ЛУКИАН

ЛУКИАН
ЛУКИАН
(Luckian)
(род. ок. 125, Самосата, Сирия; поэтому его называют также Лукиан Самосатский – ум. ок. 180, Афины) – греч. сатирик. Был близок к кинической школе, высмеивал слабости людей, особенно их суеверия. С философской или философско-исторической точки зрения значителен как критик философского движения своего времени.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЛУКИА́Н
(Λουκιάνος) (р. ок. 120 или 125 – ум. после 180) – греч. писатель, вольнодумец периода упадка античного мира. Родом из Самосаты (Сирия). Первоначально, примерно до 150, занимался отвлеченной риторикой. Позднее пишет ряд сочинений, отличающихся яркой критической и сатирической направленностью. Л. выступал с сатирой на др.-греч. богов и героев, а также с критикой антич. философии, риторики и историографии. В соч. "Разговоры богов", "Разговоры в царстве мертвых", "Морские разговоры", "Зевс уличаемый", "Зевс трагический", "Прометей, или Кавказ" и мн. др. Л. изображал богов и героев в сатирич. и комич. виде, глупыми, тупыми, жадными, корыстолюбивыми и ничтожными существами. В "Геромотиме", "Мениппе", "Икаромениппе" Л., критикуя различные филос. школы, выставляя их взаимную противоречивость и враждебность, отразил тем самым глубочайший кризис философии своего времени (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 128). Нек-рым исключением для Л. являются только киники, в лице к-рых Л. прославляет опрощенчество, отход от цивилизации и интерес к неимущему классу ("Разговоры в царстве мертвых"). В конце своего творческого пути Л. переходит на позиции филос. эпикуреизма. В "Зевсе трагическом" (гл. 19) высказываются похвалы по адресу эпикурейского учения о невмешательстве богов в жизнь людей, а в "Сновидении, или Петухе" (гл. 21–23) одобряется эпикурейская атараксия. В трактате "Как следует писать историю" Л. высмеивал совр. ему историографию, критикуя лит. безвкусицу и извращение подлинных событий ради подражания классич. историкам. Л. выступил с критикой восходящего христианства, в последователях к-рого он видел забитых суеверных людей и легковерных простаков, находящихся под властью странствующих шарлатанов и изуверов ("О кончине Перегрина"), В "Александре, или Лжепророке" Л. выступил против всевозможных видов суеверия, критикуя их "...с плоско-рационалистической точки зрения..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 469). По словам Энгельса, "одним из наших лучших источников о первых христианах является Лукиан из Самосаты, этот Вольтер классической древности, который одинаково скептически относится ко всем видам религиозных суеверий..." (там же).
Соч.: в рус. пер. – Собр. соч., под ред. и с комментариями Б. Л. Богаевского, т. 1–2, М.–Л., 1935; Избр. атеистич. произв., ред. и вступ. статья А. Каждана, М., 1955; Избранное, М., 1962.
Лит.: Αпт С. К., Лукиан (Краткий очерк творчества), Уч. зап. Орехово-Зуевского пед. ин-та, т. 2, М., 1955, с. 181–215; Haхов И. М., Мировоззрение Л. Самосатского (Лукиан и киники), М., 1951 (автореферат); Ρeretti Α., Luciano, un intellettuale greco contro Roma, Firenze, 1946; Delz J., Lukians Kenntnis der athenischen Kntiquitäten, Basel, 1950 (Diss.).
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ЛУКИАН
    ЛУКИАН (Λουκιανός) из Самосаты (ок. 120—180) — античный ритор и сатирический писатель, представитель т. н. “второй софистики”, близкий к воззрениям киников. Подражая литературному творчеству киников и старых комедиографов, сделал философов главным предметом своих сочинений (в основном это диалоги; есть также сатирические рассказы, диатрибы, лекции и критические заметки). Ряд текстов Лукиана представляет интерес как свидетельство о пользовавшихся популярностью в его время философах (“Жизнеописание Демонакта”, “Нигрин”) и религиозно настроенных проповедниках (“Александр, или Лжепророк”, “Смерть Перегрина”), а также об особенностях рецепции классической философской традиции в Римской империи (“Пир”, “Распродажа жизней”, “О выборе философии”, “Разговоры в царстве мертвых” и др.). Другая излюбленная тема Лукиана — сатирическая критика религии (“Разговоры богов”, “Собрание богов”, “Прометей”, “Об астрологии”, “О сирийской богине”).
    Лукиан был популярен у гуманистов эпохи Возрождения как образец остроумного и эрудированного критика; он стал одним из тех авторов, которые помогли Европе узнать об античных киниках и скептиках.
    Соч.: Luciani Opera, ed. M. D. Macleod, 1.1—3. Oxf., 1972-80; Lucian, greek text with engl. transi., eds. A. M. Harmon, K. Kilburn, M. D. Macleod, vol. 1—8. Cambr. (Mass.), 1960—72; Собр. соч. в 2 т., под ред. и с комм. Б. Л. Богаевского. М.—Л., 1935; Избранное. М., 1987.
    Лит.: Clay D. Lucian of Samosata: Four Philosophical Lives (Nigrinus, Demonax, Peregrinus, Alexander Pseudomantis). — ANRW II 36, 5, 1992, p. 3406—3450; Nesselrath H.-G. Kaiserlicher Skeptizismus in platonischem Gewand: Lukians “Hermotimos”.— Ibid., S. 3451—3482; Macleod M. D., Baldwin B. Lucianic studies since 1930.— Ibid., 34, 2, 1994, p. 1362—1421; Anderson G. Lucian: tradition versus reality,— Ibid., p. 1422—1447; Lucien de Samosate. Actes du colloque international de Lyon organisé au Centre d'études romaines et gallo-romaines les 30 sept. — 1 oct. 1993, éd. par Alain Billaut. Textes rassemblés avec la collaboration d'André Buisson. Lyon— R, 1994.
    M. A. Солопова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЛУКИАН" в других словарях:

