- МАСАРИК
- МАСАРИК
-
МАСАРИК (Masaryk) Томаш Гарриг (род. 7 марта 1850, Годонин, Моравия – ум. 14 сент. 1937, Лана, Богемия) – чешек, философ и политический деятель; с 1918 по 1935 – президент Чехословацкой республики, с 1882 – профессор Пражского ун-та. Представитель теоретического, религиозного, а также национального социализма («Прежде чем я начал думать, хотя бы примитивно, по-социалистически, я думал по-чешски»); с 1884 по 1893 руководил основанным им научно-критическим журналом «Athenдum». Осн. произв.: «D. Humes Prinzipien der Moral», 1883; «Versuch einer konkreten Logik», 1886; «Die philosophischen und soziologischen Grundlagen des Marxismus», 1899; «Zur russischen Geschichts- und Religionsphilosophie», 1913; «RuЯland und Europa», 2 Bde., 1913; «Die Weltrevolution», 1914-1918.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- МАСАРИК
-
(Masaryk), Томаш Гарриг (7 марта 1850 - 14 сент. 1937) - представитель позитивистского направления чешской философии, бурж. политич. деятель, первый президент бурж. Чехословацкой республики (1918-35). Д-р философии (с 1876), профессор философии Пражского ун-та (1882-1914). В 80-90-х гг. М. завоевал на родине популярность как обличитель мрачных сторон социальной жизни, выступал против антисемитизма и клерикализма. Стремясь создать "научное" позитивистское мировоззрение, М. противопоставлял его богословию, что, однако, не мешало ему быть сторонником неортодоксальной религии: только религиозная этика, по М., может удовлетворить духовные запросы человека, может дать ответ на вопрос о том, что должен делать человек. В своей первой работе по социологии "Самоубийство как обществ. массовое явление совр. цивилизации" (впервые опубл. на нем, яз. 1881, на чеш. яз. "Sebevražda hromadným jevem společenským moderní osvěty", 1904, 2 vyd., 1926) M. утверждал, что осн. причиной усиливающейся волны самоубийств является потеря религ. веры и вследствие этого – смысла жизни. Такая же религ. концепция пронизывает и др. работы М. ("Современный человек и религия" = "Moderní člověk a náboženství", в журн. "Naše Doba", 1896–98, отд. изд. 1934; очерки о Паскале – "Blaise Pascal, jeho život a filosofie", 1883, и пр.). В кн. "Основы конкретной логики, классификация и система наук" ("Základové konkretní logiky", 1885, дополненное нем. изд. 1887) M. дает классификацию наук, исходя из Конта и Дж. С. Милля. Свою социологическую систему, отличающуюся крайним субъективизмом, М. излагает в соч. "Пособие по социологии. Сущность и методы социологии" ("Rukovět' sociologie. Podstata a methody sociologie", в журн. "Naše Doba", 1900–1901, не оконч.).В конце 80-х гг. М. начинает заниматься философией истории. Поиски М. "смысла истории" отражены в его работах "Славянофильство И. В. Киреевского" ("Slavjanofilství Iv. V. Kirejevského", в "Athenaeum", 1889, отд. изд. 1893) и "„Славянская взаимность“ Яна Коллара" ("Jana Kollárat „Slovanská vzájemnost“", в журн. "Naše Doba", 1894). Эти очерки являются началом ряда значит. трудов: двухтомного соч. "Россия и Европа" (впервые опубл. на нем. яз., Bd 1–2, 1913, на чеш. яз. "Rusko a Evropa", dl 1–2, 1919–20) и неск. произведений на тему о смысле чешской истории. Анализ "духовных течений" в России дается М. с т. зр. социологич. субъективизма. М. отвергает значение революц. течений в рус. мысли и, продолжая традиции славянофилов и Достоевского, подчеркивает религ. смысл рус. истории. Равным образом религ. сущность ищет М. и в чешской истории ("Ян Гус..." – "Jan Hus...", 1896; "Чешский вопрос" – "Česká otázka", 1895; "Наш современный кризис" – "Naše nynějši krise",1895; "Карел Гавличек" – "Karel