ДЕННЕТ


ДЕННЕТ
ДЕННЕТ
(Dennett) Дэниел Клемент (р. 1942) — амер. философ-аналитик, разрабатывающий функционалистскую концепцию сознания. Учился в Гарвардском и Оксфордском ун-тах (доктор философии с 1965), в 1965—1970 преподавал в Калифорнийском, с 1971 — в ун-те Тафта (с 1975 — проф. философии), там же — директор Центра когнитивных наук, соредактор жур. «Behavioral and Brain Sciences».
Главная тема творчества Д. — проблема сознания — исследуется им в веере ее подпроблем: духовное и телесное, личностное, свобода воли и детерминизм, естественные и искусственные интенциональные системы, человек и животное, человек и машина и др. В первой кн. «Содержание и сознание» («Content and Consciousness», 1969) он продолжил стратегию своего учителя Г. Райла в критике картезианского представления о сознании как «духе в машине», трансформировав лингвистический анализ в вариант натурализма. В дальнейшем он обратился к осмыслению подходов к феномену сознания, используемых в нейронауках, когнитивных науках, исследованиях по искусственному интеллекту, и сделал вывод, что важной задачей философии является методологический анализ концептуальных оснований этих новых дисциплин, реализация которой превратит традиционную философию сознания в разновидность философии науки (Brainstorms. Philosophical Essays on Mind and Psychology. 1978; Elbow Room: the Varieties of Free Will Worth Wanting. 1984).
Д. предложил функционалистскую трактовку сознания как третий путь между жестким монизмом и детерминизмом физикализма, с одной стороны, и ментализмом и дуализмом — с другой. Используя компьютерную аналогию, он утверждает, что функциональные отношения психологических состояний в принципе могут быть актуализированы в разных физических структурах — в человеческом теле, «твердой» программе компьютера и др. Как и при описании работы компьютерной программы, эти отношения можно описывать на нейтральном языке, не являющемся ни физикалистским, ни менталистским.
В кн. «Интенциональная установка» (The Intentional Stance. London, 1987) Д. развивает оригинальную концепцию интенциональности. В отличие от философов, считающих интенциональность внутренним свойством организма, а верования и желания — ее отражением, он утверждает, что принятие интен-циональной установки (intentional stance) заключается в рассмотрении некоторого сложного агента (человека, животного или компьютера) как действующего в соответствии с интенциональным образцом. В кн. «Объясненное сознание» (Consciousness Explained. 1990), «Опасная идея Дарвина: эволюция и смысл жизни» (Darwin's Dangerous Idea. Evolition and the Meaning of Life. 1995), «Виды сознания» (Kinds of Mind. 1996) он подкрепляет эту идею дарвиновской теорией естественного отбора, рассматривая структуры интенциональности как особые случаи природного дизайна.
Вместо традиционной модели самости как наблюдателя собственного «внутреннего театра» Д. предложил «модель многократных набросков» (multiple drafts model), согласно которой не существует единственного центра — самости, собирающей сигналы и превращающей их в осознанные образы: ментальная активность в мозге осуществляется в виде параллельных и перекрещивающихся процессов выбора, ревизии и интерпретации получаемой чувственной информации. Только естественный язык создает видимость единого Я, его постоянства и самотворчества.
Д. подчеркивает, что анализ категорий «сознание», «самость», «личностное», «свобода воли», «интенциональность» и др. на основе гетерофеноменологического языка, т.е. от третьего лица, имеет важное практическое значение не только для создания искусственных мыслящих систем, но также для юриспруденции, где от точного смысла данных категорий зависит определение таких понятий, как «вменяемость», «правовая и моральная ответственность» и др., а также для этики и социальных наук.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ДЕННЕТ
    ДЕННЕТ (Dennett) Дэниел (род. 28 марта 1942, Бостон)—американский философ-аналитик, разрабатывающий функционалистскую концепцию сознания. Окончил Гарвардский университет, учился в Оксфордском университете (доктор философии с 1965), в 1965—70 ассистент профессора философии в Калифорнийском университете, в 1971—75—в университете Тафта. В 1975—85—профессор философии университета Тафта, с 1985—директор Центра когнитивных наук в этом же университете. Почетный профессор искусства и наук, соредактор журнала “Behavioral and Brain Sciences”.
    Проблему сознания Деннет исследует в различных аспектах: духовное и телесное, личностное, свобода воли и детерминизм, естественные и искусственные интенциональные системы, человек и животное, человек и машина и др. В первой книге “Содержание и сознание” (Content and Consciousness. L.—Boston, 1969) он продолжил стратегию своего учителя Дж. Райла в критике картезианского представления о сознании как “духе в машине”, трансформировав лингвистический анализ в вариант натурализма. В дальнейшем он обратился к осмыслению подлойО” к феномену сознания, используемых в нейронауках, когнитивных науках, исследованиях по искусственному интеллекту. Деннет пришел к выводу, что важной задачей философии является методологический анализ концептуальных оснований этих новых дисциплин, а ее реализация превратит традиционную философию сознания в разновидность философии науки (Brainstorms. Philosophical Essays on Mind and Psychology. Montgomery, 1978; Elbow Room: the Varieties of Free Will Worth Wanting. Oxf., 1984). Деннет предложил функционалистскую трактовку сознания как третий путь между жестким монизмом и детерминизмом физикализма, с одной стороны, и ментализмом и дуализмом, —с другой. Сознание представляет собой интегрированную систему психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится со всеми другими элементами, а “ввод” новой информации—с информацией, полученной в прошлом. Используя компьютерную аналогию, Деннет утверждает, что каузальные взаимоотношения психологических состояний в принципе могут быть актуализированы в разных физических структурах Β человеческом теле, “твердой” программе компьютера и др. Как и при описании работы компьютерной программы, функциональное проявление сознания можно описывать на нейтральном языке, не являющимся ни физикалистским, ни менталистским.
    В книге “Интенциональная установка” (The Intentional Stance. L, 1987) Деннет предложил оригинальную трактовку интенциональности. В отличие от реалистов (напр., Д. Федора), считающих интенциональность внутренним свойством организма, а верования и желания—ее отражением. он утверждает, что принятие интенциональной установки (intentional stance) заключается в рассмотрении некоторого сложного агента (напр., человека) как действующего в соответствии с интенциональным образцом (паттерном), который реален, но не в смысле внутренней конституции. Подобно тому, как мы допускаем, что будильник зазвенит в положенное время (поскольку он так был спроектирован человеком) и при этом не приписываем ему внутреннюю интенциональность будить человека, мы не должны считать интенциональность особым внутренним качеством. В книгах “Объясненное сознание” (Consciousness Explained. Boston, 1990), “Опасная идея Дарвина: эволюция и смысл жизни” (Darwin's Dangerous Idea. Evolution and the Meaning of Life. L., 1995), “Виды сознания” (Kinds of Mind. Boston, 1997) Деннет подкрепляет эту идею дарвиновской теорией естественного отбора. Он рассматривает структуры интенциональности, присущие человеку и животным, как особый случай природного дизайна. Эволюция рассматривается им с т. зр. разворачивания интенциональной установки, а человеческая интенциональность—как производная от иитенциональности, свойственной Матери-Природе.
    Вместо традиционной модели “самости” как наблюдателе собственного “внутреннего театра” Деннет предложил “модель многократных набросков” (Multiple Drafts Model), согласно которой не существует единственного центра— “самости”, собирающей сигналы и превращающих их в осознанные образы: ментальная активность в мозге осуществляется в виде параллельных и перекрещивающихся процессов выбора, ревизии и интерпретации получаемой чувственной информации. Он использует метафору “центр нарративной тяжести” (center of narrative gravity), имея в виду, чтомозг работает параллельно процессу языкового нарратива (описания) и именно естественный язык создает видимость единого Я, его постоянства и самотворчества. Деннет подчеркивает, что анализ категорий “сознание”, “самость”, “личностное”, “свобода воли”, “интенциональность” и др. на основе гетерофеноменологического языка (т. е. от третьего, а не от первого лица) и без апелляции к интуиции и интроспекции имеет важное практическое значение не только для создания искусственных мыслящих систем (Деннет консультирует команду ученых Массачусетского технологического института, занимающихся созданием человекоподобных роботов), но также для юриспруденции, где от точного смысла данных категорий зависит определение таких понятий как “вменяемость”, “правовая и моральная ответственность” и др., а также для этики и социальных наук, где возникаетмного путаницы из-за неряшливого понимания сознания, личностного и др.
    Критики усматривают трудность функционалистской концепции сознания Деннета в том, что, если отбросить компьютерные аналогии, в ней воспроизводится старый бихевиоризм (т. е. позиция, отождествляющая сознание с диспозицией организма вести себя определенным образом в ответ на соответствующие стимулы). Еще большая трудность связана с объяснением субъективных качеств нашего опыта, или “квалиа” (qualia), напр., ощущения голубого цвета, или восприятия мелодии: “квалиа” не тождественны ни микросуждениям, осуществляемым различными частями мозга, ни языковым высказываниям о них, поскольку они творятся в опыте субъекта. Что касается объяснения интенциональности на основе естественного отбора, то многие критики ссылаются на мнения современных биологов-теоретиков, не считающих естественный отбор объясняющим все свойства организма; некоторые из свойств являются побочными и случайными продуктами эволюционных процессов.
    Соч.: Онтологическая проблема сознания.—В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998, с. 361—375; Условия личностного.—В кн.: История философии. Ежегодник, 1998. М„ 1999, Лит.: Dennett and his Critics: Demistifying Mind, ed. by B. Dahlbom. xf.—Carnbr., 1993; Daniel Dennett's “Consciousness Explained”.
    Symposium.—”Inquiry”, 1993, v. 36, ¹ 1/2.
    H. С. Юдина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ДЕННЕТ" в других словарях:

  • Деннет — Деннет, Дэниел Дэниел Деннет Daniel Clement Dennett Имя при рождении: Дэниел Клемент Деннет Дата рождения …   Википедия

  • Деннет Д. — Дэниел Деннет Дэниел Клемент Деннет (англ. Daniel Clement Dennett ; род. 28 марта 1942, Ливан) американский философ. Профессор философии и директор Центра когнитивных исследований Университета Тафта. Занимается философией сознания. Содержание 1 …   Википедия

  • ДЕННЕТ Дэниэл Клемент — ДЕННЕТ (Dennett) Дэниэл Клемент (р. 1942), американский философ, один из виднейших специалистов, работающих в области философии сознания (philosophy of mind). Директор Центра когнитивных исследований университета Тафта (штат Массачусетс). В своих …   Энциклопедический словарь

  • Деннет, Дэниел — Дэниел Деннет Daniel Clement Dennett 2012 …   Википедия

  • Деннет, Дениел — Дэниел Деннет Дэниел Клемент Деннет (англ. Daniel Clement Dennett ; род. 28 марта 1942, Ливан) американский философ. Профессор философии и директор Центра когнитивных исследований Университета Тафта. Занимается философией сознания. Содержание 1 …   Википедия

  • Деннет, Дениэл — Дэниел Деннет Дэниел Клемент Деннет (англ. Daniel Clement Dennett ; род. 28 марта 1942, Ливан) американский философ. Профессор философии и директор Центра когнитивных исследований Университета Тафта. Занимается философией сознания. Содержание 1 …   Википедия

  • Деннет, Дениэль — Дэниел Деннет Дэниел Клемент Деннет (англ. Daniel Clement Dennett ; род. 28 марта 1942, Ливан) американский философ. Профессор философии и директор Центра когнитивных исследований Университета Тафта. Занимается философией сознания. Содержание 1 …   Википедия

  • Деннет Дэниел — Дэниел Деннет Дэниел Клемент Деннет (англ. Daniel Clement Dennett ; род. 28 марта 1942, Ливан) американский философ. Профессор философии и директор Центра когнитивных исследований Университета Тафта. Занимается философией сознания. Содержание 1 …   Википедия

  • Деннет Дениел — Дэниел Деннет Дэниел Клемент Деннет (англ. Daniel Clement Dennett ; род. 28 марта 1942, Ливан) американский философ. Профессор философии и директор Центра когнитивных исследований Университета Тафта. Занимается философией сознания. Содержание 1 …   Википедия

  • Деннет Дениэл — Дэниел Деннет Дэниел Клемент Деннет (англ. Daniel Clement Dennett ; род. 28 марта 1942, Ливан) американский философ. Профессор философии и директор Центра когнитивных исследований Университета Тафта. Занимается философией сознания. Содержание 1 …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ДЕННЕТ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.