- ЛАШЕЛЬЕ
- ЛАШЕЛЬЕ
-
(Lachelier)Жюль (род. 27 мая 1832, Фонтенбло – ум. 16 янв. 1918, там же) – франц. логик и философидеалист. Познакомил Францию с философией Канта, защищал субъективистскую идеалистическую метафизику свободы, испытавшую влияние Лейбница, нашедшую своего продолжателя в ученике Лашелье Эмиле Б у тру и оказавшую влияние на Бергсона. Осн. произв.: «Du fondement de l'induction», 1871; «Psychologie et metaphysique», 1885.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ЛАШЕЛЬЕ́
-
(Lachellier), Жюль (27 мая 1832 – 16 янв. 1918) – франц. логик и философ, объективный идеалист, ближайший продолжатель Равессона. Проф. Канского лицея (1858–64) и Высшей нормальной школы в Париже (1864–75), член Академии моральных и политич. наук. Л. считает, что многообразие существующего образует иерархию т.н. духовных реальностей, идущую от высшей реальности (бога) к низшим "абстрактным" реальностям; последние являются предметом наук о природе, открывающих закономерности и присущий "абстрактной реальности" универсальный механизм. В духе кантианства, оказавшего значительное влияние на Л., последний утверждает, что закономерности, как и все категории естествознания, носят априорный характер: их всеобщность и необходимость есть лишь внутренне присущий мышлению способ синтезирования чувственно-данного. Само же мышление, духовная деятельность восходят к божеству, в к-ром совпадают существование и сущность, мышление (рефлексия) и воля.Кроме абстрактной реальности, составляющей предмет естествознания, существует также "конкретная реальность", существование, к-рое сознает, переживает само себя, соотносит себя с высшей, абсолютной реальностью бога. Таким существованием является человеч. жизнь, к-рая характеризуется, в отличие от природы, не детерминизмом, а свободой, не механизмом, а целевыми причинами, источником к-рых является особая функция духа, проявляющаяся в интуиции, религ. вере и т.д."Метафизика" Л. носит ярко выраженный фидеистский характер. Ее характерной особенностью является попытка соединить знание с верой, рационализм с иррационализмом, однако иррационализм – преобладающий мотив в его философии. Попытка Л. преодолеть характерное для предшествующего спиритуализма противопоставление души и тела, сверхъестественного и естественного с целью создания "спиритуалистич. реализма" несостоятельна, поскольку Л. сохраняет основу спиритуализма – признание высшей, божественной реальности, противостоящей всему земному, небожественному. Л. – автор ряда исследований по логике, один из основоположников логики отношений.Соч.: De natura syllogismi, P., 1871; Oeuvres, t. 1–2. P., 1933.Лит.: Войшвилло Е. К., Критика логики отношений как релятивистского направление в логике. К вопросу о сущности суждений, в кн.: Филос. зап., т. 6, М., 1953; Boutroux E., Études d'histoire de la philosophie, 5 éd., P., 1925; Séailles G., La philosophie de J. L., P., 1935; Вréhier É., Histoire de la philosophie, t. 2, fasc. 4, [4 éd. ], P., 1953; Jоlivet R., De Rosmini à L., P.. [1953 ]; Millet L., Le symbolisme dans la philosophie de L., P., 1959.T. Ойзерман. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ЛАШЕЛЬЕ
-
ЛАШЕЛЬЕ (bachelier) Жюль-Эспри-Николя (27 мая 1832, Фонтенбло — 16 января 1918, там же) — французский философ, соединивший философию Канта с французским спиритуализмом. После окончания Эколь Нормаль (1854) преподавал логику в Тулузе (1857—58), в 1864—75 читал курс философии в Эколь Нормаль; с 1875 — инспектор, с 1879 — генеральный инспектор общественного образования.Лашелье отрицал как эмпиризм, который, по его мнению, неизбежно приводит к скептицизму, так и эклектизм, отделяющий мысль от объекта. В работе “Об основаниях индукции” (1871) он придает равное значение каузальности и целевой причине: в природе существует и механическая необходимость, и свобода, присущая человеческой деятельности. Предпочтение он отдавал спиритуалистическому реализму, исходящему из понятия цели и необходимости свободы выбора. Высшим вопросом философии является переход от формального абсолюта к абсолюту реальному и живому, от идеи Бога к Богу (“Замечание о пари Паскаля”). Внутренняя жизнь человека состоит в приобщении к живому Богу, который и есть подлинная реальность; моральная жизнь — символ этого приобщения.Соч.: Du Fondement de l'Induction, suivi de Psychologie et Morale et de Note sur le pari de Pascal, 8 ed. R, 1924; La Nature, l'esprit. Dieu, textes choisis par L. P. Millet. P., 1955.Лит.: SéaillesG. La philosophie de Lachelier. P., 1920: Robberechts L., Essai sur la philosophie reflexive, vol. 1. De Main de Biran à Brunschvicq. Brux., 1971; Millet L. Le symbolisme dans la philosophie de Lachelier. P., 1959; MauchassantG. L'idéalisme de Lachelier. P., 1961.M. M. Федорова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.