- ЛАЛАНД
- ЛАЛАНД
-
ЛАЛАНД (Lalande) Андре (род. 19 июля 1867, Дижон – ум. 1963, Париж) франц. философ; с 1904 – профессор в Париже; независимо от Бергсона защищал критический витализм, создал антирационалистическую систему философии, обоснованную с точки зрения биологии и психологии и родственную учению о целостности, развиваемому нем. философами; по заказу «Societe Fran9aise de Philosophie» в сотрудничестве с рядом философов издал «Технический и критический философский словарь». Осн. произв. – «L'idee de la dissolution opposee a celle de 1'evolution», 1898.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ЛАЛА́НД
-
(Lalande), Андре (p. 19 июля 1867) – франц. философ, субъективный идеалист. С 1904 – проф. философии в Сорбонне, с 1922 – член Академии моральных и политич. наук. Вместе с Ксавье Леоном Л. был инициатором создания Франц. филос. общества (Société francaise de philosophie, 1901) и созыва первого междунар. филос. конгресса (Париж, 1900). Автор работ по филос. проблемам эволюционизма, философии науки, этике и эстетике. Под редакцией Л. в 1902–23 в "Bulletin de la Société francaise de la philosophie" был впервые опубликован "Технич. и критич. филос. словарь" ("Vocabulaire technique et critique de la philosophie"). Эта наиболее значительная франц. энциклопедич. работа по филос. терминологии вышла отдельно в 1926 и выдержала уже 7 изданий.Филос. взгляды Л. эклектичны: в них заметно сочетание позитивистских элементов с метафизически-спиритуалистическими, влияние "философии тождества" Мейерсона и таких философов, как Изуле-Лубатьер и Бутру.Выступая с критикой эволюционизма Спенсера, Л. утверждает, что если на поверхности вещей наблюдается эволюция, ведущая к возрастающей дифференциации, то глубинная тенденция действительности состоит в диссолюции или инволюции, в стремлении от гетерогенного к гомогенному, к единообразию и смерти, что рассматривается в качестве универсального закона развития ["Ведущая идея диссолюции, противостоящая идее эволюции в методе физических и моральных наук" – "L'idée directrice de la dissolution opposée à celle de l'évolution, dans la méthode des sciences physique et morales", 1898 (Thèse); 2 изд. под назв. "Эволюционистские иллюзии" – "Les illusions évolutionistes", 1930 ]. С наибольшей силой тенденция к инволюции обнаруживается в разуме, основная особенность к-рого – подведение под нек-рое единство хаотич. иррациональности природы. Осн. типы инволюции, по Л.: механич., физиологич., психологич. и социологический. Критерий объективности знания Л. усматривает в коллективном сознании, смыкаясь здесь с социологич. школой Э. Дюркгейма. Противопоставляя логику, этику и эстетику фактич. знанию, Л. рассматривает их как осн. нормативные дисциплины, построение к-рых состоит в нахождении очевидных норм и установлении связей между ними.Л. написал ряд логич. исследований по истории теоретич. описания, экспериментального метода и процессов индуктивного умозаключения.Соч.: La psychologie des jugements de valeur, Le Caire, 1929, Les théories de l'induction et de l'expérimentation, P., 1929, Lectures sur la philosophie des sciences, 11 éd., Ρ., 1932, La raison et les normes, Ρ., 1948, рус. пер. – Этюды по философии наук, 2 изд., СПБ, 1897Лит.: Benrubi I., Philosophische Strömungen der Gegenwart in Frankreich, Lpz., 1928, Davy G., La philosophie de A. L., "Rev de Deux Mondes", 1957, No 20, p. 612–28, Schul P. M., L'oeuvre de M. A. L., "Revue Philos. de la France et de l'étranger", 1958, t. 148, No 1, p. 1–6В. Лекторский, В. Садовский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.