СИДОНСКИЙ

СИДОНСКИЙ
СИДОНСКИЙ
СИДОНСКИЙ Федор Федорович (род. 1805 – ум. 1873) – рус. философ, представитель теизма; профессор С.-Петербургской духовной академии, почетный доктор философии С.-Петербургского унта (с 1864). В определении философии стремился оттенить историческое разнообразие поставленных философией задач, выделив три осн. философские проблемы: бытие действительности, образование познаний и законы деятельности. Объединение этих проблем происходит у Сидонского в русле мировоззрения Канта: философия есть «учебное решение вопроса о жизни Вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и доведенное до определения законов, по каким должна направляться человеческая деятельность». В то же время главной задачей философии, по Сидонскому, остается объяснение природы как известной совокупности явлений из действующих в ней сил и из разлитой в ней жизни. В отличие от всякого др. знания характерными чертами философии для Сидонского служат ее «выспренность» (трансцендентальность) и «самостоятельность» (автономность). Самостоятельность предполагает независимость от авторитета, а трансцендентальность – «отрешенность от предметного». Это приводит к тому, что философия образует такое понятие об «образе бытия всего сущего», которое не довольствуется тем, что дает видеть опыт, а проникает во внутреннюю жизнь всего бытного и открывает «те представления, которые разрешают загадку всякого бытия или проливают свет на природу и законы наших познаний и действий». Органом философского познания служит разум, стремящийся к выспренности и требующий самостоятельности. Деятельность рассудка сводится к тому, что он разлагает понятия, сопоставляет и находит между ними разницу и сходства. В то время как чувство живет конкретным, «рассудок все дробит; ему нелегко перейти от самого есть к нет, от действия к причине: ибо понятия сил суть понятия соподчиненные». Поэтому философия, пока она не освободится от обольстительной основательности действий рассудка, не может подняться до мысли, что она есть истина, не зависящая от подчинения одной мысли другою. Главный вопрос для решения у Сидонского – вопрос об отношении философии и религии. Он допускает, что философские изыскания и истины веры – две отличные, хотя и не отдельные области. Философия должна служить людям верующим. Разум и Откровение не могут прийти в противоречие, раз оба они – от Бога. Разум должен поэтому содержать в себе по крайней мере предчувствие того, что сообщает Откровение. Развивая идею о философском методе, Сидонский не удовлетворяется ни «выводным методом Фихте», ни диалектическим Гегеля, ни «построительным» Шеллинга, ни «привносительным» Гербарта. Более сочувственно он относится к методу критическому. Однако поскольку последний требует систематической проверки наших понятий и суждений, Сидонский понимает эту работу как работу психологического анализа и, следовательно, те основания, к которым критика должна сводить эти понятия, не могут быть понятиями эмпирии, опыта. Сообразно этому он в дополнение к обычным методам – аналитическому и синтетическому – предлагает еще метод «сличительный», или сопоставительный. При таком методе доказательства и метод исследования понимается психологически, когда берется за исходный пункт исследование данных опыта. Философия «может принять точкой обзора абсолютное в опыте – наше Я, в котором сосредоточиваются ощущения происходящего вне и внутри». От опыта, т. о., исходит философское мышление, которое поднимается до Разума и еще раз, по требованию метода, нисходит к опыту для проверки устанавливаемых этим мышлением положений. Осн. произв. – «Введение в науку философии» (1833), отмеченное Демидовской премией. Кроме того, им написано изданное после его смерти «Генетическое введение в богословие» (1877).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

СИДО́НСКИЙ
Федор Федорович (11 февр. 1805 – 6 дек. 1873) – рус. философ-идеалист, представитель неортодокс. православия. Преподаватель (1831–35) СПБ дух. академии. С 1835 вел курс богословия в СПБ ун-те; с 1864 – д-р философии. До 1862 находился в опале у руководства церкви. В условиях кризиса крепостнич. идеологии С. защищал "уместность филос. исследования", но "при всем владычестве веры" ["Введение в науку философии" (СПБ, 1833)]. В своей "философии религии" С. проповедовал "согласие" философии и религии, науки и веры "в самых развитых умах", требовал места для религии "в творческой области познавательных стремлений человека".
Соч.: Об отношении идеального к действительному и обратно, "Сын отечества и Северный архив", 1832, т. 26, No 11, 12; Предубеждения, "Библ. для чтения", 1834, т. 7, отд. 6; [Рец. на кн.] Нем. психология в текущем столетии. Историч. и критич. исследование, с предварительным очерком успехов психологии со времен Бекона и Локка, М. Троицкого, "Журн. Мин-ва нар. просвещения", 1867, ч. 134, июнь; Генетич. введение в православное богословие, "Христианское чтение", 1877, ч. 1.
Лит.: Рождественский Н., По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций Φ. С., "Христианское чтение", 1876, ч. 3; И. В., Протоиерей Ф. Ф. С. и его филос. взгляды, "Вера и разум", 1906, ч. 1, No 7.
В. Зверев. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

