НИБУР

НИБУР
НИБУР
        (Niebuhr) Рейнхольд (21.6.1892, Райт-Сити, Миссури,—1.6.1971, Стокбридж, Массачусетс), амер. протестантский теолог, представитель диалектической теологии. В условиях экономич. кризиса 1929—33 и разочарования в либерализме возглавил переход большинства амер. протестантских теологов с позиций модернизма на позиции т. н. теологии кризиса. В знаменующей этот поворот кн. «Нравств. человек и без-нравств. общество» («Moral man and immoral society», 1932) Н. объявляет надежды «социального евангелия» на приведение общества в соответствие с требованиями христ. морали и изживание зла иллюзорными и наивными. В последующих работах «Природа и судьба человека» («The nature and destiny of man», v. l—2, 1941 — 1943), «Вера и история» («Faith and history», 1949), «Ирония амер. истории» («The irony of American history», 1952) Н. отрекается от бурж.-просветит. прогрессивного наследия, защиту которого называет опасным донкихотством, отказывается от идей социального прогресса, совершенствования человеч. личности и т. п., утверждая, что любые попытки построения справедливого обществ. порядка наталкиваются на злую и эгоистичную («греховную») сущность человека. Альтруизм рассматривается им как лицемерие, за которым скрывается эгоизм личности, класса, нации, выдающих свои эгоистич. интересы за всеобщие. История, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и воли бога, непознаваема и неподвластна человеку, который, пытаясь подчинить её себе, всегда получает результаты, обратные желаемым. В этом и состоит «ирония истории». Отсюда Н. делает вывод: следует отказаться от всех попыток кардинальных социальных преобразований и ограничиться непосредств. практич. деятельностью, направленной на смягчение неразрешимых в принципе противоречий.
        R. Niebuhr, bis religious, social and political thought, ed. by Ch. W. Kegley and R. V. Bretall, N. Y., 1956.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

НИБУР
(Niebuhr)
Рейнхольд (род. 21 июня 1892, Райт-Сити, США – ум. 1 июня 1971, Стокбридж, Массачусетс) – амер. протестант, теолог, представитель диалектической теологии. Объявлял иллюзорными и наивными надежды на приведение общества в соответствие с требованиями христ. морали, а личности – с возможностью совершенствования, утверждая, что любые попытки построения справедливого общественного порядка наталкиваются на злую и эгоистичную, греховную сущность человека. Сделал вывод об «иронии», считая, что история, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и воли Бога, неподвластна человеку, который, желая подчинить ее себе, всегда получает результаты, обратные ожидаемым. Эгоизм личности, группы людей почти всегда стремится предстать в качестве интересов не этих лиц, а всеобщих интересов. В своих работах Нибур призывает протестант, теологов не впадать в иллюзии, а понять, что только непосредственная практическая «благая» деятельность поможет предотвратить противоречия или смягчить те из них, которые представляются неразрешимыми. Осн. труды: «Moral man and immoral society», 1932; «The nature and destiny of man», v. 1-2, 1941 – 1943; «Faith and history», 1949; «The irony of American history», 1952.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

НИБУР
(Niebuhr), Рейнхольд (р. 21 июня 1892) – американский протестантский теолог, представитель т.н. диалектич. теологии. В 1915–28 – пастор в Детройте, с 1928 – проф. теологии в федеральной теологич. семинарии (Нью-Йорк). В условиях экономич. кризиса 1929–33 и разочарования в либерализме возглавил переход большинства амер. протестантских теологов с позиций модернизма на позиции т.н. теологии кризиса. В знаменующей этот поворот кн. "Нравственный человек и безнравственное общество" ("Moral man and immoral society", Ν. Υ., 1932, new ed., Ν. Υ., 1963) H. объявляет надежды "социального евангелия" на приведение общества в соответствие с требованиями христ. морали и изживание зла иллюзорными и наивными. В последующих работах "Природа и судьба человека" ("The nature and destiny of man", v. 1–2, N. Y., 1941–43, new ed., v. 1–2, N. Y., 1964), "Вера и история" ("Faith and history", L., 1949), "Ирония американской истории" ("The irony of American history", N. Y., 1952) H. отрекается от всего бурж.-просветительного прогрессивного наследия, защиту к-рого называет опасным донкихотством, отказывается от идей социального прогресса, совершенствования человеческой личности и т.п., утверждая, что любые попытки построения справедливого обществ. порядка наталкиваются на якобы низменную, злую и эгоистичную ("греховную") сущность человека. Всякий альтруизм рассматривается им как лицемерие, за к-рым скрывается эгоизм личности, класса, нации, хитроумно выдающих свои эгоистич. интересы за всеобщие. Задача религии, по Η., состоит прежде всего в том, чтобы убедить человека, что "...корень империализма в империализме индивида и что социальные невзгоды в определенном смысле проистекают из испорченности личной души" ("Essays in applied Christianity", N. Y., 1959, p. 146), и вызвать у человека чувство вины перед богом. По мнению Н., "двусмысленность человеческой природы" заключается в том, что человек является одновременно и творением бога, созданным по его образу и подобию и получившим в силу этого способность к творчеству, и тварью, во всем и всегда ограниченным существом. В забвении последнего обстоятельства – суть первородного греха: человек, забывая о своем ничтожестве и пытаясь подчинить себе историю, к-рая, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и воли бога, непознаваема и неподвластна человеку, всегда получает результаты, обратные желаемым. В этом и состоит "ирония истории". Отсюда Н. делает вывод: следует отказаться от всех попыток кардинальных социальных преобразований, от самой социологии как науки и ограничиться непосредств. практич. деятельностью, направленной на смягчение неразрешимых в принципе противоречий, помня, что "вся история есть компромисс".
Соч.: Leaves from the Notebook of a Tamed Cynic, Chi.–N. Y., 1929; new ed., Hamden (Conn.), 1956; The children of Light and the children of Darkness, L., 1945.
Лит.: Мельвиль Ю. К., Чанышев А. Н., Ирония истории, "ВФ", 1954, No 2; Hаrland G., The thought of R. Niebuhr, N. Y., 1960.
А. Чанышев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "НИБУР" в других словарях:

