КАУТСКИЙ

КАУТСКИЙ
КАУТСКИЙ
        (Kautsky) Карл (16.10.1854, Прага, -17.10.1938, Амстердам), один из лидеров и теоретиков герм. с.-д-тии и 2-го Интернационала. В идейном развитии К. эволюционировал от домарксистских взглядов к марксизму н от него к центризму и оппортунизму. Для филос. взглядов К. характерно эклектич. соединение элементов материализма и идеализма. В 1874 он примкнул к социалистич. движению, был близок к лассальянству (см. Лассаль). С кон. 70-х гг., а особенно после знакомства в 1881 с К. Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. В 1883—1917 К. — редактор теоретич. журн. герм. с.-д-тии «Die Neue Zeit». B 80—90-х гг. написал ряд работ и статей, пропагандировавших марксистские идеи: «Экономич. учение Карла Маркса» (1887, рус. пер. 1956), «Томас Мор и его утопия» (1888, рус. пер. 1905), «Комментарии к Эрфуртской программе» (1892, рус. пер. 1959), «Предшественники новейшего социализма» (Bd 1—2, 1895, рус. пер., т. 1—2, 1924—25) и др. Работа К. «Аграрный вопрос» (1899, рус. пер. 1900) получила положит. оценку В. И. Ленина. Однако и тогда К. совершал ошюртунистич. ошибки, за что подвергался критике со стороны Энгельса. После ревизионистского выступления Э. Бернштейна К. выпустил кн. «Бернштейн и социал-демократич. программа» (1899, рус. пер. 1906), которая сыграла в общем положит. роль в борьбе с ревизионизмом, но обходила вопрос о ревизии Бернштейном марксистского учения о государстве и диктатуре пролетариата.
        В нач. 20 в. К. опубликовал ряд работ, написанных, несмотря на отд. отступления, в духе марксизма: ст. «Славяне и революция», брошюры «Движущие силы и перспективы русской революции» (1906—07, рус. пер. 1907, под ред. и с предисл. В. И. Ленина), «Путь к власти» (1909, рус. пер. 1959). В дальнейшем, отрицая партийность марксистской философии, поддерживая антимарксистские теории насилия, социал-дарвинизма, пытался доказать совместимость науч. социализма с немарксистскими филос. системами. С началом 1-й мировой войны К. окончательно порвал с революц. марксизмом, оправдывал союз с социал-шовинистами.
        Отрицание К. связи между господством монополий и захватнич. политикой империалистич. государств, попытка свести империализм к разновидности политики совр. капитализма вели, как показал Ленин (см. ПСС, т. 27, с. 387, 409—20), к затушёвыванию коренных противоречий, свойственных монополистич. стадии развития капитализма. Столь же апологетической и реформистской была выдвинутая К. теория ультраимпериализма, рисовавшая ложную перспективу наступления новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий. К. сеял пацифистские иллюзии, по существу отрицал неизбежность пролет. революции. . революцию 1917 К. встретил враждебно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту бурж. демократии. Отступничество К. от марксизма было разоблачено Лениным в работе «Пролет. революция и ренегат Каутский». В кн. «Материалистич. понимание истории» (Bd 1—2, 1927, рус. пер., т. 2, 1931), биологизируя обществ. процесс, искажая учение марксизма о классах и государстве, К. фактически перешёл на позиции социал-дарвинизма.
        в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—4, 10, 12, М.— П., 1923—30.
        Ленин В. И., Рецензия. Karl Kautsky. Die Agrarfrage, ПСС, т. 4; e г 9 же, Рецензия. Karl Kautsky. Bernstein und das sozialdemokratische Programm, там же; его же, Предисловие к рус. изданию брошюры К. «Нет больше социалдемократии!», там же, т. 12; его же, Предисловие к рус. переводу брошюры К. «Движущие силы и перспективы рус. революции», там же, т. 14; его же, Государство и революция, там же, т. 33, гл. 6; История Второго Интернационала, т. 1—2, М., 1965—66; Бpайович С. М., Карл К. — эволюция его воззрений, М., 1982.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

