- РИЛЬ
- РИЛЬ
-
(Riehl)Алоиз (род. 27 апр. 1844, Бозен – ум. 21 нояб. 1924, Нейбабельсберг, близ Берлина) – нем. философ; профессор в Берлине (1905-1917); неокантианец. Занимал промежуточную между критицизмом и позитивизмом позицию: есть только один мир, но объективному, связанному с внешними вещами сознанию он представляется в качестве связи квантитативных (количественных) психических процессов и вещей; в то же время органически определенному индивиду часть того же мира представляется в качестве функций и связей его сознания. Следовательно, то, что с позиции Я является процессом ощущения, с точки зрения не-Я есть процесс, протекающий в мозгу. Осн. произв.: «Der philosophische Kritizismus und seine Bedeutung fьr die positive Wissenschaft», 2 Bde., 1876-1887; «Nietzsche», 1897; «Einfьhrung in die Philosophie der Gegenwart», 1903 (рус. пер. «Введение в современную философию». СПБ, 1904).
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- РИЛЬ
-
(Riehl), Алоиз (27 апр. 1844 – 21 нояб. 1924) – представитель т.н. критического реализма и реалистич. направления в неокантианстве; профессор ун-та в Граце (Австрия) и ряда герм. ун-тов, в т.ч. Берлинского (1905–19). Критикуя характерное для философии жизни противопоставление философии науке, Р. отстаивает неокантианский взгляд на философию. Вместе с тем он расходится с неокантианцами баденской школы, противопоставляющими науки о природе наукам о духе. Несмотря на то, что Р. в духе позитивизма критикует "метафизику" (к к-рой причисляет и материализм) за догматизм ее исходных позиций, он сам принимает т. зр. реализма – признает существование реальных вещей, к-рые составляют основу нашего знания, дают опыту человека содержание и образуют материал его знания и действия (см. "Теория науки и метафизика с т. зр. филос. критицизма", М., 1887, с. 203–04). Отвергая как наивный реализм, так и материалистич. теорию отражения, Р. вслед за Гельмгольцем считает, что "чувственные впечатления и ощущения суть не изображения объектов, а знаки их" ("Введение в совр. философию", М., 1903, с. 50). Опыт, согласно Р., есть психофизич. единство. Когда выдвигают в качестве исходной объективную сторону этого единства, то превращают мир в совокупность количественно измеряемых начал, а создание – лишь в функцию мозга; исходя же из субъективного аспекта, превращают мир в продукт сознания. Критикуя панпсихизм за веру в фетиши (см. "Теория науки...", с. 227) и материализм за превращение явления в самую реальность, Р. развивает концепцию психофизического параллелизма. Философия, согласно Р., есть не только самопознание науки (познание сущего), но и осмысление ценностей жизни человека (познание должного); к области ее относится "...то возможное, что человек должен еще создать своей волею и энергией" (там же, с. 23). Философия, т.о., включает область "практического разума", анализ проблем добра, нравственно-справедливого, свободного деяния человека.Этика Р. основывается на кантианском понимании свободы воли и нравств. закона как "универсального закона" всех разумных существ, источником к-рого является самосознание.Соч.: Moral und Dogma, W., 1871; Über Begriff und Form der Philosophie, В., 1872; Der philosophische Kriticismus und seine Bedeutung für die positive Wissenschaft, Bd 1–2, Lpz., 1876–87; Der Beruf der Philosophie in der Gegenwart, "Internat. Monatsschrift", 1914, Bd 8, No 10; в рус. пер. – Введение в совр. философию, СПБ, 1904; Философия в систематич. изложении..., СПБ, 1909.Лит.: Siegel К., А. Riehl, Graz, 1932.А. Огурцов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.