- КРОПОТКИН
- КРОПОТКИН
-
Пётр Алексеевич [27.11(9.12).1842, Москва,— 8.2.1921, Дмитров], идеолог рус. и между-нар. анархизма, учёный-географ, путешественник. Исследовал малоизученные р-ны Вост. Сибири, Амурской обл. и Сев. Маньчжурии, значительно исправил представление об орографии Сибири и обосновал теорию оледенения Евразии. В 1872 после поездки в Швейцарию и Бельгию и сближения с бакунистским крылом 1-го Интернационала вступил в кружок «чайковцев», вёл революц. пропаганду среди питерских рабочих. В 1874 арестован, после двух лет заключения бежал за границу. За принадлежность к Интернационалу арестован и осуждён на 5 лет тюрьмы во Франции, вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Признал . революцию 1917, однако отрицательно отнёсся к диктатуре пролетариата. После смерти Бакунина считался главным теоретиком анархизма, явился создателем концепции т. н. анархич. коммунизма. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях меха-нич. объяснения развития, К. считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться «индуктивно-эволюционным» естеств.-науч. методом. Из биологии К. перенёс на общество сформулированный им «биосо-циологич. закон взаимной помощи», объединяющий людей в общежитие, а формы его проявления положил в основу периодизации истории. Он выделял след, периоды: родовой быт, сел. община, республика вольных городов. Развитие человеч. обществ. по К., не было непрерывным, неск. раз начинаясь сызнова в Индии, Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Скандинавии, Зап. Европе. Как убеждённый антиэтатист, К. исключал государство из прогрессивной эволюции учреждений. По К., все обществ. формы, через которые проходит человечество, имеют тенденцию к застою, поэтому револю-ции необходимы для того, чтобы устранить факторы, затрудняющие прогресс общества и деморализующие человека: частную собственность и гос. власть. С «законом взаимной помощи» связан его идеал «анархич. коммунизма», основанного на федерации свободных производств. общин (коммун). Анархо-коммунистич. утопия К. выражала интересы мелкого производителя. В рус. революц. движении его анархич. идеи не сыграли значит. роли. Известное распространение они получили в странах Зап. Европы, в Лат. Америке, Индии, Китае.Этика, т. 1, П.— М., 1922; в рус. пер.— Завоевание хлеба, СПБ, 1906; Взаимная помощь, как фактор эволюции, СПБ, 1907; Поля, фабрики и мастерские, M., 19184; Совр. наука и анархия, П.— М., 1920; Речи бунтовщика, СПБ — М., 1921; Великая франц. революция 1789 — 1793, М., 1979.Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 106, 330, 376; т. 27, с. 20—21, 238; т. 30, с. 189; т. 33, с. 98, 117; Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. г.]; Гроссман-Рощин И. С., Характеристика творчества П. А. К., П.— М., 1921; Памяти П. А. К. [Сб. ст.], П.— М., 1921 (библ.); П. К. [Сб. ст.], П.— М., 1922; Ярославский E. M., Анархизм в России, [М.], 1939; ? и p у м о в а Н. М., И. А. К., М., 1972 (библ.); Старостин Е. В., П. А. Кропоткин (1842—1021). Библио-графич. указатель печатных трудов, в. 1—2, М., 1980; M i 1-1 е г M. A., Kropotkin, СМ.— L., 1976.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- КРОПОТКИН
-
КРОПОТКИН Петр Алексеевич, князь (род. 9 дек. 1842, Москва – ум. 8 февр. 1921, Дмитров, под Москвой) – рус. теоретик анархизма, революционер и писатель. В 70-х годах участвовал в движении народничества. Его моральные и социологические взгляды достигают вершины в понятии взаимопомощи, которое он кладет в основу своей теории анархического (т.е. безгосударственного) коммунизма. Философские взгляды Кропоткина сочетают позитивизм и механистический материализм. Отвергая диалектику, считал единственно научным методом мышления индуктивно-дедуктивный метод естествознания. На взгляды Кропоткина оказали влияние теория Прудона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера. Осн. произв.: «Хлеб и воля», 1892; «Взаимная помощь как фактор эволюции», 1902; «Современная наука и анархия», 1913; «Этика», 1921, и опубликованные после его смерти «Дневник», 1923; «Записки революционера», 1933.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- КРОПО́ТКИН
-
