СЕМЬ МУДРЕЦОВ


СЕМЬ МУДРЕЦОВ
СЕМЬ МУДРЕЦОВ
у древних греков семь властителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до Р. X., жизненная мудрость которых, выраженная в кратких афоризмах, стала известна всей Элладе. Согласно Платону («Протагор»), этими мудрецами были Клеобул из Линдоса, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилен, Биас из Приены, Фалес из Милета, Хилон из Лакедемона и Солон из Афин. Иногда называют также и др. имена. Их наиболее известные афоризмы: «Всему свое время» (Питтак); «Наибольшее богатство – ничего не желать» (Биас); «Познай самого себя» (Фалес); «Ничего сверх меры» (Хилон, Солон).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

СЕМЬ МУДРЕЦОВ
    СЕМЬ МУДРЕЦОВ — древнегреческие представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных “сентенциях” (“гномах”) на темы “житейской мудрости”, но отличающихся от фольклорных пословиц: 1) подчеркнутым авторским характером, 2) нефигуративностью и стремлением к отвлеченным формулировкам этических принципов. Сам тип “семи мудрецов” восходит к древней мифологеме, имеющей индоевропейские или древневосточные корни (ср. “семь мудрецов” в Вавилоне и Древней Индии). По-видимому, уже в 6 в. до н. э. название “семь мудрецов” закрепилось за группой исторических лиц (гл. о. политических деятелей 1-й пол. 6 в. до н. э.). Состав “семи мудрецов”, так же как и атрибуция отдельных изречений, в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях); неизменное ядро составляют: Фалес, Биант из Приены, Питгак из Митилены, Солон Афинский. В каноне “семи мудрецов”, составленном в 4 в. до н. э. Деметрием Фалерским (которому принадлежит самый древний из сохранившихся сборников изречений “семи мудрецов”), к ним добавлены Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа и Хилон из Лакедемона. Образцы “гном” из собрания Деметрия Фалерского (авторство во всех случаях условно): “мера — лучше всего” (Клеобул), “ничего слишком” (Солон), “поручись — и беда туг как тут” (Фалес), “что возмущает тебя в ближнем — того не делай сам” (Питтак), “большинство людей — дурны” (Биант), “наслаждения смертны, добродетели бессмертны” (Периандр). По легенде, известной уже Платону (“Протагор” 343а), “семь мудрецов”, “сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости” свои изречения (в т. ч. “Познай самого себя”), высеченные с тех пор на колонне Дельфийского храма (год, в который, согласно Деметрию Фалерскому, “семеро были названы мудрецами”, 582/1 до н. э. совпадает с датой реорганизации Пифийских игр в честь Аполлона вДедьфах). Позднее “встреча” и фиктивные беседы “семи мудрецов” усваиваются жанром философского симпосия (“Пир семи мудрецов” Плутарха). Собирание и комментирование гном “семи мудрецов” остается популярным от эллинистической до византийской эпох.
    Фрагм.: DK 1,61—66; Лебедев, Фрагменты, с. 91—94. Лит.: Диоген Лаэртскш. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М. Л. Гаспарова, 2-е изд. М., 1986; SneÎl В. Leben und Meinungen der sieben Wiisen. Munch., I971; А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.