ПОЛАГАНИЕ


ПОЛАГАНИЕ
ПОЛАГАНИЕ
        (нем. Setzen), филос. понятие, используемое в спекулятивных построениях классич. нем. идеализма, означающее, с одной стороны, мысленное допущение, утверждение («положение»), суждение о чём-нибудь, с другой — утверждение, создание чего-то как реального, т. е. реальное порождение бытия в том или ином его аспекте. Согласно Канту, П. может быть логическим, а может быть и реальным. В понятиях мы полагаем, утверждаем вещи лишь как возможные. Между тем существование есть «абс. полагание вещи», это не мысленный предикат, а само реальное бытие. Т. о., понятие П. «тождественно понятию о бытии вообще». Именно на эти доводы опирается кантовская критика онтологич. доказательства бытия бога, его тезис, согласно которому бытие вообще не есть область логич. вывода и доказательства.
        По Фихте, исходный принцип филос. системы выражает абс. действенный акт, который лежит в основе всякого бытия и сознания. Формулой такого акта является след. основоположение: «Я» первоначально полагает безусловно своё собственное бытие. Под этим «Я» подразумевается абс., верховная реальность, включающая в себя изначальное тождество субъекта и объекта, которое есть не что иное, как самополагание «абс. субъекта» (т. е. его абс. бытие, состоящее в творч. самоутверждении).
        Шеллинг утверждал, что «абсолютное» (бог) есть «бесконечное полагание самого себя» (т. е., в конце концов, бесконечное П. своих бесконечных П.). Каждое из этих П. есть самостоят. сущность, божеств. идея. Их совокупность образует «мир идей», которые в развёрнутой, видимой форме дают систему мировых тел, или Вселенную.
        Согласно Гегелю, П. есть самоутверждение духовной сущности, её «выход в существование», благодаря которому бытие раскрывает свою действит. основу. При этом основание развития как бы предвосхищает, предполагает самоё себя, а его осуществление выступает равным образом и как снятие, преодоление всех положенных определений. Т. о., П. у Гегеля есть действие, посредством крото дух или понятие постепенно реализуют себя в последовательности этапов своей эволюции.
        В марксистской философии понятие «П.» не употребляется.
        Кант И., Соч., т. 1, М., 1963, с. 401—05; т. 3, М., 1964, с 517—24; Фихте И. Г., Избр. соч., т. 1, [М.], 1916, с. 67— 99 102—203; Гегель Г., Наука Логики, т. 2, М., 1971, о. 20, 71, 106 — 109, 217 — 18; т. 3, М., 1972, с. 10 — 12, 195—96; Ильин И. А., Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего, «Вопросы философии и психологии», 1912, кн. 111 (I) — 112(11); Линьков Е. С., К генезису проблемы субъекта и объекта в философии Шеллинга, «Вестник Ленингр. университета», 1969, № 11.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ПОЛАГАНИЕ
в древней философии (тогда оно называлось doxa) обозначение для познания, обращенного на чистую видимость и проходящего мимо истины или бытия. Кант считал, что полагание есть недостаточное, «как субъективно, так и объективно, стремление сознания придерживаться истины»; подобные мысли высказывали Гегель и Гёте. Напротив, со времени Лотце (который часто говорит о «полагаемом») полагание обозначает особую в пределах общих усилий познания ориентацию на действительное, которая вкладывала значение полагания в средневековое понятие «intentio» (см. Гносеология).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


.

Смотреть что такое "ПОЛАГАНИЕ" в других словарях:

  • НАТОРП — (Natorp) Пауль (1854 1924) немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом …   История Философии: Энциклопедия

  • НАТОРП — (Natorp) Пауль (1854 1924) немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. можно условно подразделить на три больших блока, посвященых главным образом …   Новейший философский словарь

  • НАТОРП Пауль (1854-1924) — немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом: 1) историко философской,… …   История Философии: Энциклопедия

  • БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… …   Философская энциклопедия

  • ИДЕАЛЬНОЕ —         филос. понятие, характеризующее спе цифич. способ бытия объекта, представленного (отражённого) в психич. мире и жизнедеятельности субъекта. «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и… …   Философская энциклопедия

  • БРЮНСВИК — (Brunschvicg) Леон (1869 1944) французский философ. Предзадал основные темы неорационализма, концептуально оформленного Башляром, написавшим свою диссертацию под руководством Б. Определял свою доктрину как ‘философию мысли’ и специфицировал ее… …   История Философии: Энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — неклассическое направление трансцендентально критической философии, основоположником которого является Гуссерль. Данный вид трансцендентального анализа Гуссерль оценивает как неокартезианство, подразумевая предпринятый Декартом поворот от… …   История Философии: Энциклопедия

  • ИСКУССТВО —         форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… …   Энциклопедия культурологии

  • АБСТРАКЦИЯ — (от лат. abstractio отвлечение, отделение) процесс мысленного отвлечения одних свойств и отношений вещей и явлений от других. А. отождествления выделяет общее свойство объектов путем установления отношения эквивалентности или равенства между ними …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.