(псевдонимы: Б о р о д и н, Л е в а ш о в), Петр Алексеевич [27 нояб. (9 дек.) 1842 – 8 февр. 1921 ] – рус. мелкобурж. революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ. Род. в рус. княжеской семье. Окончил Пажеский корпус (1862). В 1867–68 занимался на математич. отделении физико-математич. фак-та Петерб. ун-та. В 1872 во время поездки за границу установил контакт с народниками-бакунинцами. В ноябре 1873 составил записку: "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" (см. всб. "Революц. народничество 70-х гг. XIX в.", т. 1, М., 1964, с. 55–118) – важнейший документ народничества 70-х годов. В 1874 был арестован; в 1876 бежал. Поселившись в Швейцарии, развернул пропаганду идей анархизма, основал (1879) газ. "Le Révolté". В 1881 был вынужден покинуть Швейцарию, в 1883 был осужден франц. судом на 5-летнее тюремное заключение. В 1886 амнистирован и поселился в Лондоне, где написал неск. книг, в т.ч. кн. о франц. революции ("Великая революция" – "La grande Révolution", 1893, рус. пер. 1917), получившую высокую оценку В. И. Ленина (см. В. Д. Бонч-Бруевич, Избр. соч., т. 3, 1963, с. 401); выступал с лекциями и докладами о т.н. "коммунистич. анархизме". В 1900 пытался организовать, в противоположность 2-му Интернационалу, "Междунар. революц. рабочий конгресс".В отличие от Бакунина, акцентировавшего внимание на разрушит. стороне анархизма, К. пытался нарисовать картину будущего "коммунистического" общества как огромного множества самостоят. общин (коммун) производителей ("La conquête du pain", 1892, рус. пер. 1902 под назв. – "Хлеб и воля", 1906 – "Завоевание хлеба"; "Коммунизм и анархия", 1900, рус. пер. 1902, и др.). Отрицая необходимость гос-ва в период построения бесклассового общества, К. и его сторонники призывали немедленно "...уничтожить государство и создать новые формы объединения, исходя из самых основных единиц каждого общества – из сельской общины, свободного союза рабочих и т.д. ..." ("Гос-во, его роль в истории", Женева, 1904, с. 71).Будучи позитивистом, К. противопоставлял марксистскому диалектич. методу "единственно научный индуктивный метод" и "механическое понимание явлений" (см. "Современная наука и анархия", М., 1920, с. 41–43). Отрицая специфич. закономерности обществ. развития, К. утверждал, что борьбе за существование как в жизни растений и животных, так и в человеч. обществе противостоит взаимная помощь (см. "Взаимная помощь, как фактор эволюции", СПБ, 1907, с. 300). Она является гл. фактором обществ. эволюции и этич. прогресса ("Этика", 1922). Гос-во сковывает действие этого фактора. Уничтожение гос-ва будет означать переход к "коммунистическому анархизму".Все осн. принципы нравственности К. выводил из поведения животных. "Природа, может... быть названа п е р в ы м у ч и т е л е м этики, нравственного начала для ч е л о в е к а" ("Этика", т. 1, с. 38), "понятия о "добродетели" и "пороке" – понятия зоологические..." (там же, с. 19). Понятие о зле имеет своим первонач. источником естеств. отбор, истребление слабых сильными, представление о добре человек выводит, наблюдая взаимную поддержку внутри видов. Эта взаимопомощь и есть "зачатки нравственной совести" (там же, с. 14).Во время революции 1905–07 К., находясь за границей, развил бурную публицистич. деятельность. В России выходят его брошюры "Анархия, ее философия и идеал" ("L'anarchie, sa philosophie, son idéal", 1896, рус. пер. 1900), "Революция в России" (1906), "Анархия и её место в социалистич. эволюции" ("L'anarchie dans l'évolution socialiste", 1887, рус. пер. 1907) и др. В октябре 1906 К. выступил с докладом на съезде "коммунистов-анархистов" в Лондоне (см. сб. "Рус. революция и анархизм", 1907). Помимо России, анархистские идеи К. получают нек-рое распространение и в др. странах (Испании, странах Лат. Америки, Китае и др.). В период 1-й мировой войны К. занимал позиции шовинистич. оборончества. Ленин, большевики вели в эти годы активную борьбу против последователей К. в России как представителей мелкобурж. авантюристич. учения. Ленин клеймит К. как "мещанина от анархизма", как одного из "анархо-траншейников" (см. Соч., т. 21, с. 329; т. 25, с. 442). Летом 1917 К. возвратился в Россию, проповедуя "классовый мир" и войну "до победного конца". Участвовал в Гос. совещании в авг. 1917.После победы Окт. революции 1917 К., оставаясь противником пролетарской диктатуры, признал междунар. значение революции в России.