ДЕМИУРГ


ДЕМИУРГ
ДЕМИУРГ
(греч. demiurgos — мастер, ремесленник, от demos — народ, ergon, urgos — работа) — термин, встречающийся в греч. литературе начиная с Гомера. В гомеровских поэмах Д. одновременно и мастеровой, и герольд, предсказатель; позднее это слово означает скорее ремесленника — плотника или кузнеца. В истории философии оно приобретает особое значение в диалоге Платона «Тимей», где Д. предстает как «творец и родитель Вселенной», производящий и упорядочивающий физический мир в соответствии с идеальной моделью. Речь не идет о творении «из ничего», роль Д. сводится к тому, чтобы привести мир видимых вещей, пребывающих в «нестройном и беспорядочном движении», «из беспорядка в порядок», привести каждую вещь «к согласию с самой собой». Д. ведет все к благу, поскольку само благо, творение происходит благодаря уму; мир, «живое существо, наделенное душой и умом», родится «с помощью божественного провидения», по замыслу вечносущего бога.
Согласно Платону, Д. создает душу мира из трех частей — предела, беспредельного и их смеси. Затем мировая душа делится на две части, из которых образуются два круга — внешний (сфера неподвижных звезд) и внутренний (сфера планет). Вместе с небом возникает время как «движущееся подобие вечности». Мировая душа соединяется с мировым телом, после чего создаются четыре вида живых существ. Высший класс живых существ — «ставшие боги» совместно с Д. принимают участие в творении человека.
Платон называет космогонию, предложенную в диалоге «Тимей», «правдоподобным мифом», в связи с чем довольно трудно решить, считал ли он, что создание мира Д. было конкретным событием в конкретный момент времени в прошлом, или это выраженное в хронологической форме платоновское представление о соотносительной ценности различных элементов Вселенной, об онтологическом приоритете идеального. В Академии платоновской космогония «Тимея» была истолкована метафорически, рассказ о сотворении тела после души использовался для описания вторичности тела по отношению к душе. Аристотель употреблял слово «Д.» в традиционном значении — «ремесленник», «мастер».
Концепция Д. развивалась в неоплатонизме и у некоторых гностических авторов. Согласно Валентину, Д. располагается ниже эонов, ниже Софии, он устраивает мир феноменов, не имеющий отношения к невидимому Богу. Для Маркиона Д. тождествен Богу Ветхого Завета. Этот Д. зол и злы его творения, закон, который он предписывает, порождает грех и бессилие человека. Чтобы войти в царство благого Бога, человек должен освободиться от власти Д. и от связи с материей. Против гностического понимания Д. как источника зла в мире выступал Плотин в «Эннеадах».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ДЕМИУРГ
        (греч. , букв. — изготавливающий вещи для народа, отсюда — ремесленник, мастер, от — народ и — работа), термин др.-греч. философии для обозначения «творца» («мастера»), введённый в филос. лексикон Платоном в «Тимее» (ср. также «Государство» VII 530 а 7). Д. — «творец и отец этой Вселенной» (Тимей 28 с), создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеч. души, творит космос из со-вечной ему материи («кормилицы», «восприемницы», «пластич. массы»), наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообразпарадигму — эйдос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистич. религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от Д. не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума-Д. (см. H ус) устроить всё «как можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистич. «необходимости» (ананке). Д. «Тимея», очевидно, тождествен с «причиной соединения» предела и беспредельного (формы и материи) — прообразом «действующей причины» Аристотеля в платоновском «Филебе» (27 Ь). Характерное замечание Платона о «правдоподобном мифе» (Тимей 29d) дало повод уже в Древней Академии истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорич. язык, применяемый в «дидактич. целях» для выражения вневременных он-тологич. структур (Ксенократ, фр. 54 Heinze). Аристотель подчёркнуто игнорировал Д. «Тимея» при изложении платоновского учения и употреблял термин «Д.» только в прямом значении «ремесленник, мастер»; единственное возможное исключение — ранний диалог «О философии» (фр. 8, 12 и 13 ROSS). Трансцендентное понимание высшего божеств. принципа в позднем платонизме приводит к перекладыванию функций Д. (непосредственно контактирующего с материей в акте творения) на вторичного бога-посредника, эманирующего из первопринципа (см. Эманация). Филон Александрийский отождествляет Д. с логосом (De eher. 35, 136—137, De spec. leg. 1, 81), Нумений — с умом (нусом), называя его «вторым богом» (Prod., In Tim., II 93; Euseb. Praep. ??. XIV 5; ср. также Corpns Hermeticum 1,9: «Ум породил другой ум — демиурга»). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий материю абс. злом, завершается признанием некогда «благого» платоновского Д, источником мирового зла: у Валентина Д. помещается не только ниже плеромы эонов (см. Эон), но и ниже низшей Софии Ахамот, в «мсихич.» сфере, и творит мир, не зная эйдосов (Iren., Adv. haer. 1, 5, 3). Идея «злого Д.» была объектом полемики Плотина в его споре с гностиками («Эннеады» II 9, 6; ср. II 3, 8). A m b с l a i n R., La notion gnostique du Demiurge dans les Ecritures et les traditions judeochretiennes, P., 1959; U o h e ?? у К. F., The Demiurge and the Good in Plato, «New Scholasticism», 1961, p. 510—24; Legido Lope/, M., El problema de Dios en Platon. La teologia del demiurgo, Salamanca, 1963.
