- ГЕЛЬВЕЦИЙ
- ГЕЛЬВЕЦИЙ
-
(Helvetius) Клод Адриан (1715—1771) — фр. философ-материалист, литератор. Испытал значительное влияние труда Дж. Локка «Опыты о человеческом разумении», идеи Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Ж.Л.Л. Бюффона. Считал мир материальным, бесконечным во времени, пребывающим в постоянном движении; ощущение и мышление — свойствами материи. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида; был сторонником природного равенства людей. В объяснении истории также исходил из отдельного индивида, признавая при этом страсти и интересы (материальную выгоду) человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник просвещенного абсолютизма. Сыграл значительную роль в идеологической подготовке Французской революции 1789 и идейной подготовке утопического социализма нач. 19 в. Основное произведение «Об уме» (1758) было позднее запрещено и сожжено по распоряжению парламента как представляющее опасность для гос-ва и религии.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ГЕЛЬВЕЦИЙ
-
(Helvetius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж,— 26.12.1771, там же), франц. философматериалист, идеолог революц. франц. буржуазии 18 в. Сблизившись с Монтескье и Вольтером, с 1751 посвятил себя науч. занятиям. Одно из гл. соч. Г.— «Об уме» (1758; рус. пер. 1917, 1938) — было запрещено и сожжено.Согласно Г., мир материален, бесконечен во временп и пространстве, находится в постоянном движении, мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как её наиболее сложные образования. Г. одним из первых среди франц. материалистов 18 в. преодолел непоследовательность теории познания Локка, придав его сенсуализму открыто материалистич. характер; Г. был противником агностицизма. Подверг резкой критике идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия души. Однако Г. не вышел за пределы метафизич. мышления, абсолютизировал значение законов механики.Критикуя теология, воззрения на обществ. жизнь, Г. объяснял её без помощи сверхъестеств. сил, не выходя, однако, за пределы идеалистич. понимания истории. Г. начинал изучение обществ. явлений с изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека гл. движущей силой обществ. развития. Он критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психич. и морального склада объяснял прежде всего особенностями среды, в которой они воспитывались. Подвергнув критике ре-лиг. и спиритуалистич. этику, основанную на признании врождённости моральных чувств и понятий, Г. доказывал опытное происхождение нравств. представлений, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Г. пытался сочетать с обществ. интересом, который в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии.Г. выдвинул требование полной ликвидации феод. отношений и феод. собственности. Считая респ. форму правления непригодной для больших государств, он был сторонником просвещённого абсолютизма, в понятие которо-го вкладывал бурж.-демократич. содержание.Деятельность Г. сыграла значит. роль в идеологич. подготовке Великой франц. революции, в идейной подготовке утопич. социализма нач. 19 в. и развитии филос. мысли.Oeuvres completes, v. l—14, P.,1795; в рус. пер.— Счастье. Поэма, М., 1936; О человеке, его умств. способностях и его воспитании, М., 1938.«Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. филос. соч., т. 2, М., 1956; Воронины и И. П., К. А. Г., М., 1934; Момджян X. Н., Философия Г., М., 1955; Keim ?., Helvetius, sa vie et son oeuvre, P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926; Horowitz I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ГЕЛЬВЕ́ЦИЙ
-
