- МЕЙНЕКЕ
- МЕЙНЕКЕ
-
(Meinecke)Фридрих (род. 30 окт. 1862, Зальцведель – ум. 6 февр. 1954, Берлин) – нем. историк; с 1901 по 1928 – профессор в Берлине. Особую известность принес ему труд «Die Entstehung des Historismus» (1936), в котором он защищает историзм от упрека в том, будто он является отступлением в прошлое перед лицом современности. Подлинный историзм равнозначен историческому сознанию и представляет собой «не что иное, как применение к исторической жизни жизненных принципов, выработанных в процессе великого движения в Германии от Лейбница до Гёте». Мейнекке написал также: «Persцnlichkeit und geschichtliche Welt», 1918; «Die deutsche Katastrophe», 1949; «Aphorismen und Skizzen zur Geschichte», 1951; «StraЯburg – Freiburg – Berlin», 1949 (автобиография); Werke, 6 Bde., 1957.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- МЕЙНЕКЕ
-
МЕЙНЕКЕ (Meinecke) Фридрих (30 октября 1892, Зальцведель/Альтмаркт — 6 февраля 1954, Берлин) — немецкий историк и философ. Детство и юность прошли под влиянием прусских и протестантских традиций. С 1882 изучал германистику, историю и философию в Бонне и Берлине; среди его учителей былиДройзен иДилыпей. С 1887 — сотрудник Государственного архива Пруссии. С 1901 — ординарный профессор в Страсбурге, в 1905—14 — во Фрайбурге. В 1914 приглашен в Берлин, в том же году стал членом Академии наук. Изначально консервативно-монархическая и националистическая позиция Мейнеке впоследствии приобрела либеральные очертания, в 1915 выступает за мир, во время войны и после нее публикации Мейнеке были направлены против большевизма и угрозы Веймарской республике со стороны левых и правых радикалов. Последовательно выступал против национал-социализма, однако в движение активного сопротивления вовлечен не был. После окончания Второй мировой войны стал первым ректором основанного тогда Свободного университета Берлина.Работы Мейнеке посвящены двум темам: судьбе немецкой нации в 18—20 вв. и проблеме смысла истории. Его основные труды — “Становление историзма” (“Entstehung des Historismus”, 1936), сборник статей “Об историческом смысле и смысле истории” (1939) — находятся под влиянием философии жизни Дильтея, неокантианских концепций Виндельбанда и Риккерта (разделение наук на номотетические и идеографические и др.), а также философских идей Гете. Важнейшими элементами историзма он считал “идею индивидуальности” и “идею развития”; отправляясь от “каузального” (“внешнего”, “механического”) объяснения, следует достигать “внутреннего”, “живого” понимания, включающего фантазию, интуицию, ощущение, сочувствие, любовь. Говоря о “примате духовной истории”, Мейнеке причислял к ней не только философию и поэзию, но и (опираясь на Ранке) — политическую историю. Рассматривал “государство” и “народ” в качестве индивидуальностей особого типа.Соч.: Weltbürgertum und Nationalstaat, 1908; Werke, 9 Bde, 1957-1979. Лит.: Bussmann W. Friedrich Meinecke, 1963; Hafer W. Geschichtsschreibung und Weltanschaung, Gedanken zu Werke F. Meineckes, 1950.И. А. Михайлов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.