КАРЛЕЙЛЬ

КАРЛЕЙЛЬ
КАРЛЕЙЛЬ
        Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан, Шотландия, — 5.2.1881, Лондон), англ. философ, писатель и историк. Мировоззрение К. сформировалось под влиянием Гёте, Фихте, Шеллинга и нем. романтиков. Противник франц. материализма и шотл. утилитаризма.
        В филос. романе «Сартор Резартус» (1833—34, рус. пер. 1902) в традиционном для романтизма мифологич. духе создал филос. картину мира, «одетого» в своеобразные символич. покрывала-эмблемы, скрывающие трансцендентную реальность природы и общества. Вслед за Фихте рассматривал пространство и время как иллюзию чувств. которая скрывает от человека божеств. строй мироздания. Философия, согласно К., призвана «разгадать» по символам-эмблемам присутствие панте-истич. духа в видимых формах воспринимаемого мира. Романтич. натурализму К. присущ космизм — стремление объединить микрокосм «являющейся» природы со вселенской природой и вечностью, тождественными духу. Субъективизм К. подчас приводил его к солипсизму. Спиритуалистич. философия К. использовалась представителями теософии.
        Пантеистич. символизм К. распространял на общество и культуру. Он резко критиковал англиканскую церковь и весь строй бурж. духовных ценностей. В философии истории К. выступил глашатаем «культа героев» — носителей божеств. предначертания и духовных творцов историч. процесса, возвышающихся над «средней» массой. Некоторые черты социологии К. дают основание сравнивать её с идеологией «сверхчеловека» Ницше. Развивая концепцию «родственных отношений» между земельными собственниками и низшими классами феод. общества, он идеализировал корпоративную структуру феодализма, выдавая его за социализм. Феод. социализм К. был подвергнут критике в «Манифесте Коммунистич. партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.
        Works..., v. 1—30, L., 1899—1923; в рус. пер. — Историч. и критич. опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906; Франц. революция, СПБ, 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории, СПБ, 1908».
        Энгельс Ф., Положение Англии. Т. К., «Прошлое и настоящее», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; Маркс К. и ЭнгельсФ., Т. К., «Совр. памфлеты. ,№ 1. Совр. эпоха. JM5 2. Образцовые тюрьмы», там же, т. 7; Я к о в е н-к о В. И., Т. К., его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1891; К а р е е в Н. И., Т. К. Его жизнь, его личность, его произв., его идеи, П., 1923; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в., М., 1959; Саймоне Д., К., пер. с англ., М., 1981; В a seh V.,{ Carlyle, l'horame et l'oeuvre, P., 19388; LaValley A. J., Carlyle and the idea of the modern, New Haven — L., 1968; Hood E. P., T. Carlyle. Philosophic thinker, theologian, historian and poet, N. Y., 1970; Campbell I., T. Carlyle, L., 1974.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

КАРЛЕЙЛЬ
(Carlyle)
Томас (род. 4 дек. 1795, Эклфехан, Шотландия – ум. 4 февр. 1881, Лондон) – англ, философ, моралист и историк, противник франц. материализма и шотл. утилитаризма. В центре его многочисленных произв., рассматривающих проблемы истории, находится понятие гениальной исторической личности, которая, возвышаясь над «средней массой», делает историю («On heroes and hero-worship», 1841; «Герои, почитание героев и героическое в истории», СПб., 1891). Некоторые черты социологии Карлейля дают основание сравнивать ее с идеологией «сверхчеловека» Ницше.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

