ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
(от греч. deon — должное, правильное), или Логика норм, нормативная логика — раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний (норм). Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, Д.л. отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует последние.
Д.л. слагается из множества систем, или «логик», различающихся используемыми символическими средствами и доказуемыми утверждениями. Вместе с тем эти «логики» имеют общие черты. Предполагается, что все многообразные нормы имеют одну и ту же структуру. Выделяются четыре структурных «элемента» нормы: характернорма обязывает, разрешает или запрещает; содержаниедействие, которое должно быть, может быть или не должно быть выполнено; условия приложения; субъект — лицо или группа лиц, которым адресована норма. Не все структурные элементы нормы находят выражение в символическом аппарате Д.л.
Подход Д.л. к структуре норм является предельно общим. Это позволяет распространить ее законы на нормы любых видов, независимо от их частных особенностей. Правила игры и грамматики, законы гос-ва и команды, технические нормы, обычаи, моральные принципы, идеалы и т.д. — нормы всех этих видов имеют одинаковую логическую структуру и демонстрируют одинаковое «логическое поведение».
В Д.л. понятия «обязательно», «разрешено» и «запрещено» обычно считаются взаимно определимыми.
В Д.л. имеют место закон деонтической непротиворечивости (выполнение действия и воздержание от него не могут быть вместе обязательными), закон деонтической полноты (всякое действие или обязательно, или безразлично, или запрещено), законы: логические следствия обязательного — обязательны; если действие ведет к запрещенному следствию, то само действие запрещено, и т.п.
Если Д.л. строится как расширение логической теории действия, различаются действие и (сознательное) воздержание от действия, не равносильное простой бездеятельности. Если в основу Д.л. положена логика взаимодействия, проводится различие между типами деятельности, связывающей двух субъектов (предоставление какого-то объекта, навязывание его и т.п.).
В соответствии с «Юма принципом» невозможен логический переход от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Ни одна из существующих деонтических систем не нарушает данный принцип и не санкционирует переходов от описательных посылок к нормативным заключениям. Невозможным считается и логический вывод описательных высказываний из нормативных. Нарушающий якобы это положение «принцип Канта»: «Если должен, то может» (обязательность действия влечет его логическую возможность или выполнимость) — не является на самом деле контрпримером. В нем фигурирует не обязывающая норма, а описательное высказывание о ней.
Попытки свести Д.л. к логике описательных высказываний не увенчались успехом. Более плодотворным является истолкование норм как частного случая оценок. Норма представляет собой групповую оценку, подкрепленную угрозой наказания (санкции), т.е. социально навязанную и социально закрепленную оценку. «Обязательное действие А» можно определить так: «Действие А оценивается положительно, и хорошо, что уклонение от этого действия сопровождается наказанием». Такое определение нормативных понятий через оценочные позволяет свести деонтические модальности к аксиологическим модальностям и Д.л. — к оценок логике.
Д.л. нашла уже достаточно широкие и интересные приложения. Понимание логических характеристик норм необходимо для решения вопросов о месте и роли норм в научном и ином знании, о взаимных связях норм и оценок, норм и описательных высказываний и т.д. Знание логических законов, которым подчиняется моральное, правовое, экономическое и всякое иное рассуждение, использующее и обосновывающее нормы, позволяет сделать более ясными представления об объектах и методах наук, оперирующих нормами, оказать существенную помощь в их систематизации. Распространяя формальные критерии рациональности на область нормативного рассуждения, Д.л. позволяет дать аргументированную критику концепциям, утверждающим алогичность такого рассуждения и настаивающим на невозможности сколь-нибудь убедительного обоснования моральных, правовых и иных норм и их систем.
Источником филос. и методологического интереса является также то, что Д.л. заставляет по-новому взглянуть на ряд собственно логических проблем. В частности, построение логической теории нормативных высказываний, не имеющих истинностного значения, означает выход логики за пределы «царства истины», в котором она находилась до недавних пор. Понимание логики как науки о приемах получения истинных следствий из истинных посылок должно в связи с этим уступить место более широкой концепции логики.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
    ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (греч. δέον, οντος, тодолжное, необходимое, обязанность) — область неклассическчх логик, в которых изучаются нормативные высказывания и нормативные понятия—обязательно, запрещено, разрешено и безразлично. Вопрос о логической природе норм, императивов и команд имеет многовековую традицию. Он рассматривался Аристотелем, стоиками, средневековыми философами, Лейбницем, Юмом, и др. Однако первая попытка построить формальную теорию нормативных понятий принадлежит Эрнсту Малли (“Элементы логики волеизъявлений”, 1926). На философские установки Малли оказал влияние английский философ и юрист Бентам. Именно Бентаму принадлежит термин “деонтология” (“Деонтология, или наука о морали”, 1834). Серьезный импульс исследованию норм был дан работами 50-х гг. Г. X. фон Вригта (Логико-философские исследования.— Избр. труды. М,, 1986).