Havlíček", 1896; "Идея чешcк. народа у Палацкого" – "Palackého idea národa českého", в журн. "Naše Doba", 1898, 3 vyd., 1926, на нем. яз. 1898). Трактуя марксизм как экономич. материализм, чрезмерный историзм и односторонний коллективизм, М. полагал, что им дается "уничтожающая критика марксизма" ("Социальный вопрос" – "Otázka sociální", 1898, [2 изд. ], 1936, на нем. яз. 1899, в рус. пер. "Филос. и социологич. основания марксизма", 1900). М. систематически выступал против революц. идеологии рабочего класса, проповедуя бурж. гуманизм и либерально толкуемую демократию ("Идеалы гуманизма" – "Ideály humanitní", 1901, 3 vyd., 1920; "Затруднения демократии..." – "Nesnáze demokracie...", 1913, и др.), что оказало отрицательное влияние на чешское рабочее движение. Антисоветским, антимарксистским духом проникнуты последующие произведения М.: "Новая Европа" (1 изд. на англ. яз. 1918, на чеш. яз. "Nová Evropa", 1920), "Славяне после войны" (впервые опубл. на англ. яз. 1922, на чеш. яз. "Slované po válce", 1923), "О большевизме" ("О bolševictví", 1921), "Мировая революция" (впервые опубл. на англ. яз. в журн. "Slavonic Rev.", 1922, July, на чеш. яз. "Světová revoluce", 1925, 15 vyd., 1930), "Путь демократии" ("Cesta demokracie", sv. 1, 1933).Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 326–27; Плеханов Г. В., О книге Масарика, в кн.: Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Nеjеdlý Ζ., T. G. Masaryk, dl 1–4, [Praha ], 1930–37; его жe, T. G. Masaryk, Praha, 1946; его жe, T. G. Masaryk ve vývoji české společnosti..., [Praha ], 1950; Кореcký V., T. G. Masaryk a komunisté, Praha, 1950; Τehie J. T., T. G. Masaryk: an intellectual in social and political action, [N. Y., 1954 ]; Dо1anský J., Masaryk a Rusko předrevoluční, Praha, 1959; Sy11aba Τh., T. G. Masaryk a revoluce v Rusku, Praha, 1959; Jakovenko В., La bibliographie de T. G. Masaryk, Praha, 1935.Л. Свобода. ЧССР.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- МАСАРИК
-
МАСАРИК (Masaryk) Томаш Гарриг (17 марта 1850, Чединг, Австро-Венгрия — 14 сент. 1937, Прага) — чешский философ и социолог, политический деятель. Первый президент Чехословацкой республики (1918—35). Окончил философский факультет Венского университета, доктор философии, профессор философии Пражского университета (1882—1914). С марта 1917 до начала 1918 был в России, где участвовал в формировании Чехословацкого легиона. В своих философских воззрениях придерживался (особенно в молодости) позитивистских взглядов, подчеркивая независимость наук от мировоззрения. Масарик был сторонником “реализма”, или “конкретизма”. Согласно Масарику, традиционная философия не может считаться осмысленной концепцией, ибо она претендует на “всезнание”, тогда как собственным предметом философии является “мир отдельных вещей”, вне частных наук философия существовать не может. В работе “Самоубийство как общественное массовое явление” (1881) он исходил из того, что причина самоубийства — утрата религиозной веры. Масарик участвовал в дискуссиях нач. 20 в. о марксизме (“Философские и социологические основания марксизма”, 1899). В труде “Россия и Европа” (1913) Масарик критически анализирует истоки духовного, религиозного и социального кризиса в России. В Праге в 1921 на русском языке вышла его брошюра “О большевизме”, где он подверг критике догматизацию марксизма большевиками.Соч.: Grundziige einer konkreten Logik. W, 1887; Russland und Europa, B. 1-2. N. Y, 1913-18.Лит.: Novy L. Filosofie T. G. Masaryk. Praha, 1962; T. G. Masaryk (1850—1937). v. 1-3, 1989—90.M. А. Хевеши
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.