- МЕНДЕЛЬСОН
- МЕНДЕЛЬСОН
-
(Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дес-cay, — 4.1.1786, Берлин), нем. философ, глава берлинских просветителей. Ближайший друг Лессинга, издавал совместно с ним ряд журналов. Принадлежал к группе т. н. популярных философов, сыграл видную роль в развитии и распространении идей гуманности, веротерпимости, свободы совести (как олицетворение этич. мудрости, духа Просвещения М. послужил прототипом для «Натана Мудрого» Лсссинга, 1779). С выступления М. «Что такое просвещение?» («Was ist Aufklarung?», 1784) началась знаменитая дискуссия о сущности просвещения, в которой участвовали Кант, Гердер и др. М. рассматривал просвещение в единстве с культурой и образованием (воспитанием, Bildung): «просвещать», по М., значит духовно направлять людей к жизни согласно разуму, в соответствии с предназначением человека. Эти идеи были развиты и систематизированы Гердером, Шиллером, В. Гумбольдтом. Вместе с Лессингом написал книгу в защиту лейб-ницевской теодицеи, против англ. Поэта А. Попа («Поп-метафизик» — «Pope ein Metaphysiker», 1755). В отличие от Лессинга, М. не вышел за рамки теизма (диалог «Федон, или О бессмертии души», 1767, рус. пер. 1811 и 1837, «Утренние часы...»—«Morgenstunden...», 1785 и др.). Автор соч. по различным разделам философии, в том числе эстетики («О принципах изящных искусств и наук»—«Betrachtungen uber die Quellen und die Verbindungen der schonen Kunste und Wissenschaften», 1757; «О возвышенном и наивном в изящных науках» — «Uber das Erhabene und Naive in den schonen Wissenschaften», 1758, и др.).Gesammelte Schriften, Bd 1—4, 7, 11 — 14, 19, Stuttg.— Bad Canstatt, 1971 — 77; Schriften zur Philosophie, Asthetik und Apologetik, hrsg. v. M. Brasch, Bd 1—2, Hildesheim, 1968; Die Hauptechriften zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und Mendelssohn, hrsg. v. H. Scholz, B., 1916.Гулыга А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть 18в.), М., 1962; В. i с h t е r L., Philosophie der Dichtkunst. M. Mendelssohns Asthetik zwischen Aufklarung und Sturm und Drang, B., 1948; Schneider W., Die wahre Aufklarung, Freiberg in Breisgau — Munch., 1974.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- МЕНДЕЛЬСОН
-
МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Моисей (род. 6 сент. 1729, Дессау – ум. 4 янв. 1786, Берлин) – нем. философ; с 1754 был в дружеских отношениях с Лессингом, состоял в переписке с Кантом; защищал иудейство против Лафатера и Бонне с позиций закона разума. Его соч. «Jerusalem oder ьber religiцse Macht und Judentum» (1783) оказало решающее влияние на представления Канта, Гегеля, а также их последователей в отношении иудейской религии. Мендельсон защищал Лейбница против Вольтера («Philosophische Gesprдche», 1755), внес свой вклад в теорию чувств («Briefe ьber die Empfindungen», 1755) и в разрешение проблемы очевидности («Abhandlung ьber die Evidenz in den metaphysischen Wissenschaften», 1764). Произв.: «Sдmtliche Werke», 7 Bde., 1843-1844 (издал его внук Георг Вениамин Мендельсон); «Schriften zur Philoslphie. Дsthetik und Apologetik», 2 Bde., 1880.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- МЕНДЕЛЬСО́Н
-
(Mendelssohn), Моисей (6 сент. 1729 – 4 янв. 1786) – нем. философ-идеалист, представитель умеренного крыла нем. Просвещения. В Берлине познакомился с Лессингом. Вместе с ним М. написал работу "Поп-метафизик" ("Pope ein Metaphysiker", 1755; издана анонимно) в защиту теодицеи Лейбница от критики англ. поэта Попа. Впоследствии разошелся с Лессингом, переходя на все более консервативные позиции.М. принадлежал к школе Лейбница–Вольфа, Популяризуя осн. положения лейбницианской системы, он, однако, не удержал диалектических идей, содержащихся в учении Лейбница. М. презрительно отзывался о Спинозе. Спор между М. и Якоби о спинозизме Лессинга послужил поводом к дискуссии о Спинозе, в которой приняли участие материалисты и идеалисты.Осн. вопрос философии Μ., решал идеалистически, считая бога первоосновой всего существующего. Все явления, по М., делятся на три класса: 1) бог, 2) души, 3) телесный мир. М. считал, что душа является первичной по отношению к телу. Он активно боролся против материализма и полагал, что способность мыслить дана человеку богом. Теории познания М. присущи субъективизм и априоризм. Познающее всегда предшествует познаваемому – таков осн. тезис его гносеологии. Чем больше познание зависит от чувств, тем оно темнее. Лишь душа способна познать истину. Конечная цель знания – познание бога.