КАУТСКИЙ
(Kautsky)
Карл (род. 16 окт. 1854, Прага – ум. 17 окт. 1938, Амстердам) – писатель социалистического направления, историк и политэконом. Сначала находился под влиянием идей Лассаля, анархизма и позитивизма, затем «пропагандировал марксистские взгляды. Его философские воззрения смыкались, по его словам, с высказыванием Энгельса: «Тела неотделимы от движения: их формы и виды можно познавать только в движении; о телах вне движения, вне всякого отношения к др. телам, ничего нельзя сказать. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть». Люди и человеческие группы – тоже тела; исследование форм их движения – предмет социологии. Разделял также взгляды социального дарвинизма. Позже выступал против большевизма. Осн. работы: «Ethik und materialistische Geschichtsauffassung», 1906; «Der Ursprung des Christentums», 1908; «Die materialistische Geschichtsauffassung», 2 Bde., 1927; Собр. соч., т. 1-4, 1923-1930.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

КА́УТСКИЙ
(Kautsky), Карл (16 окт. 1854 – 17 окт. 1938) – один из теоретиков герм. с.-д-тии и 2-го Интернационала, идеолог центризма, ренегат рабочего революц. движения. Для идейного развития К. характерна эволюция от домарксистских взглядов к марксизму и от него к центризму, оппортунизму и ренегатству. В 1874 в Вене К. примкнул к с.-д-тии, разделяя лассальянские и анархич. взгляды. В этот период он был сторонником позитивизма. В 1880 под влиянием теории Мальтуса, опубликовал работу "Влияние роста населения на прогресс общества" ("Der Einfluss der Volksvermehrung auf den Fortschritt der Gesellschaft"). В 1881 К. познакомился с Марксом и Энгельсом и под их влиянием начал переходить к марксизму. Однако К. допускал колебания в сторону оппортунизма и, несмотря на критику и помощь со стороны Маркса и Энгельса, до конца последоват. марксистом не стал, хотя, в отличие от Бернштейна, принадлежал к т. н. "ортодоксам". Неоднократно критикуя К. за эклектизм и софистику, Энгельс писал в 1881, что К. "...педант и схоласт, который, вместо того, чтобы распутывать сложные вопросы, запутывает простые" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 150). В 1883 К. основал теоретич. орган герм. с.-д-тии "Die neue Zeit". Энгельс резко критиковал К. как редактора за допущенные им извращения марксизма.
В 80–90-х гг. К. написал ряд работ, к-рые сыграли положит. роль в пропаганде идей марксизма: "Экономическое учение Карла Маркса" (1887, рус. пер. 1956), в к-рой дано популярное изложение "Капитала" Маркса (гл. обр. 1-го т.), "Аграрный вопрос" (1899, рус. пер. 1900) и нек-рые др.
В комментариях к теоретич. части "Эрфуртской программы" (1892, рус. пер. 1959) К. популярно изложил важнейшие теоретич. положения марксизма. К. отмежевался от сторонников государственного социализма, подчеркивал неизбежность замены капиталистич. произ-ва социалистическим, однако отступал от марксизма в определении путей завоевания власти пролетариатом. Он утверждал, будто "политическая борьба есть лишь особая... наиболее решительная форма экономической борьбы" (указ. соч., с. 202). Основное средство социальной революции К. видел в парламентской борьбе. Энгельс подверг резкой критике оппортунистические ошибки, допущенные К. при составлении "Эрфуртской программы" (см. "К критике проекта социал-демократической программы1891 г.", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, 1936, с. 101–16). Отсутствие в программе пункта о диктатуре пролетариата и требования республики для Германии не было случайным: в работе "Парламентаризм, народное законодательство и социальная демократия" ("Der Parlamentarismus, die Volksgesetzgebung und die Sozialdemokratie", 1893; рус. пер. 1905) К. выступил в защиту парламентаризма. В этот период, а также позже, К. написал ряд историч. работ: "Томас Мор и его Утопия" (1887, рус. пер. 1905), "Предшественники новейшего социализма" (Bd 1–2, [1895 ], рус. пер., т. 1–2, [1924 ]–1925) и др. "Мы знаем из многих работ Каутского, – писал Ленин, – что он у м е л быть марксистским историком, что т а к и е работы его останутся прочным достоянием пролетариата, несмотря на позднейшее ренегатство" (Соч., т. 28, с. 246). В 1905–10 К. издал рукопись Маркса "Теории прибавочной стоимости" (4 т. "Капитала"). (Это издание сыграло положит. роль, но было во многих отношениях неудовлетворительным). К. принял участие в борьбе против нем. оппортунизма. Однако, критикуя ревизиониста Бернштейна, он проявлял колебания и непоследовательность ["К критике теории и практики марксизма" ("Антибернштейн"), 1899, рус. пер. 1905 ]. К. обошел коренной вопрос марксизма, учение о диктатуре пролетариата. Это была "не полемика п р о т и в Бернштейна, а в сущности уступка ему, сдача позиций оппортунизму..." (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 450). Уклон к оппортунизму, выражавшийся в систематич. замалчивании, затушевывании марксистского учения о диктатуре пролетариата, в дальнейшем преобладал в деятельности К. и привел его в годы 1-й мировой войны к открытой измене марксизму.