В декабре 1918 он писал: "Надо быть справедливым: коммунисты – истинные социалисты. Они доказали на практике возможность социальной революции и освобождения рабочего класса от власти капитала" (цит. по кн.: Лебедев Н. К., П. А. Кропоткин, 1925, с. 73). В мае 1919 состоялась встреча К. с Лениным (см. В. Д. Бонч-Бруевич, Избр. соч., т. 3, с. 401–06). В 1920 К. выступил с призывом к рабочим Зап. Европы объединиться для борьбы против интервенции. Как ученый-географ К. исследовал ряд районов Сев. Маньчжурии и Сибири, изучал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции ("Исследования о ледниковом периоде", 1876). К. сотрудничал с Реклю в написании всемирной географии "Земля и Люди", перевел на русский язык "Основы биологии" Спенсера.Соч.: Идеалы и действительность в рус. лит., СПБ, 1906; Соч., т. 1–7, СПБ, 1906–07; Поля, фабрики и мастерские, М., 1918; Труд ручной и умственный, М., 1919; Собр. соч., т. 1–2, М., 1919; Речи бунтовщика, СПБ – М., 1921; Дневник..., М.–П., 1923 (имеется библ.); Записки революционера, [М.–Л. ], 1933; Взаимная помощь среди животных и людей, как двигатель прогресса, П.–М., 1922.Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 21, с. 84, 289, 330; его же, там же, т. 22, с. 118; его же, там же, т. 23, с. 119; его же, там же, т. 25, с. 459; Πлеханов Г. В., Анархизм и социализм, Собр. соч., т. 4; Лузин И. И., Анархизм и рабочий класс, М., 1906; Белосельский З., П. А. К., СПБ, 1906; Гроссман-Рощин И. С, Характеристика творчества П. Α.Κ., Π.–М., 1921; Ηовомирский Я., П. А. К. как теоретик анархизма, "Коммунистич. Интернационал", 1921, No 16; Памяти П. А. К. [Сб. ст. ], П.–М., 1921 (дана библ.); П. К. Сб. ст., П.–М., 1922; Книжник [Ветров ] И., Воспоминания о П. А. К., "Красная Летопись", 1922, No 4; Лебедев Н. К., П. А. К. как теоретик био-социологич. закона взаимопомощи, "Былое", 1922, кн. 17; Ярославский Ε. Μ., Анархизм в России, [М. ], 1939; Обручев В. Α., Π. А. К., в кн.: Люди рус. науки, т. 1, М.–Л., 1948; Laurentius, К. Morallehre und deren Beziehungen zu Nietzsche, Dresden, 1896; Robinson V., Comrade Κ., Ν. Υ., 1908; Landauer W., K's Ideen über die gegenseitige Hilfe und ihre Bedeutung, Lpz., 1920; Nettlau M., Der Anarchismus von Proudhon zu К., В., 1927; Sée H., K., historien, в кн.: Sée H., Science et philosophie de l'histoire, P., 1928.Э. Баллер. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- КРОПОТКИН
-
КРОПОТКИН Петр Алексеевич, князь (псевдонимы: Бородин, Левашев) [27 ноября (9 декабря) 1842, Москва — 8 февраля 1921,Дмитров] — русский теоретик анархизма, ученый-географ, социолог. Окончил Пажеский корпус (1862), участвовал в экспедициях по Восточной Сибири, Амуру, Маньчжурии, сделал несколько открытий, обосновал теорию оледенения Евразии. В 1867 подал в отставку, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1868 член Русского географического общества. В 1872 посетил Швейцарию, сблизился с бакунинским крылом I Интернационала. После возвращения в Россию за участие в движении народничества арестован (1874), бежал за границу (1876), где занимался пропагандой идей анархизма. Через 40 лет (1917) вернулся в Россию. В Октябрьской революции видел закономерный ход истории — ускоренную эволюцию в развитии общества, но отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата, считая любую власть злом. Социальным идеалом Кропоткина был безгосударственный (анархический) коммунизм. Условиями создания нового общества должны стать свобода и равенство людей, ликвидация частной собственности, передача в общее пользование средств производства, введение справедливых принципов распределения, возможность для всестороннего развития личности. Называя прогрессивную эволюцию общества “биологическим законом взаимной помощи”, обосновывал свою концепцию фактами из истории и естествознания. Тесно связанный с взаимопомощью общественный инстинкт является источником этических норм и “всего последующего развития нравственности”, способствующей укреплению солидарности людей. Анархистское мышление считал высшей ступенью общественной эволюции и неотъемлемой частью общефилософской системы. Соч.: Соч.,т. 1—7. СПб., 1096—07; Взаимная помощь как фактор эволюции. Харьков, 1919; Коммунизм и анархия. Пг., 1919; Этика. Избр. труды. М„ 1991.Лит.: Ударнее С. Ф. Кропоткин. М., 1989; Маркин В. А. Петр Кропоткин. Иркутск, 1992; Miller M. A. Kropotkin. Chi.-L, 1976.H. M. Северикова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.