- КЕПЛЕР
- КЕПЛЕР
-
(Kepler)Иоганн (род. 27 дек. 1571, Вейль-дер-Штадт, Вюртемберг – ум. 15 нояб. 1630, Регенсбург) – нем, астроном и исследователь природы; в 1594 – 1600 – профессор математики и морали в Граце, до 1612 – ассистент астронома Тихо Браге в Праге. Основываясь на мистической натурфилософии и пантеистических мотивах, он развил мысль о мировой гармонии, а в стремлении индуктивно обосновать эту мысль открыл три закона движения планет, названных его именем, – первые законы природы, выраженные в математической форме; для него они были выражением божественной гармонии. Эти открытия были опубликованы в работах «Astronomia nova» (1619) и «Hormonices mundi» (1619). Число планет, по Кеплеру, не может быть иным, чем 5, потому что имеется лишь 5 правильных многогранников; см. Галилей. Учение Кеплера имело огромное значение для формирования современной картины мира.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- КЕ́ПЛЕР
-
(Kepler), Иоганн (27 дек. 1571 – 15 нояб. 1630) – нем. астроном, математик, физик и философ. Род. в Вейль-дер-Штадте (близ Штутгарта) в бедной семье. С 1589 учился в Тюбингенском ун-те, к-рый и окончил (1593), но не был допущен к богословской деятельности, как вольнодумец. В 1594–1600 – проф. математики в Граце, затем до 1612 – ассистент дат. астронома Тихо Браге в Праге. Вынужденный переезжать с места на место, гл. обр. ввиду преследований со стороны католич. церкви, К. в дальнейшем вел науч. работу в разных городах. Жил и умер в нищете. Для Маркса К. был одним из двух "любимых героев" (другой – Спартак) (см. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 2, 1957, с. 577). В своем первом астрономич. соч. "Предвестник космографических сочинений, содержащий космографическую тайну об удивительном соотношении пропорциональности небесных кругов..." ("Prodromus dissertationum cosmographicarum...", 1596) К. принял гелио-центрич. теорию Коперника, однако пытался обосновать ее с помощью платоновско-пифагорейских идей, усматривая в неизменности числа планет и их расстояний от Солнца скрытую гармонию, а движение планет вокруг Солнца объяснял действием своеобразных интеллектуальных сил, или душ. В дальнейшем, вступив в переписку с Галилеем, К. испытал его влияние. Для прогресса материалистич. мировоззрения и углубления теории познания большое значение имело открытие К. (использовавшего наблюдения Тихо Браге) трех законов движения планет вокруг Солнца, известных с тех пор под назв. "законов К.":1) каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов к-рого находится Солнце;2) каждая планета движется в плоскости, проходящей через центр Солнца, причем площадь сектора орбиты, описанная радиусом – вектором планеты, изменяется пропорционально времени;3) квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца. Первые два закона были сформулированы в "Новой астрономии" ("Astronomia nova...", 1609), а последний – в соч. "Гармонии мира" ("Harmonices mundi...", 1619). Филос. значение открытых К. законов движения планет вокруг Солнца определяется прежде всего тем, что важнейшая филос. категория естеств. закономерности получала теперь строго науч. конкретизацию, выраженную посредством математич. формул. Открытие К. способствовало освобождению понятия естеств. закономерности от антропоморфизма и субъективизма. Подчеркивая объективный характер открытых им законов, К. решительно выступал (в частности, в соч. "Апология Тихо..." – "Apologia Tychonis...") против субъективно-идеалистич. представления об астрономич. теориях (в частности о теории Коперника) как лишь гипотетических. К. сознательно противопоставлял метод тщательного наблюдения явлений природы и их строго научного, рационального осмысления, метод, вскрывавший реальные причины явлений, методам алхимиков и астрологов. Показательна в этом отношении полемика К. с Флуддом. В своем соч. "Новая стереометрия винных бочек" ("Nova Stereometria doliorum vinariorum", 1615, рус. пер. 1935) К. решал задачи, рассмотрение к-рых подводило к открытию интегрального исчисления. В ряде соч. рассмотрел проблемы оптики, в т.