В нач. 900-х гг. К. поддерживал меньшевиков в их борьбе против большевиков, замалчивал ленинскую критику махизма. Однако накануне рус. революции 1905–07 и во время ее он несколько полевел и выступил с рядом положений в духе революц. с.-д-тии. Так, в статье "Славяне и революция", опубликованной в 1902 в революц. "Искре", К. предвидел передвижение революц. центра в Россию. Высоко оценивая эту работу К., Ленин в 1921 писал: "...в давно-давно прошедшие времена, когда Каутский был еще марксистом, а не ренегатом, он, подходя к вопросу, как историк, предвидел возможность наступления такой ситуации, при которой революционность русского пролетариата станет образцом для Западной Европы" (там же, т. 31, с. 6–7). Брошюра К. "Движущие силы и перспективы русской революции" (1906–07, рус. пер. 1907) расходилась с меньшевистской оценкой характера и движущих сил революции. В то же время он выступал против большевистской тактики вооруженного восстания. В книге "Этика и материалистическое понимание истории" (1906, рус. пер. 1922) К. популяризировал положения исторического материализма, показывал материальную обусловленность морали, но допускал отступления от историч. материализма в сторону социал-дарвинизма. Историч. материализм нередко подменялся у К. идеалистич. теорией факторов, а марксистское учение о классовой борьбе превращалось в разновидность дарвинизма. В 1909 в брошюре "Путь к власти" (рус. пер. 1959) К. изложил ряд вопросов науч. социализма. Указывая на приближение мировой войны, он призывал объединить выступления пролетариата в единые действия для завоевания политич. власти. Вопреки утверждению Бернштейна, писал К., происходит не реформистское мирное врастание капитализма в социализм, а обострение классовой борьбы. Путь к власти, писал К., это путь классовой борьбы и пролетарской революции. Но в противоречии с этим и всей исторической обстановкой К. выдвигал на первый план мирные формы классовой борьбы, полностью обходил вопрос о вооруженном восстании пролетариата, а также о сломе буржуазной государственной машины. Он отступал от марксизма и в вопросе о союзниках пролетариата, утверждая, что поддержка пролетариата мелкой буржуазией, в частности мелким крестьянством, хотя абстрактно возможна, но мало вероятна. В нац.-колониальном вопросе К. сбивался на бурж. понимание вопроса о нац. самоопределении, не связывал нац. вопрос с вопросом об освобождении колоний. "Из суммы этих обходов вопроса, умолчаний, уклончивостей и получился неизбежно... полный переход к оппортунизму..." (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 453). В результате разрыв между словом и делом, центристские тенденции (примиренческое отношение к бернштейнианскому ревизионизму, меньшевикам и др.) привели К. к созданию группы "центра" (1910). Будучи гл. идеологом центризма, К. на словах выступал за марксизм, а на деле изменял ему, приспосабливался к открытым оппортунистам и выступал против левых с.-д-тов в Германии.
В годы 1-й мировой войны К. открыто порвал с марксизмом и перешел, по существу, на позиции социал-шовинизма. Он выдвинул антимарксистскую теорию ультраимпериализма. Под империализмом К. понимал лишь особый вид политики высокоразвитого промышленного капитала, стремившегося к подчинению аграрных областей. Путем слияния международных картелей и трестов в один сверхтрест можно, по К., примирить интересы капиталистов различных стран и устранить тем самым анархию произ-ва и войны. К. отрывал экономику от политики и игнорировал закон неравномерности развития капиталистич. стран в эпоху империализма. Реакц. сущность теории ультраимпериализма Ленин разоблачил в работах "Крах II Интернационала" (1915), "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916, изд. 1917) и др.
После Октябрьской социалистич. революции К. выступил с клеветой против нее и диктатуры пролетариата, защищал "чистую", т.е. бурж. демократию и парламентаризм ("Диктатура пролетариата" – "Die Diktatur des Proletariats", 1918). Взгляды К. были подвергнуты резкой критике Лениным ("Пролетарская революция и ренегат Каутский").
Антимарксистские взгляды К. наиболее ярко проявились в работе "Материалистическое понимание истории" ("Die materialistische Geschichtsauffassung", Bd 1–2, 1927–29; рус. пер., 2 т., 1931). В этой энциклопедии оппортунизма К. специфически социальное растворяет в биологическом. Биологизируя обществ. процесс, он подводит филос. основу для ревизии марксизма вообще, учения о классах и гос-ве в частности. Гос-во, по К., возникает не в результате появления антагонистич. классов, а внешнего насилия, покорения воинств. кочевниками мирных земледельцев. К. различает, с одной стороны, гос-во в узком смысле слова, как отношение классового господства и, с другой – гос-во в широком смысле – гос. аппарат, гос. машину. Классовым и историческим он признает лишь первое, второе же считает присущим всем формациям, всякому человеч. общежитию. Возникновение гос-ва, по К., не есть создание нового, особого аппарата принуждения, т.к. он, как и право, существовал еще задолго до возникновения классового господства, был присущ человеч. обществу с самого его зарождения. И лишь в руках народа-победителя этот спец. аппарат власти приобретает характер гос-ва в узком смысле. Право и органы власти, по К., не созданы господствующим классом, поэтому они сами по себе не носят классового характера. Господствующий класс, овладевая аппаратом власти, лишь использует его для своих классовых целей. Исходя из этого, К. считал, что и в будущем гос-во по существу останется, ибо отомрут лишь его классовые функции. Эта теория использовалась К. для доказательства надклассового характера гос. аппарата и борьбы с марксистско-ленинским учением о сломе бурж. гос. машины.