(Helvétius), Клод Адриан (янв. 1715 – 26 дек. 1771) – франц. философ-материалист, идеолог революц. франц. буржуазии 18 в. Род. в Париже в семье придворного врача. Окончил иезуитский коллеж. Занимал должность ген. откупщика (до 1751). Проникаясь антифеод. настроениями, Г. сблизился с Монтескье и Вольтером, под влиянием к-рого написал ранние работы. С 1751 Г. всецело посвятил себя науч. занятиям. Г. входил в кружок Дидро и Гольбаха. Книга Г. "Об уме" ("De l'Esprit", P., 1758), направленная против основ феод. порядка, феод.-религ. идеологии и католич. церкви, вызвала яростные нападки реакц. кругов, была, запрещена властями и сожжена. Осн. идеи этой книги были развиты и обоснованы в его произведении "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" ("De l'Homme, de ses facultés intellectuelles et de son éducation", 1773).Г. одним из первых среди франц. материалистов 18 в. преодолел непоследовательность теории познания Локка, придав его сенсуализму открыто материалистич. характер. Ощущения рассматривались им как результат воздействия внешних предметов на органы чувств человека и как единств. источник человеч. знаний. Г. утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве и находится в постоянном движении. Он защищал учение о единстве материи и мышления и рассматривал сознание и ощущение как свойства материи, возникшие на определ. этапе развития последней. Г. был противником агностицизма и доказывал неисчерпаемые возможности человеч. интеллекта в познании материального мира. Он подверг острой критике религ. идеалистич. идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия души и др.Отстаивая передовые филос. идеи своего времени, Г. не вышел, однако, за пределы метафизики, оставив нерешенной проблему самодвижения; Г. абсолютизировал значение законов механич. движения. Острая реакция на абстрактно-рационалистич. отрыв мышления от чувств и противопоставление двух этих форм познания привели Г. к другой метафизич. крайности – он сводил мышление к его чувств. основе.Г. выступал с критикой учения о врожд. неравенстве интеллектуальных способностей людей, к-рое использовалось для увековечения феод.-сословного неравенства. Г. утверждал, что все люди от рождения имеют равные умств. задатки, а различия их психич. и морального склада объяснял прежде всего особенностями среды, в к-рой они воспитывались.В центре внимания Г. – социально-политич., со циологич. и этич. проблемы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144).В отличие от Монтескье и Вольтера, искавших компромисса с аристократией, Г. выдвинул требование полной ликвидации феод. отношений и собственности. Отвергая эгалитаризм Руссо и расходясь с физиократами (считавшими, что гос-во не должно вмешиваться в экономич. отношения), Г. полагал, что гос-во обязано добиваться смягчения чрезмерного неравенства в распределении собственности. Считая республиканскую форму правления неприменимой для больших гос-в, Г. связывал осуществление своих социально-политич. взглядов с утверждением просвещ. абсолютизма, в понятие к-рого он вкладывал бурж.-демократич. содержание. Социологич. взгляды Г. были направлены против теологич. и спиритуалистич. воззрений на обществ. жизнь, имели целью объяснение обществ. жизни без помощи вымышленных сверхъестеств. сил. Однако он не вышел за пределы идеалистич. понимания истории и изучение обществ. явлений начинал с изолированного индивида, с его биолого-физиологич. "неизменной природы", признавая человеч. сознание и страсти движущей силой обществ. развития. Социологич. взгляды Г. включали в себя догадки о роли материальных условий обществ. жизни. Учение Г. о себялюбии как движущей пружине обществ. развития, стремление подчеркнуть в человеч. деятельности борьбу за удовлетворение жизненных потребностей, констатация им высокого значения индустрии выдвинули его в ряд наиболее глубоких и прозорливых мыслителей 18 в.Учение о решающей роли среды в формировании интеллектуального и морального облика людей содержало материалистич. тенденцию, но, говоря о решающей роли социальной среды в становлении человека, о роли производств. деятельности людей в возникновении и развитии сознания, языка, нравов, морали и иск-ва, Г. полагал, что социальная среда и обществ. жизнь в целом сами определяются сознанием человека.Велика заслуга Г. в развитии этики. Он подверг острой критике не только религ., но и спиритуалистич. этику, основанную на признании врожденности моральных чувств и представлений. Большое место в трудах Г. заняло доказательство опытного происхождения нравств. представлений, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Г. стремился сочетать с "общественным" интересом, к-рый в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии и к-рый провозглашался Г. в качестве критерия нравств. поведения личности. В этом превращении интереса в критерий нравств. суждений и в определяющую силу поведения людей отображалось развитие бурж. отношений во Франции.