- МАКСИМА
- МАКСИМА
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- МАКСИМА
-
МАКСИМА (от лат. maxima régula (sententia) — принцип, основное правило) — моральное правило, имеющее предельную степень общности и обязательности (в изначальном смысле — всеобщий принцип поведения). Именно так понятие максимы употреблялось в моральной философии.В литературе под максимой понимается разновидность афоризма, близкая сентенции, — краткое общезначимое изречение, имеющее морализаторский оттенок. Расцвет максимы как литературного жанра пришелся на 17—18 вв. К классическим образцам относятся “Обиходный оракул, или Искусство осторожности” Бальтасара Грасиана (1647, рус. пер.: 1739,1760), “Максимы” Ларошфуко (1665, рус. пер.: 1908, 1971), “Характеры и нравы нашего века” Лабрюйера (1688, рус. пер.: 1812,1964), “Размышления и максимы” Вовенарга (1746, рус. пер.: 1908,1988).Максима может быть выражена в констатирующей (“Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией” — Ларошфуко, максима 22), поучительной (“Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей” — Ларошфуко, максима 216) или ироничной форме (“Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не в состоянии подавать дурные примеры” — Ларошфуко, максима 93). Лучшие максимы отличаются отточенностью, емкостью и парадоксальностью, худшие — тривиальностью и дидактичностью. По сравнению с другими литературными жанрами максима встречается достаточно редко, поскольку требует от автора ярко выраженного остроумия.О. В. СуворовΜΑΚΤΑΓΓΑΡΤ (McTaggart) Джон Эллис (3 сентября 1866, Лондон — 18 января 1925, там же) — британский философ, представитель персоналистской ветви идеализма. Учился и преподавал в Кембриджском университете; с 1891 член Тринити-колледжа этого университета. Среди его первых учеников были, в частности, Д. Э. Мур и Б. Рассел, которые впоследствии подвергнули учение Мактаггарта и других британских идеалистов того времени критике с позиции нарождавшейся аналитической философии. Вместе с тем Мактаггарт повлиял на Рассела своей плюралистической онтологией, признанием реальности отношений и отрицанием существования Бога. Первые крупные работы Мактаггарта посвящены интерпретации философии Гегеля. При этом он критиковал его за чрезмерную объективизацию диалектики и считал возможным дополнить его учение элементами монадологии Лейбница.В отличие от представителей школы абсолютного идеализма, Макгаггарт не прибегает к понятию Абсолюта. В то же время, как и другие британские идеалисты, он относит материю, пространство и время к сфере видимости. Понятие времени он оценивал как иррациональную характеристику видимости, скрывающую подлинную реальность, при этом доказывал самопротиворечивость времени как предполагающего последовательность прошлого, настоящего и будущего (ибо это означает приписывание любому событию несовместимых характеристик). В своем главном произведении “Природа существования” (“The Nature of Existence”, ν. 1—2. Cambr., 1921—27) применил дедуктивный метод выведения всего существующего из самоочевидных первых принципов. Тексты Мактаггарта сложны для восприятия, он сознательно отдает предпочтение хитросплетениям спекулятивной метафизики над здравым смыслом, априорными аргументами заменяет апелляцию к фактам опыта. Согласно ему, все существующее дифференцировано и состоит из многих субстанций, а также качеств и отношений. Все субстанции, а также их части причинно взаимосвязаны по принципу “детерминирующей корреспонденции”. Объединяющей же субстанцией является сама Вселенная как разумное органическое единство, духовное сообщество личностей. Каждую отдельную субстанций трактовал как личность, наделенную перцептуальным содержанием. При этом доказывал бессмертие подобной личностисубстанции.Соч.: Studies in Hegelian Dialectic. Cambr., 1922: Studies in Hegelian Cosmology. Cambr., 1901.Лит.: BroadC.D. Examination of McTaggart's Philosophy, v. 1—2. Cambr., 1933-1938.А. Ф. Грязное
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.