Филос. взгляды позднего К. характеризуются попыткой подорвать единство составных частей марксизма, доказать, что теория социализма может быть соединена не только с диалектич. материализмом, но и с мн. др. филос. учениями. "Признание материалистического понимания истории, – писал К., – не должно быть некоим предварительным условием для принадлежности к социал-демократической партии" ("Die materialistische Geschichtsauffassung", Bd 1, В., 1927, S. XV). Объявляя себя сторонником диалектич. материализма и признавая на словах несовместимость историч. материализма с идеалистич. философией, К. пытался, однако, доказать, будто позитивизм, эмпириокритицизм и нек-рые др. бурж. течения не являются идеалистич. и поэтому совместимы с марксизмом. По его мнению, "материалистическое понимание истории не связано с материалистической философией. Оно соединимо с любым мировоззрением, которое обслуживается методом диалектического материализма или по крайней мере не стоит с ним в непримиримом противоречии. Не имеет значения, называется ли это мировоззрение материалистическим или борется с механистическим материализмом, предпочитает имя реализм или монизм, позитивизм или сенсуализм, эмпиризм или эмпириокритицизм" (там же, S. 28).
В 30-х гг. К. открыто призывал к антисов. интервенции. В годы, предшествовавшие установлению фашизма, К. выступал против единого нар. фронта, обосновывал политику меньшего зла, расчистившую фашистам путь к власти. Даже после установления в Германии, вопреки прогнозу К., фашистской диктатуры, К. считал бурж. демократию единств. путем к социализму. Т.о., начав с отступлений от нек-рых важнейших положений диалектики и игнорируя ее творч. применение, К. скатился к оппортунизму и ренегатству. Такова неумолимая логика классовой борьбы. Реформистские теории К. и ныне используются правыми социалистами и ревизионистами. Многие из правых социал-демократов в своем ренегатстве пошли еще дальше, совсем отказавшись от марксизма.
Соч.: Briefwechsel mit F. Engels, 2 Aufl., W., [1955 ]; Собр. соч., т. 1–4, 10, 12, M.–П., 1923–30; Очерк политической экономии по учениям новейших экономистов, СПБ, 1897; Итоги XIX века, СПБ, 1898; Колониальная политика в прошлом и настоящем, СПБ, 1900; Пределы капитализма в сельском хозяйстве, СПБ, 1900; Социальная революция, Женева, 1903; Из истории культуры. Платоновский и древне-христианский коммунизм, СПБ, 1905; Наемные рабочие в средние века и в эпоху реформации, СПБ, 1905; Американский и русский рабочий, СПБ, 1906; Бернштейн и социал-демократическая программа, СПБ, 1906; Законодательная охрана труда и 8-и часовой рабочий день, [Одесса, 1906 ]; Очерки и этюды, 4 изд., СПБ, 1907; Из истории общественных течений, 3 изд., т. 1–2, СПБ, 1907–1908; Античный мир, иудейство и христианство, СПБ, 1909; Национализм и интернационализм, П., 1918; Очередные проблемы международного социализма, М.–П., 1918; Золото, деньги и дороговизна, П.–М., [1918 ]; Общественные реформы, К., 1919; Освобождение наций, [X. ], 1919; Социализация сельского хозяйства, П., 1922; Возникновение брака и семьи, 3 изд., П., 1923; Изложение 2 тома "Капитала" Карла Маркса, [X. ], 1923; Классовые противоречия в эпоху французской революции, [X. ], 1923; Теории кризисов, [М. ], 1923.
Лит.: Ленин В. И., О "Программе мира", Соч., 4 изд., т. 22; его же, Империализм и раскол социализма, там же, т. 23; его же, Государство и революция, там же, т. 25, гл. 6; его же, О задачах III Интернационала, там же, т. 29, гл. 5, 6; История философии, т. 3, М., 1959, с. 391–92; то же, т. 5, М., 1961, с. 512–14; Адамян Г. П., Каутский в борьбе с материалистическим пониманием истории, М.–Л., 1934; Соселия Г. К., Ревизионизм и марксистское учение о диктатуре пролетариата, М., 1960; Чагин Б. Α., Из истории борьбы против философского ревизионизма в германской социал-демократии, 1895–1914, М.–Л., 1961; Louis P., Cent cinquante ans de pensée socialiste, t. 3, P., 1953; Rosen H., О kautskistowskiej koncepcji chrzešcijaństwa pierwotnego, "Myšl filozof.", 1954, [No ] 4, s. 34–77; Bradač Z., Ζ dějim boje revolučnihodělnickéhohnutí, proti revizionistickému učeni Karla Kautského, в кн.: Proti revizionismu. Sb. stati., [Praha ], 1959, s. 68–115.
A. Мысливченко. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