        см. также лит. к статьям Платон, Гностицизм.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ДЕМИУРГ
(греч. demiurgos – свободно занимающийся общественным ремеслом)
у Платона обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса, или первовещества; противоположность христ. Богу, который создает мир из ничего.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ДЕМИУРГ
(от греч. δημιουργός – осн. значение – "творящий для народа", переносное – творец, создатель). В обычном смысле греч. слово "Д." – "мастер", "знаток", "созидатель" – употреблялось для обозначения ремесленников, мастеров, врачей, художников, либо высших должностных лиц. В антич. философии понятие "Д." стало идеалистич. категорией, выражающей творч. функцию идеальных сущностей при их переходе к материальному космосу. У Филолая (В 21) говорится о Д. как о том принципе, к-рый сохраняет сущность вещей, несмотря на их текучесть (ср. А 17). Софист Критий (В 19) приравнивает Д. к "уму", Платон в диалоге "Тимей" (28С – 29А, 41 AB) говорит о космич. деятельности Д. ума; у Аристотеля, кроме одного текста (фргм. 13, Rose), трактующего о Д. "прекраснейшего устройства космоса", слово "Д." употребляется в бытовом значении. У стоиков встречается глагол от слова "Д." – δημιουργέω, к-рый употребляется в смысле "создавать", "творить" (Зенон фргм. 85, Клеанф фргм. 493, Arnim, SVF I). Из неоплатоников подробное и разработанное учение о Д. принадлежит Проклу, к-рый излагает его в комментарии на диалог Платона "Тимей". У гностиков (см. Гностицизм) Д. – творч. начало, к-рое производит материю, отягощенную грехом и злом. Ср.-век. богословы дали монотеистич. и спиритуалистич. истолкование понятию "Д.", к-рое было использовано нек-рыми религ. и идеалистич. учениями для обозначения идеального первоначала, творящего мир. "Для Гегеля, – писал Маркс, – процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 19). В атом значении слово "Д." употребляется в совр. филос. лит-ре.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ДЕМИУРГ
    ДЕМИУРГ (греч. δημιουργός, букв.—изготавливающий вещи для народа, отсюда—ремесленник, мастер, от δήμος — народ и Έργον — работа) — термин древнегреческой философии для обозначения “творца” (“мастера”), введенный в философский лексикон Платоном в *Тимее” (ср. также “Государство” VII 530а7). Демиург—творец и отец этой Вселенной (Tim. 28с), создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, творит космос из со-вечной ему материи (“кормилицы”, “восприемницы”, “пластической массы”), наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообразпарадигму—эйаос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистических религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от демиурга не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума-демиурга (см. Нус) устроить все “как можно лучше” противостоит сопротивление материи в виде детерминистической “необходимости” (ананке). Демиург “Тимея”, очевидно, тождествен с “причиной соединения” предела и беспредельного (формы и материи) — прообразом “действующей причины” Аристотеля—в платоновском “Фчлебе” (27Ь). Характерное замечание Платона о “правдоподобном мифе” (Tim. 29d) дало повод уже в Древней Академии истолковать космогонию “Тимея” как условно-метафорический язык, применяемый в “дидактических целях” для выражения вневременных онтологических структур (Ксенократ, fr. 54 Heinze). Аристотель подчеркнуто игнорировал демиурга “Тимея” при изложении платоновского учения и употреблял термин “демиург” только в прямом значении “ремесленник, мастер”; единственное возможное исключение—ранний диалог “О философии” (fr. 8, 12 и 13 Ross). Трансцендентное понимание высшего божественного принципа в позднем платонизме приводит к перекладыванию функций демиурга (непосредственно контактирующего с материей в акте творения) на вторичного бога-посредника, эманирующего из первопринципа (см. Эманация). Филон Александрийский отождествляет демиург с логосам (De cher. 35,136—137, De spec. Leg. 1, 81), Нумений—с умом (нусом), называя его “вторым богом” (Proci. In Tim. II 93); Euseb. Pr. Eu. XIV 5; ср. также Corpus Hermeticum 1, 9: “Ум породил другой ум — демиурга”). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий материю абсолютным злом, завершается признанием некогда “благого” платоновского демиурга источником мирового зла: у Валентина демиург помешается не только ниже плеромы эонов (см. Эон). но и ниже низшей СофииАхамот, в “психической” сфере, и творит мир, не зная эйдосоп (!геп., Adv. Наег. 1, 5, 3). Идея “злого демиурга” была объектом полемики Плотина в его споре с гностиками (“Эннеады” !! 9, 6; ср. II 3, 8).
    Лит.: Amhelain R. La notion gnostique du Démiurge dans les Ecritures el les traditions judéochrétiennes. P., 1959; Doherty K. F. Thé Démiurge and the Good in Plaio.—“New Scholasticism”, 1961, p. 510—524; Înf.ido Loper. M. El problema de Dios en Platon. La teolog'ia del demiorgo. Salamanca, 1963.
    A. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "ДЕМИУРГ" в других словарях:

  • ДЕМИУРГ —     ДЕМИУРГ (δημιουργός, от δήμια ἔργα народные, общественные дела), в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса, в христианском богословии один из эпитетов Бога Творца.… …   Античная философия

  • ДЕМИУРГ — (гр., от demos народ и ergazesthai творить, творящий для народа). 1) у Платона и других греч. философов высший разум, зиждитель мира. 2) творец видимого мира у гностиков низший бог. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДЕМИУРГ — (греч. demiurgos мастер ремесленник), в античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с логосом, умом (нусом) …   Большой Энциклопедический словарь

  • демиург — ремесленник, логос, создатель, творец, созидатель, абсолют, сатана, бог Словарь русских синонимов. демиург сущ. • создатель • созидатель • творец Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • Демиург —  Демиург  ♦ Démiurge    «Если бы идея о Боге творце содержала рациональное зерно, – сказал мне однажды Марсель Конш, – древние греки до нее додумались бы…» Действительно, древнегреческие боги не выступали в роли творцов мира: либо потому, что мир …   Философский словарь Спонвиля

  • демиург — а, м. démiurge m., нем. Demiurg <гр. demiurgos. филос. Творец, создатель, созидающее начало. СЭС. Диалектический материализм говорит: челвоеческий разум не мог быть демиургом истории, потому что он сам является ее продуктом. Плеханов К вопросу …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Демиург — (по гречески мастер, ремесленник) в античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом …   Исторический словарь

  • ДЕМИУРГ — (греч. demiourgos ‘творящий для народа’, т.е. ремесленник, мастер создатель) субъект миротворения в теологических, религиозно философских и ранне натурфилософских космогониях. В философский оборот термин ‘Д.’ был исходно введен в античной… …   История Философии: Энциклопедия

  • ДЕМИУРГ — (греч. demiurgos изготавливающий вещи, работник, творец) у древних греков свободный ремесленник; в древнегреческой мифологии Бог, создающий мир не из «ничего» (как в иудаизме и христианстве), а из хаоса, существующего извечно; у гностиков творец… …   Новейший философский словарь

  • ДЕМИУРГ — ДЕМИУРГ, демиурга, муж. (греч. demiurgos). 1. В платоновской философии верховный разум, как творящая сила (ист. филос.). 2. У гностиков Творец мира, божество низшего порядка (ист. филос.). 3. перен. Творец, создатель чего нибудь великого,… …   Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Демиург, Алексей Эрберг. Пьеса вошла в лонг-лист номинации «Пьеса для большой сцены» XXIV международного конкурса драматургов «ЕВРАЗИЯ-2016» и в лонг-лист номинации международной театрально-драматургической программы… Подробнее  Купить за 200 руб электронная книга
  • Демиург из Вирта, Дмитрий Захаров. В заурядном процессоре живет абсолютное зло, взращенное в эпоху доисторического мира. Достаточно принять в участие в безобидной компьютерной игре, и мир окунается в пучину ирреального ужаса,… Подробнее  Купить за 30 руб электронная книга
  • Усталый добрый Демиург, Кае де Клиари. Настоящий Отец любит всех своих детей. Но, когда этих детей слишком много, докричаться до его ушей сквозь общий гвалт удаётся лишь некоторым. Лучшим из лучших, тем чьи просьбы искренни, души… Подробнее  Купить за руб электронная книга
Другие книги по запросу «ДЕМИУРГ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.