М. выступал за рационалистически преобразованную "естественную" религию, требовал веротерпимости и свободы религ. убеждений, предлагал разграничить сферы влияния гос-ва и религии, считая, что различие в вере не может быть препятствием к нац. равноправию. Этими идеями М. сыграл нек-рую роль в борьбе с религ. нетерпимостью и националистич. предрассудками нем. общества 18 в.Соч.: Philosophische Gespräche, В., 1755; Briefe über die Empfindungen, В., 1755; Abhandlung über die Evidenz in metaphysischen Wissenschaften, В., 1764; Jerusalem oder über religiöse Macht und Judentum, В., 1783; Morgenstunden oder Vorlesungen über das Dasein Gottes, В., 1785; Abhandlung von der Unkörperlichkeit der menschlichen Seele, в его кн.: Kleine philosophische Schriften, В., 1789, S. 171–230; Gesammelte Schriften, Bd 1–7, Lpz., 1843–45; Die Hauptschriften zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und Mendelssohn, В., 1916; Gesammelte Schriften. Jubiläumsausgabe, [Bd 1–16 ], В., 1929; в рус. пер.: Рассуждение о духовном свойстве души человеческой, М., 1806; Федон, или о бессмертии души, СПБ, 1837.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 24, с. 355; их же, Избр. письма, [M.–Л. ], 1948, с. 239; Mеринг Ф., Легенда о Лессинге, СПБ, 1907, с. 293–94; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 11, М.–Л., 1935, с. 406; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948 (см. указат. имен); Гулыга А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть XVIII в.), М., 1962 (см. указат.); Keyserling M., M. Mendelssohn. Sein Leben und Wirken, 2 Aufl., Lpz., 1888; Goldstein L., Mendelssohn und die deutsche Aesthetik, Königsberg, 1904; Cohen В., Über die Erkenntnislehre M. Mendelssohns, Gießen, 1921; Bamberger F., Die geistige Gestalt M. Mendelssohns, Fr./M., 1929; Baumgardt D., Spinosa und Mendelssohn, В., 1932; Lemle H., Mendelssohn und die Toleranz..., Augsburg, 1932 (Diss.); Ηoelters H., Der spinozistische Gottesbegriff bei Mendelssohn..., Bonn, 1938; Stockhum J. С. van, Lavater contra Mendelssohn, Amst., 1953.Т. Румянцева. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- МЕНДЕЛЬСОН
-
МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Моисей (6 сентября 1729, Дессау — 4 января 1786, Берлин) — немецкий философ, историк религии, издатель и публицист, представитель умеренно-консервативного крыла Берлинского просвещения и т. н. “популярной философии”. Был в дружеских отношениях и переписывался с Лессингом, Кантом и др. Пытался сочетать вольфианскую метафизику с принципами здравого смысла, научное знание с верой в Бога и бессмертие души (опровержению мендельсоновского доказательства простоты и неуничтожимости души Кант посвятил специальный раздел в “Критике чистого разума”). Отстаивал идеи свободомыслия, веротерпимости и национального равноправия, а также просвещения как единой системы образования и нравственного воспитания человека. В знаменитом “споре о пантеизме” полемизировал с Фр. Якоби по поводу “тайного спинозизма” Лессинга, выступил решительным противником Спинозы, считая его философию синонимом материализма, безбожия и безнравственности. Источник нравственности Мендельсон усматривал во врожденном моральном чувстве, а высший принцип нравственного поведения — в стремлении человека к совершенствованию души и достижению всеобщего и личного счастья. Развивая эстетические идеи вольфианства, он связывал чувство удовольствия с чувством симпатии и антипатии и способностью одобрения, которая играет важную роль не только в эстетической, но и в нравственной и познавательной деятельности человека.Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1—16. В., 1929; Gesammelte Schriften, Bd., l—19. Stuttg.—Bad Canstatt, 1971—77; в рус. пер.: Рассуждение о духовном свойстве души человеческой. M., 1806; Федон, или о бессмертии души. СПб., 1837.Лит.: ГулыгаА. В. Немецкая классическая философия. M., 1986; Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. M., 1996; Bamberger F. Die geistige Gestalt M. Mendelssohns. Fr./M., 1929; Idem. Spinoza und Mendelssohn. B., 1932; Keyserling M. M.Mendelssohn. Sein Leben und Wirken. Lpz., 1888; Schneiders W. Die wahre Aulklärung. Freiburg—München, 1974.В. А. Жучков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.