КА́РЛЕЙЛЬ
(Carlyle), Томас (2 апр. 1795 – 5 февр. 1881) – англ. реакц. историк, публицист, философ, представитель т.н. феодального социализма. Род. в Шотландии. Учился в Эдинбургском ун-те. В 1834 переехал в Лондон, где занимался пропагандой нем. лит-ры и издал написанный в духе нем. классич. идеализма филос. роман "Сартор Резартус" ("Sartor Resartus", 1833–34, рус. пер. 1902, букв. "Заштопанный портной"). Под влиянием идей утопического социализма и чартизма К. обратился к социальным вопросам современности, к-рым посвящены памфлеты "Чартизм" ("Chartism", 1839) и др. В 1841 К. выступил с чтением лекций, изданных впоследствии отдельной книгой "Герои, культ героев и героическое в истории" ("On heroes, hero-worship and the heroic in history", 1840, рус. пер. 1891).
К. "принадлежит та заслуга, что он выступил в литературе против буржуазии в то время, когда ее представления, вкусы и идеи полностью подчинили себе всю официальную английскую литературу". Однако, хотя "выступления его носили иногда даже революционный характер", критика современности у К. была "тесно связана с на редкость антиисторическим апофеозом средневековья". Он восторгался прошлым, но "современность приводит его в отчаяние, а будущее страшит" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 268 и 269). Подвергая критике бурж. общество, К. видел единств, выход в создании класса "новой аристократии" из просвещенных и нравственных пром. магнатов, к-рые могли бы создать новую организацию труда с опекой сверху и добровольным подчинением снизу (см. "Прошлое и настоящее"– "Past and Present", 1843; рус. пер. 1906). Революция 1848, по словам Энгельса, "сделала из Карлейля законченного реакционера" (там же, т. 2, с. 513, прим.), что нашло отражение, в частности, в его последнем крупном труде "История Фридриха II" ("History of Friedrich II of Prussia", V. 1–13,1858–65).
На мировоззрение К. большое влияние оказали нем. философия (Фихте, Шеллинг) и нем. реакц. романтизм. Философия К. носила религ.-идеалистич. характер; но он был противником ходячих религ. представлений и офиц. церкви: "Весь его образ мыслей пантеистический, и притом немецко-пантеистический" (Энгельс Ф., там же, т. 1, с. 589). К. утверждал, что Вселенная – это "град божий" и что величественный на вид материальный мир в сущности есть видимое и осязаемое проявление божеств. силы. Согласно сформулированной им "философии одежды" (см. "Сартор Резартус"), весь мир, вся история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, эмблем, за к-рыми пребывает вечная божеств. сущность – единств, реальность. Объективно-идеалистич. установки переплетаются в воззрениях К. с идеями, близкими кантианству. Пространство и время К. рассматривал как "формы мысли", "глубочайшие из всех призрачных видимостей". Чтобы проникнуть в истинную сущность мира, нужен, по К., не разум, а "воображение" – надо уметь смотреть так, чтобы сделать одежду "прозрачной". Филос. идеализм и мистика сочетались у К. с субъективизмом и волюнтаризмом в социологии. Применив положения о творч. божеств. начале к истории, К. создал свой культ героев, "...как единственное спасение от чреватого безнадежностью настоящего, как новую религию" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 269). В героях К. видел творцов истории, т.к. они – представители и носители идеи "божественного", тогда как масса "убога во всех отношениях" и предоставленная самой себе должна пассивно повиноваться вождям. Никакого равенства, согласно К., не существует. Движение истории вперед всецело зависит от отд. личностей, одаренных необыкновенным талантом и посылаемых в мир провидением. Между массой и героем существует связь в виде культа, поклонения. Первоначально люди обожествляли героя, затем видели в нем пророка, в последующие эпохи – поэта, пастыря, писателя и, наконец, политич. вождя. Современная К. эпоха, по его мнению, – эпоха упадка, т.к. в ней нет героя и поэтому нет атмосферы, к-рая бы заряжала творческой духовной энергией.
Под флагом культа героев К. оправдывал в конечном счете угнетение и порабощение нар. масс и стремился теоретически защитить эксплуататорское общество от революции. Восхваляя "героев", К. старался выделить в их поступках элементы террора, деспотизма, жестокости. Напр., в деятельности Кромвеля он особо подчеркивал жестокое подавление им ирл. освободит. движения; в статьях 50–60-х гг. он восхвалял реакц. политику англ. пр-ва, его колониальную агрессию, расистский шовинизм. Его пропаганда "новых" методов силы позволяет совр. бурж. идеологам сближать К. с Ницше и ссылаться на него при оправдании культа "сверхчеловека".
Теория "героев и толпы" подверглась решит, критике марксизмом, исходящим из принципа, согласно к-рому главной, решающей силой обществ. развития являются трудящиеся массы, народ, что не герои творят историю, а история выдвигает героев.
Соч.: Works..., v. 1–30, L., 1896–1901; Letters. 1826– 1836, v. 1–2, L.–Ν. Υ., 1888; в рус. пер. – Французская революция, СПБ, 1907; Исторические и критические опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906.
Лит.: Энгельс Ф., Положение Англии. Томас Карлейль, "Прошлое и настоящее", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Томас Карлейль. "Современные памфлеты. No 1. Современная эпоха. No 2. Образцовые тюрьмы", там же, т. 7; История философии, т. 3. М., 1943; История философии, т. 2–3, М., 1957–59 (см. Именной указатель); Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии XIX века, [М. ], 1959; Яковенко В. И., Т. Карлейль, его жизнь и литературная деятельность, СПБ, 1891; Гензель П., Т. Карлейль, пер. с нем., СПБ, 1903; Дауге А. Г., Томас Карлейль, М., 1916; Кареев Н., Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи, П., 1923; Gаrnеtt R., Life of Thomas Carlyle, L., 1895; Frоude J. Α.; Thomas Carlyle, v. 1–2, L., 1897; Вasсh V., Carlyle, l'homme et l'oeuvre, 8 éd., P., [1938 ]; Yоung L. M., