- СМЭТС
- СМЭТС
-
(Smuts) Ян Христиан (24.5.1870, Бовенплатс, Капская пров.,— 11.9.1950, Ирене, близ г. Претория), философ-идеалист; южноафр. политич. деятель, брит. фельдмаршал. Премьер-мин. ЮАС в 1919—24 и в 1939— 1948. Один из авторов устава Лиги Наций. В политич. соч. пропагандировал реакц. расистские теории. В полемике с дарвинизмом разработал филос. концепцию холизма, согласно которой в основе эволюционных процессов лежит активность нематериальных и непознаваемых «целостностей». Усматривал в них источник высших моральных ценностей людей. Концепция С. близка к теориям «творческой эволюции» Бергсона и эмерджентной эволюции Ллойд Моргана и Александера.Holism and evolution, N. ?., 1926; Plans for a better world, L., 1942.Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., М., 1962, с. 320—35; Graf ford F. S., Jan Smuta. A biography, N. Y.. 1945.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- СМЭТС
-
СМЭТС, Ян Христиан – см. ХОЛИЗМ.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- СМЭТС
-
(Smuts), Ян Христиан (24 мая 1870 – 11 сент. 1950) – южноафриканский философ – объективный идеалист, политич. и воен. деятель, фельдмаршал и премьер-министр ЮАС (ныне ЮАР). Учился в ун-тах Лейдена, Кембриджа и Страсбурга. Один из основателей холизма (см. Организмические теории).
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- СМЭТС
-
СМЭТС (Smuts) Ян Христиан (24 мая 1870, Бовенплатс, Капская провинция — 11 сентября 1950, Ирене, близ г. Претория) — философ, южноафриканский политический деятель, принимавший участие в разработке устава Лиги Наций, британский фельдмаршал. В 1919—1924 и 1939—1948 — премьерминистр ЮАС.Философская концепция Смэтса возникла в полемике с дарвинизмом и основывалась на методологическом принципе холизма. Смэтс понимает целое как центральное понятие философии, “последнюю реальность универсума”, выраженную формулой “целое больше, чем сумма его частей”. Целое объединяет в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. В основе эволюционных процессов лежит активность нематериальных и непознаваемых “целостностей”. “Мы верим в эволюцию, но это больше не механическая эволюция прошлого или позапрошлого поколения, а творческая эволюция”, — писал Смэтс. В ходе эволюции формы материи обновляются и преобразуются, приобретая новые качества и порождая новые объекты. Закон сохранения материи при этом не действует, внутренне активная материя “исчезает”, сводится к энергии: “...сама материя — не что иное, как концентрированная, структурная...”. Высшей конкретной формой органической целостности является человеческая личность и именно в целостности заключен, по Смэтсу, источник моральных ценностей людей. Принцип целостности как органическая мировая субстанция нерасчленим и недоступен для научного изучения, в отличие от другой составляющей любого явления — механической структурности, являющейся предметом изучения науки.Соч.: Holism and Evolution. N. Y, 1926; Plants for a Better World. L., 1942.Φ. Η. Блюхер
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.