "Гносеологическое …   Большая биографическая энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ — (от лат. transcendent, transcendentalis перешагивающий, выходящий за пределы) возникший в средневековой философии фундаментальный филос. и теологический термин, претерпевший за свою историю существенные изменения в значении. Первоначально Т.… …   Философская энциклопедия

  • ЦЕННОСТЬ — отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным;… …   Философская энциклопедия

  • Беркли Джордж — (Berkeley) (1685 1753), английский философ; епископ в Клойне (Ирландия). В «Трактате о началах человеческого знания» (1710) утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. * …   Энциклопедический словарь

  • Ростокский университет — Германия, основан в 1419. В 1998 свыше 8 тыс. студентов. * * * РОСТОКСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОСТОКСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Universitaet Rostock), государственный университет в Германии (см. ГЕРМАНИЯ), один из старейших университетов в Европе, расположен в г.… …   Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение) — ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 17 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума (см. РАЗУМ) и науки (см. НАУКА (сфера деятельности)) в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество,… …   Энциклопедический словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.