  • Нибур — (нем. Niebuhr)  немецкая фамилия. Известные носители: Нибур, Бартольд Георг (1776 1831)  немецкий историк, государственный деятель; сын Карстена Нибура. Нибур, Герман (нем.)русск. (1904 1968)  немецкий баскетболист.… …   Википедия

  • НИБУР — (Niebuhr) Рейнхольд (1892 1971), американский протестантский теолог, близкий кругу идей диалектической теологии. С начала 30 х гг. выступил с критикой либерального протестантизма 19 начала 20 вв., считая иллюзорными его социальный оптимизм и веру …   Современная энциклопедия

  • НИБУР —         (Niebuhr) Райнхольд (1892 1971) амер. протестантский философ и теолог. После окончания в 1915 теол. семинарии в Идене учился в Йельском ун те. В 1928 60 проф. христ. этики в Объединенной теол. семинарии Нью Йорка. Автор более 1500 статей… …   Энциклопедия культурологии

  • НИБУР Ричард Хельмут —     НИБУР (Niebuhr) Ричард Хельмут (3 сентября 1894, РайтСити, США 5 июля 1962, Йель) американский протестантский теолог, специалист в области христианской этики, историк теологии культуры. Младший брат известного американского теолога Райнхольда …   Философская энциклопедия

  • НИБУР Райнхольд — (1892 1971) амер. протестантский философ и теолог. В творчестве Н. можно обозначить три основных периода. 1915 1936 формирование социальных и политических воззрений; Н. заявляет о собственном кредо и выражает потребность в его теологическом… …   Философская энциклопедия

  • Нибур, Ричард — Ричард Хельмут Нибур (Niebuhr) (1894 1962) амер. протестантский теолог, специалист в области христ. этики, историк теологии культуры. Младший брат Райнхольда Нибура (см. Нибур, Райнхольд). Окончил теол. семинарию, затем Вашингтон. ун т, позднее… …   Энциклопедия культурологии

  • Нибур, Райнхольд — Райнхольд Нибур (Niebuhr) (1892 1971) амер. протестантский философ и теолог. После окончания в 1915 теол. семинарии в Идене учился в Йельском ун те. В 1928 60 проф. христ. этики в Объединенной теол. семинарии Нью Йорка. Автор более 1500 статей и… …   Энциклопедия культурологии

  • НИБУР (Niebuhr) Бартольд Георг — (1776 1831) немецкий историк античности, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Основной труд Римская история (т. 1 3), оставшийся незавершенным, изложение истории Рима до 241 до н. э. Основатель научно критического метода в изучении… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НИБУР (Niebuhr) Рейнхольд — (1892 1971) американский протестантский теолог, близкий кругу идей диалектической теологии; с нач. 30 х гг. выступил с критикой либерального протестантизма 19 нач. 20 вв., считая иллюзорными его социальный оптимизм и веру в прогресс …   Большой Энциклопедический словарь

  • Нибур Бартольд Георг — Нибур (Niebuhr) Бартольд Георг (27.8.1776, Копенгаген, ‒ 2.1.1831, Бонн), немецкий историк античности. Сын датского путешественника ориенталиста Карстена Нибура. Преподавал в 1810‒13 в Берлинском университете, с 1823 ‒ в Боннском университете.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»