    В естественном языке долженствование, разрешение, запрет выражаются чаше всего повелительными предложениями типа “запрещено курить”, “разрешено переходить улицу в установленном месте”. Нормативные термины “запрещено”, “разрешено” здесь сочетаются с родовыми действиями (“курить”, “переходить улицу”), образуя нормативные фразы. Предполагается, что имеется нормотворческая инстанция (администрация, законодатели) и субъекты норм (лица, относительно которых составлены предписания). Выражение “запрещено курить” можно домыслить, в итоге получив высказывание в смысле классической логики (то, чтоможет быть истинным или ложным): “Администрация литейно-механического завода запретила своим рабочим курить на территории завода”. Из общего высказывания можно получить частное: “Рабочему Петрову запрещено курить на территории завода”.
    Нормы, регулирующие типичные отношения и действия, называют общими, или базисными, их проявления в конкретных случаях получили название частных, или производных норм. Следуя в терминологии фон Вригту, различают нормы-формулировки, предписывающие определенные способы классификации ситуаций (общие нормы), и нормы-высказывания, утверждающие существование определенных ситуаций (производные нормы). Нормы-формулировки как описания повелений, руководств признаются ни истинными, ни ложными. Обсуждается проблема статуса логических отношений между нормами, таких, как противоречие и следование (одной нормы из другой). Различают абсолютные, безотносительные нормы (“обязаны знать и соблюдать требования сигналов светофоров”) и условные, относительные нормы (“если горит красный свет, то запрещено переходить улицу”).
    В многочисленных направлениях деонтической логики исследуются различные аспекты логической природы нормативных модальностей. В первых логических теориях был реализован онтологический подход к пониманию деонтических понятий. Внимание логиков привлекла работа Лейбница “Элементы естественного права” (1671), в которой деонтическим понятиям “справедливое” (дозволенное). “несправедливое” (недозволенное), “беспристрастное” (должное), “безразличное” ставятся в соответствие онтологические понятия “возможно”, “невозможно”, “необходимо”. “случайно” (у Лейбница для идеального существа — “доброго человека”). В свою очередь все онтологические модальности можно переформулировать в терминах возможности и отрицания: может быть, не может быть, не может не быть, может не быть. В современной логической терминологии (здесь знак “-.”—знак отрицания) указанная аналогия выглядит следующим образом; “возможно” (М) соотносится с “позволено” (Р), “невозможно” (Ι=-ι(Μ) соотносится с “запрещено” (F=-iP), “необходимо” (М "8-!!"-!!^!-!) соотносится с “обязательно” (0=-iF=-iP-i). При онтологическом подходе запрещение можно определить в терминах разрешения, и наоборот. В таком случае правомерны принципы “все, что не запрещено—разрешено” и “все, что не разрешено—запрещено”. Отождествление должного и сущего при онтологическом подходе восходит к древним системам права, где акцентировался скорее момент бытия, а не долженствования. Понятие права как института, регулирующего жизнь общества, ассоциировалось с понятиями правды как правильности и сущего. В современной ситуации должное и сущее можно рассматривать по аналогии с идеальным и реальным. Используя терминологию возможных миров семантики, можно сказать, что в сфере морали и права конструируют идеальные нравственные альтернативы к действительному миру. При таком подходе вопрос о взаимоопределимости деонтических понятий решается иными способами.
    В ходе исследования систем деонтической логики, которые строились по аналогии со стандартными модальными логиками, были обнаружены парадоксы. В монадических логиках (с абсолютными нормами) проходит парадокс Росса (1941): для абсолютной нормы “обязательно р” доказуемо утверждение Op-*0(pvq) в силу наличия правила вывода: если доказуемо А-”В, то доказуемо ОА-”ОВ. Напр., “Если обязательно, что вы посылаете письмо, то обязательно, что, либо вы посылаете письмо, либо вы сжигаете письмо”. Известны также и другие парадоксы, напр. парадокс договоренности (commitment) или выводимого обязательства (derived obligation), восходящий к А. Прайору (1954).
    Можно понимать деонтические модальности как независимые предикаты, прямо не взаимоопределимые друг через друга, и строить деонтическую логику, не опираясь на алетическую. В системах деонтической логики, основанных на принципах многозначности и разноуровневости, классические парадоксы деонтической логики не проходят. В настоящее время внимание специалистов сосредоточено на разработке полимодальных моделей. При переходе от норм к поступкам приходится учитывать вненормативные факторы: эмпирические данные, условия, знания субъекта, интересы (в т. ч. конфликтные) различных деятелей и т. п. Встают вопросы об отношении между логической выводимостью, с одной стороны, и знаниями, интенциями и нормами,—с другой.
    Возрастает интерес к деонтической логике со стороны информатики, что диктуется потребностями практики. Напр., в правовой литературе США активно обсуждается вопрос о возможности внедрения “электронного судьи”. Ставится и обсуждается актуальная для философии права и логики проблема—“насколько далеко можно продвинуться в логическом анализе правовой науки, если это вообще возможно?” Такие проблемы, как (1) возможность и пределы алгоритмизации процессов правотворчества и правоприменения, (2) роль и степень задействования личного опыта юридического лица в принятии решения, сегодня связываются с фундаментальными проблемами философии в виду их важности для понимания природы человеческого знания. Периодически проводятся конференции по компьютерным приложениям деонтических систем.
    Лит.: Ягодинский И. И. Философия Лейбница. Процесс образования системы. Первый период 1629—1672. Казань, 1914; Àqvist L. Deontic logic.—Handbook of Philosophical Logic, v. 2. Dordrecht, 1984; Deontic logic. Agency and Normative Systems. Springer Workshops in Computing. L., 1996.
    И. А. Герасимова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА" в других словарях:

  • деонтическая логика —         ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (от греч. deon долг, правильность) раздел современной неклассической логики, в котором исследуются возможности применения средств символической логики к анализу морального, правового, политического, экономического и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Деонтическая логика — (от др. греч. δέον  долг и логика; логика норм, нормативная логика)  раздел ло­гики, исследующий логическую структуру и логические связи нор­мативных высказываний. Деонтическая логика является также разделом модальной логики и одним из… …   Википедия

  • деонтическая логика — (от греч. deon долг, правильность) Логика норм, нормативная логика. раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний. Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания …   Словарь терминов логики

  • ЛОГИКА В РОССИИ — эволюция современной (математической) логики в России. Кон. 19 в. и нач. 20 в. знаменуют выход логики за рамки силлогистики и появление логиков новаторов, таких как П.С. Порецкий, М.В. Каринский, Л.В. Рутковский, СИ. Поварнин, и др. Казанский… …   Философская энциклопедия

  • ЛОГИКА — (от греч. logos слово, понятие, рассуждение, разум), или Формальная логика, наука о законах и операциях правильного мышления. Согласно основному принципу Л., правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или… …   Философская энциклопедия

  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — или Логика науки, применение идей, методов и аппарата логики в анализе научного познания. Развитие логики всегда было тесно связано с практикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Конкретные рассуждения дают логике материал …   Философская энциклопедия

  • “ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ” —     “ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ” К. Поппера первая опубликованная в 1934 книга К. Поппера (Logik der Forschung. Wien, 1934; пер. на англ. яз.: “The Logic of Scientific Discovery”. L. N. Y, 1959; сокращенный пер. на рус. яз. в кн.: Поппер К.… …   Философская энциклопедия

  • Деонтическая — логика (от др. греч. deon  долг и логика; логика норм, нормативная логика)  раздел ло­гики, исследующий логическую структуру и логические связи нор­мативных высказываний. Деонтическая логика является также разделом модальной логики и одним из… …   Википедия

  • Деонтическая модальность — Деонтическая логика (от др. греч. deon  долг и логика; логика норм, нормативная логика)  раздел ло­гики, исследующий логическую структуру и логические связи нор­мативных высказываний. Деонтическая логика является также разделом модальной логики и …   Википедия

  • Логика норм — Деонтическая логика (от др. греч. deon  долг и логика; логика норм, нормативная логика)  раздел ло­гики, исследующий логическую структуру и логические связи нор­мативных высказываний. Деонтическая логика является также разделом модальной логики и …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»