- МАЙЕВТИКА
- МАЙЕВТИКА
-
или мэевтика (греч. ), букв. — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон, Теэтет 150 а — 151 d, Пир 206 b — 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств. мудрости, он не может учить чему-либо, Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя всё новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «что такое х?» (где под «х» понималось добро, справедливость или к.-л. иное, в большинстве случаев нравственное общее понятие), причём в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся неверными. Далеко не всегда собеседники приходили к удовлетворявшему их результату. Сократ полагал, что помогая рождению истины в др. людях, он продолжает в нравств. области дело своей матери, повитухи Фенареты.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- МАЙЕВТИКА
-
МАЙЕВТИКА (μαιευτική se. τέχνη), “повивальное искусство” — засвидетельствованный у Платона (в диалоге “Теэтет”) термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о “выкидыше” мысли в комедии Аристофана “Облака”. Впоследствии встречается как термин платонической традиции.Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство (ибо сам он “ничего не знает”), а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета (“от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я”. — Платон. Теэтет, 150d), отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. “Самое же великое в нашем искусстве — то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод” (150Ь-с), так что майевтика — это образное выражение для того, что Аристотель иначе называл “индуктивным методом” Сократа и аналитикой понятий.В дальнейшем майевтика и производное прилагательное “майевтическнй” используют платоники: 1) в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к “майевтическому” виду относится диалог “Алкивиад I”; 2) позднейшие неоплатоники в комментариях на “майевтический” диалог “Алкивиад I” (Прокл, Олимпиодор) трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе (“восхождение к мудрости”), и методологически отличали ее от “эротики” (“восхождения к красоте”) и “диалектики” (“восхождение к благу”) (Prod. in Ale., 28.16—29.4), а в рамках понимания структуры диалога — отличали майевтику от опровержения и протрептика (Olymp. In Ale., 11,7-9).M. А. Солопова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.