КАУТСКИЙ
    КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (16 октября 1854, Прага-17 октября 1938, Амстердам) — социальный философ, лидер и теоретик немецкой и международной социал-демократии. Учился в Венском университете, в 1874 стал членом СДПА, с 1882 по 1917 — главный редактор теоретического журнала социал-демократии “Die neue Zeit”, автор теоретической части Эрфуртской программы СДПГ. После прихода нацистов к власти вынужден был эмигрировать в Прагу, затем в Амстердам. В 1899 опубликовал серию статей, направленных против ревизии марксизма Э. Бернштейном, в том же году вышла его работа “К критике теории и практики марксизма. Антибернштейн” (Bernstein und das Social-demokratische Programm. Eine Antikritik von Karl Kautsky. Stuttg., 1899; рус. пер. СПб., 1905). Каутский — участник всех конгрессов II Интернационала. В период русской революции 1905 пишет ряд статей, посвященных этой проблеме, в т. ч. “Движущие силы русской революции” (1906—07), где говорит о наступлении новой эры революции. После поражения революции все больше полемизирует с левыми, в 1910 вместе с О. Бауэром и Р. Гидьфердингом создает группу “Центр”. В годы 1-й мировой войны и Октябрьской революции разделяет взгляды меньшевиков, считая, в принципе невозможным в отсталой стране построение нового строя. В работе “Die Diktatur des Proletariats” (W, 1918) выступает против диктатуры пролетариата с защитой демократии. Критике большевизма посвящено большинство его работ 1918—22. В своих рассуждениях Каутский исходил из того, что материалистическое понимание истории соединимо с любым мировоззрением, не противоречащим методу диалектического материализма, прежде всего с эволюционизмом. Прогресс общества предопределен степенью развития науки и техники, а социализм наступит в силу естественноисторической закономерности и не нуждается ни в каком идеале. Марксизм “безэтичен”. Основной теоретической работой Каутского считается “Этика и материалистическое понимание истории” (Die Ethik und die materialistische Geschichtsauffassung. Stuttg., 1906;pyc.nep.l912).
    Соч.: Соч.,т. 1-4,10,12. M., 1923-1930; Очерки и этюды. СПб., 1907; Из истории общественных течений, т. 1—2. СПб., 1907—08; Теории кризисов. М., 1923; Материалистическое понимание истории, т. 2. M., 1931; Erinnerungen und Erörterungen. Gravenhage, 1960. Лит.: Браиович С. М. Карл Каутский — эволюция его воззрений. М„ 1982.
    M. A. Хевеши