СИДОНСКИЙ
    СИДОНСКИЙ Федор Федорович [11 (23) февраля 1805, с. Архангельское Тверской губ. — 6(18) декабря 1873, Петербург] — русский философ и богослов. Учился в Тверской семинарии, в 1829 окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, где был оставлен бакалавром. В 1835 навсегда удаляется из академии и служит приходским священником; в 1865—73 внештатный преподаватель философии в Санкт-Петербургском университете, в 1873 приглашается на штатную должность на кафедру богословия. “Введение в науку философии” (1833) Сидонского было первым серьезным исследованием философского познания на русском языке. Согласно Сидонскому, философия прошла три основных исторических этапа: изучение мира, блага и познавательного процесса. Основное средство философствующего разума — построение гипотетических суждений, основная проблема — способ перехода “философских догадок” в ряд “действительных мыслей”. Исходный пункт философа не идеи и не общие положения разума (в понятиях разума происходит его опредмечивание), но опыт, понимаемый, однако, не в духе обычного эмпиризма, ав контексте существования “абсолютного в опыте — нашего Я”. Метод философии складывается из анализа, синтеза и “метатетики” — постоянного сличения устанавливаемых разумом сверхэмпирических истин с действительностью. Между философствующим разумом и верой нет конфликта или противоречия: источник их един, и принятие истин Откровения сокращает путь рационального познания, который без того был бы значительно длиннее.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "СИДОНСКИЙ" в других словарях:

  • Сидонский саркофаг — …   Википедия

  • СИДОНСКИЙ Федор Федорович — (род. 1805 – ум. 1873) рус. философ, представитель теизма; профессор С. Петербургской духовной академии, почетный доктор философии С. Петербургского унта (с 1864). В определении философии стремился оттенить историческое разнообразие поставленных… …   Философская энциклопедия

  • Сидонский Федор Федорович — Сидонский (Федор Федорович, умер в 1873 г.) писатель, сын священника, окончил курс в Санкт Петербургской духовной академии и был оставлен при ней в звании бакалавра по кафедре философии. В то время как большая часть профессоров руководствовались… …   Биографический словарь

  • СИДОНСКИЙ Федор Федорович — (1805 73) российский философ, автор историко философского Введения в науку философии (1833) …   Большой Энциклопедический словарь

  • СИДОНСКИЙ Федор Федорович — (1805 1873), русский философ и богослов. Родился в с. Архангельское Тверской губернии 11 февраля 1805. Окончил Тверскую семинарию, а затем Петербургскую духовную академию, где был оставлен бакалавром для преподавания английского языка и философии …   Энциклопедия Кольера

  • Сидонский, Федор Федорович — протоиерей, профессор богословия и философии; род. в 1805 г. в Тверской губ., Новоторжском уезде, селе Архангельском, воспитывался в Тверской семинарии, а в 1825 г. поступил в С. Петербургскую Духовную Академию, где и окончил курс в 1829 г. По… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сидонский, Александр Федорович — русск. консул в Готенбурге, † 1868 г. Дополнение: Сидонский, Александр Федорович, 8 кл. консул русский в Готтенбурге, † 26 ноября 1868 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сидонский Фёдор Фёдорович — (1805 1873), философ и богослов. Преподавал в духовной академии и университете (Санкт Петербург). Основные сочинения: «Введение в науку философии» (1833), «Генетическое введение в православное богословие» (издание 1877). * * * СИДОНСКИЙ Федор… …   Энциклопедический словарь

  • Сидонский — Федор Федорович († 1873) писатель, сын священника, окончил курс в СПб. дух. акад. и был оставлен при ней в звании бакалавра по кафедре философии. В то время как большая часть профессоров руководствовались при преподавании указанными начальством… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СИДОНСКИЙ — Федор Федорович, прот. (1805–73), рус. правосл. богослов, библеист, философ. Род. в семье диакона Тверской губ. Окончил СПб.ДА (1829), где затем преподавал философию и англ. язык. Был священником Казанского собора (1829–73). В 1835 перешел из… …   Библиологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»