ч. и физиологической, развив по существу материалистич. представления в области теории зрения.Соч.: Opera omnia, v. 1–8, ed. Chr. Frisch, Fr./M., 1858– 1871 ; Gesammelte Werke, Bd 1–4, 6, 13–17, Hrsg. von w. van Dych und M. Caspar, Münch., 1937–55; в рус. пер.: Новая стереометрия винных бочек, вступит. ст. М. Я. Выгодского, М.–Л., 1935.Лит.: Предтеченский Ε. Α., И. Кеплер. Его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1891; Базилевская Е. В., Рукописное наследие Иоганна Кеплера, в кн.: Архив АН СССР. Обозрение архивных материалов, т. 2, М.–Л., 1946, с. 297–312; Баев К. Л., Создатели новой астрономии, М., 1948; Коперник. Бруно. Кеплер. Галилей, М., 1955; Надор Д., Мировоззрение Кеплера и его роль в развитии понимания законов природы, в кн.: Историко-астрономические исследования, вып. 1, М., 1955, с. 119–32; Ρrantl С., Galilei und Kepler, als Logiker, в сб.: Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse [Bd ] 2, Münch., 1875; Schmidt J., Keplers Erkenntniss- und Methodenlehre, Jena, 1903; Günther L., Kepler und die Theologie, Giessen, 1905; Кassirer E., Kepler, в кн.: Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, 2 Aufl., Bd 1, В., 1911; Rоβnagel P., J. Keplers Weltbild und Erdenwandel, Lpz., [1930 ]; J. Kepler der Kaiserliche Mathematiker, Kepler – Festschrift, Tl 1, Regensburg, 1930; Struik D. J., Kepler as a mathematician, в сб.: History of science and society. Johann Kepler. 1571–1630, Balt., 1931; Zaiser H., Kepler als Philosoph, Basel, 1932; Hildebrandt К., Kopernikus und Kepler, in der deutschen Geistesgeschichte, Halle, 1944; Gaspar M., J. Kepler, 2 Aufl., Stuttg., [1950 ]; его же, Bibliographia Kepleriana, Münch., 1936.В. Соколов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- КЕПЛЕР
-
КЕПЛЕР (Kepler) Иоганн (27 декабря 1571, Вейль-дерШтадт — 15 ноября 1630, Регенсбург) — немецкий астроном и математик. В поисках математической гармонии мира, созданного Богом, предпринял математическую систематизацию идей Коперника. Учился в Тюбингенском университете, преподавал математику и этику в Граце, составлял календари и астрологические прогнозы. В сочинении “Предвестник, или Космографическая тайна” (Prodromus sive Mysterium cosmographicum, 1596) излагал божественный математический порядок небес: шесть планет определяют пять промежутков, соответствующих пяти “платоновским” многогранникам. Был придворным математиком в Праге, помощником Тихо Браге; обрабатывая его точные наблюдения над движениями Марса, установил первые два закона обращения планет: планеты движутся не по круговым орбитам, но по эллипсам, в одном из фокусов которых находится Солнце; планеты движутся со скоростью, при которой радиусы-векторы описывают одинаковые площади в равные времена (“Новая астрономия” — Astronomia nova, Pragae, 1609). Позже эти законы были распространены на все планеты и спутники. Третий закон — квадраты периодов обращения планет относятся как кубы их средних расстояний от Солнца — изложен в навеянной пифагореизмом “Гармонии мира” (Harmonices mundi, 1619). Для математики особое значение имело исследование “Стереометрия винных бочек” (1615), в котором Кеплер вычислял объемы тел, получающиеся при вращении конических сечений вокруг оси, лежащей с ними в одной плоскости. Он также применил логарифмы к построению новых таблиц движений планет (1627). Его “Краткий очерк коперниканской астрономии” (Epitome astronomiae Copenucanae, 1621) был лучшим учебником астрономии той эпохи. Открытия Кеплера имели громадное значение для философского и научного развития Нового времени.Соч.: Gesammelte Wrke, Bd. 1—18, hrsg. W. Van Dyck und M. Caspar. Munch., 1937—63; в рус. пер.: Новая стереометрия винных бочек. М.—Л„ 1935; О шестиугольных снежинках. М., 1982.Лит.: Кирсанов В. С. Научная революция 17 века. М., 1987; Реале Дж., АнтисериД. Западная философия от истоков до наших дней, т. 3. Новое время. СПб., 1996.Л. А. Микешша
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.