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КАУТСКИЙ" в других словарях:

  • Каутский — (Kautsky) Карл (1854 1938). Один из лидеров и теоретиков германской социал демократии и II Интернационала, центрист.Перу Каутского принадлежит ряд ценных работ в области политической экономии, истории, социологии и политики. Наиболее известны… …   1000 биографий

  • Каутский — (Каутская)  фамилия, известными носителями которой стали: Представители одной австро немецкой семьи: Каутская, Минна (1837 1912) австро чешская актриса, писательница, мать Карла Каутского. Каутский, Карл (1854 1938)  немецкий экономист …   Википедия

  • КАУТСКИЙ — (Kautsky) Карл (1854 1938) немецкий историк, экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков социал демократии и II Интернационала. С 1874 по 1879 учился в Венском университете. В 1874 К. примкнул к социалистическому движению, был… …   Новейший философский словарь

  • КАУТСКИЙ — (Kautsky) Карл (1854 1938), один из лидеров и теоретиков герм, социал демократич. движения и 2 го Интернационала. Рассматривая процессы обществ. развития, уделял внимание проблемам народонас. В ранних работах разделял мальтузианские воззрения.… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Каутский К. — Карл Каутский (нем. Karl Kautsky; 16 октября 1854, Прага 17 октября 1938, Амстердам) немецкий экономист, историк и публицист. Теоретик классического марксизма, редактор четвёртого тома «Капитала» К. Маркса. В 1875 г. Каутский опубликовал первую… …   Википедия

  • Каутский — I Каутский (Kautsky)         Бенедикт (1.11.1894, Штутгарт, 1.4.1960, Вена), один из лидеров и идеологов австрийской социал демократии. Сын К. Каутского (См. Каутский). В 1919 статс секретарь по иностранным делам, в 1921 секретарь рабочей палаты… …   Большая советская энциклопедия

  • КАУТСКИЙ — (Kautsky), Карл (16.Х.1854 17.X.1938) один из лидеров и теоретиков герм. с. д. и 2 го Интернационала, идеолог центризма, вначале марксист, затем ренегат марксизма и революц. рабочего движения. Род. в Праге в семье театральных работников. В юности …   Советская историческая энциклопедия

  • Каутский — I (Karl Kautsky) современный немецкий экономист, историк и публицист, род. в 1854 г. в Праге, по происхождению чех. В 1875 г. К. опубликовал первую свою более крупную работу Darwin und der Sozialismus (в лейпцигском Volksstaat ), a в 1880 г.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КАУТСКИЙ — (Kautsky) Карл (1854 1938) австр. соц. мыслитель и политич. деятель. Отождествлял материалистич. понимание истории в качестве философского принципа с конкретной соц. теорией об ва материализмом историческим (см.), который он считал единственно… …   Российская социологическая энциклопедия

  • КАУТСКИЙ — Карл  см.СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БИБЛИИ …   Библиологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «КАУТСКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»