Деятельность Г. сыграла значит. роль в идейной подготовке франц. бурж. революции конца 18 в.Не будучи сторонником социализма, Г., однако, своим учением о решающей роли среды в формировании личности, о необходимости гармонич. сочетания личных и обществ. интересов, о равенстве интеллект. способностей людей и т.д. много сделал для идейной подготовки утопич. социализма 1-й пол. 19 в. и развития филос. мысли как во Франции, так и за ее пределами, в т. ч. и в России, где его идеи пропагандировали просветители конца 18– нач. 19 вв.X. Момджян. Москва.Соч.: "Об у м е" ("De l'Esprit") – одно из осн. соч. Г., состоящее из четырех больших разделов ("Рассуждений"). Впервые книга вышла в Париже в 1758. В этом же году последовало и второе, исправленное изд., а также амстердамское изд. После этого книга часто переиздавалась во Франции и за границей. Лучшие франц. издания – четырехтомное, в серии "Bibliothèque nationale" (tt. 250–253, P., 1880) и в сборнике соч. Г. с примеч. Альберта Кейма (Р., 1909). В 1760 вышел нем. перевод И. Г. Форкерта "Diseurs über den Geist des Menschen" с предисловием известного нем. писателя И. К. Готшеда. В 1785 вышел другой перевод "Vom Menschen und dessen Geisteskräften" (aus dem franz. v. Chr. A. Wichmann, Bd 1–2, Breslau–Gosohorsky. 1785). Первый англ. перевод ("De l'esprit or Essays on mind", L., 1807) снабжен очерком о жизни автора и примечаниями к тексту, то и другое составлено В. Мадфордом. На рус. яз. книга издана в 1917 под ред. и с введ. Э. Л. Радлова и в 1938 в том же переводе с исправлениями."О ч е л о в е к е" ("De l'Homme...") – произведение Г., в к-ром "... материализм получает собственно французский характер" и применяется к общественной жизни (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Книга издана в 1773 посмертно в Лондоне (а не во Франции, как указано в предисловии к рус. изданию 1938) либерально настроенным посланником Екатерины II в Гааге кн. Голицыным. Книга многократно переиздавалась. Лучшее издание – Р.,1909 – в сборнике произведений Г. с примеч. А. Кейма. Из переводов первым появился английский – "A treatise on man... transl. by W. Hooper", v. l–2, L., 1777; нем. перевод Г. А. Линднера с его примеч. вышел в Вене в 1877. Рус. издание (М., 1938) снабжено издательским предисловием и именным указателем.Л. Азарх. Москва.Oeuvres complètes, v. 1–14, P., 1795 (со вступ. ст., [Saint–Lambert]); Соч. в рус. пер. – Счастье. Поэма, M., 1936.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 144–45; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3, М., 1955, с. 232, 409, 411–12; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Соч., 4 изд., т. 33, с. 201–10; Плеханов Г. В.. Очерки по истории материализма, Избр. философские соч., т. 2, М., 1956; Вороницын И. П., История атеизма, вып. 2, 2 изд., М.–Л., 1929; его же, К. А. Гельвеций, М., 1934; Дынник М., К. А. Гельвеций, философ-поэт, "Лит. критик", 1936, No 3; Цебенко М., Этика Гельвеция, "Под знаменем марксизма", 1938, No 1; Момджян X. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; Силин Μ. Α., К. А. Гельвеций – выдающийся французский философ-материалист XVIII века, М., 1958; Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, гл. 4; Keim Α., Helvétius, sa vie et son oeuvre, P., 1907; Grossman M.. The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926; Alciatorе J. C., Stendhal et Helvetius. Les sources de la philosophie de Stendhal, Gen., 1952; Horowitz I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- Гельвеций
-
ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (31 января 1715, Париж — 26 декабря 1771, там же) — французский просветитель. Образование получил в одном из иезуитских коллежей Парижа, изучал античную и новую философию, литературу и языки. В 1738—51 занимал должность генерального откупщика налогов. Его занятия стихосложением послужили причиной избрания в члены Академии изящной словесности г. Кана, поэма “О счастье” удостоилась похвалы Вольтера. С одобрения последнего Гельвеций в 1751 уходит с государственной службы и переселяется в Париж, чтобы войти в крут энциклопедистов. Включившись в работу по созданию “Энциклопедии”, открывает в своем доме салон, который посещают самые известные люди Франции — Дидро, Гольбах, аббат де Рейналь, министр д'Аржансон и др.Материалистические взгляды Гельвеция складывались в общем русле идей Просвещения. Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц — атомов. Природе присущи движение, пространственно-временные характеристики, причинность, тождественная необходимость. В Универсуме совершается непрерывное превращение одних веществ в другие, точнее — круговорот природы. Определения материи как субстанции Гельвеций избегал, считая ее лишь словом для описания совокупности различных материальных свойств. Человек подобно другим природным созданиям рассматривался Гельвецием только как живое существо; источник его чувств, желаний и потребностей — ощущения. С позиций сенсуализма Гельвеций сводил воображение, память, суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок считал невежественные суждения.Все эти идеи были высказаны в 1-й книге Гельвеция “Об уме” (1758; рус. пер. 1917), выход в свет которой стал событием в его жизни и в истории всего французского Просвещения. Сочинение сразу же вызвало нападки со стороны парламента и духовенства. Представив Гельвецию около 100 замечаний, Сорбонна потребовала от автора отречения. Причиной нападок врагов, а также суровой критики многих единомышленников стала последовательно проводимая Гельвецием концепция утилитаризма. Определив человека как природное существо, стремящееся лишь к удовлетворению материального интереса и получению физических удовольствий, Гельвеций из этого делал вывод о себялюбии как основном инстинкте человека. С этих позиций он объяснял все чувства человека и его поведение, отношения между людьми и устройство общества. Любовь к ближнему — результат любви к самому себе, в основе дружбы — корыстный интерес, надежда получить помощь и совет от друга (Вольтер считал, чтотакое понимание помещает дружбу в разряд “низких чувств”.) Если бы человек не руководствовался корыстью, он проводил бы жизнь в лени и спокойствии (полемизируя с Гельвецием, Дидро говорил о бескорыстии тех, кто жертвовал жизнью ради Родины, илиученых, напр., Лейбница или Ньютона и т. п.).В 1772, уже после смерти Гельвеция, усилиями его друзей, а также русского посланника в Голландии князя Д. Голицына вышла его 2-я книга “О человеке”, где в центре его антропологической концепции стоит проблема воспитания: “Люди рождаются либо без предрасположений, либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания” (Соч. в 2 т., т. 2. M., 1974, с. 185).Уверенность во всемогуществе воспитания привела Гельвеция к созданию демократической социально-политической программы. Его идеал — Франция как конфедерация небольших республик, где просвещенный монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политические права. Разница в имущественном положении между ними сводится к минимуму. Произведя необходимые изменения в законах и обычаях, просвещенный законодатель мог бы устранить причины социальных бедствий и обеспечить покой народу и стабильное существование государству. Взгляды Гельвеция оказали влияние на дальнейшее развитие материалистической философии. Он заложил основание целостной системы утилитаризма; его последователями стали И. Бентам и Дж. С. Милль.Соч.: Oeuvres complètes, ν. 1—4. P., 1795; в рус. пер.: Соч. в 2 т., М., 1974; Счастье. М., 1987.Лит.: Плеханов Г. В. Очерки по истории материализма. — В кн.: Плеханов Г. В. Избр. философ. произв. в 4 т., т. 2. M., 1956, с. 33—128; Вороницын И. Клод Адриан Гельвеций. М.—Л., 1926; Момджян X. Г. Философия Гельвеция. М., 1955; Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995, с. 76—122; Quillois A. Le Salon de Mad. Helvetius. P., 1894; Horowitz I.-L. Claude Helvetius: Philosopher of democracy and enlightenment. N. Y., 1954.T. Б. Длугач
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.