  • Лукиан — а, муж. Стар. форма имени (см. Лукьян).Отч.: Лукианович, Лукиановна. Словарь личных имён. Лукиан Лукиев (сын, потомок) (лат.). 18 (5) января – святитель Лукиан, епископ. 16 (3) июня – священномученик Лукиан, епископ Бельгийский. 19 (6) июля и 20… …   Словарь личных имен

  • ЛУКИАН — (ок. 120 – ок. 190) Греческий писатель. Родился в городе Самосате, расположенном на берегу Евфрата, изучал философию в Афинах и затем много путешествовал и выступал публично. Лукиан был метким сатириком и в своих произведениях высмеивал глупости… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ЛУКИАН — (ок. 120 – ок. 190) Греческий писатель. Родился в городе Самосате, расположенном на берегу Евфрата, изучал философию в Афинах и затем много путешествовал и выступал публично. Лукиан был метким сатириком и в своих произведениях высмеивал глупости… …   Список древнегреческих имен

  • Лукиан — (около 125 около 192) выдающийся греческий писатель сатирик. Вышел из среды мелких ремесленников города Самосаты в Сирии, обучался риторике и др. наукам; был скитающимся софистам; с 165 Л. поселяется в Афинах. От Л. до нас дошли 82 произведения… …   Литературная энциклопедия

  • ЛУКИАН —     ЛУКИАН (Λουκιανός) из Самосаты в Сирии (ок. 120 180 н. э.), античный ритор, писатель, сатирик. Подражая литературному творчеству киников и старых комедиографов (напр., Аристофана), Л. сделал философов и их рассуждения главным предметом своих… …   Античная философия

  • Лукиан — (ок. 120 ок. 190 гг.) оратор и писатель, мастер сатирического диалога, из Самосаты (Сирия) В пляске каждое движение преисполнено мудрости, и нет ни одного бессмысленного движения. Поэтому митиленец Лесбонакт (…) прозвал танцоров «мудрорукими».… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Лукиан — I (около 120  около 190), древнегреческий писатель сатирик. Ранние сочинения принадлежат направлению софистики второй. Основное содержание зрелого творчества  философская сатира (смотри «Мениппова сатира»), направленная против традиционного… …   Энциклопедический словарь

  • Лукиан — Лукиан, Lukianos, из Коммагены над Евфратом, ок. 120 ок. 190 гг. н. э., греческий оратор и писатель. Происходил из бедной сирийской семьи. Вначале осваивал ремесло скульптора, которое вскоре забросил, чтобы изучать риторику и философию. Благодаря …   Античные писатели

  • ЛУКИАН — (около 120 около 190), древнегреческий писатель сатирик. Родом из Сирии. Вел жизнь странствующего ритора софиста. Философская сатира (смотри Мениппова сатира ), направленная против традиционного почитания Олимпийских богов, философского… …   Современная энциклопедия

  • ЛУКИАН — (ок. 120 ок. 190) древнегреческий писатель сатирик. Ранние сочинения принадлежат направлению софистики второй. Основное содержание зрелого творчества философская сатира (см. Мениппова сатира ), направленная против традиционного почитания… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»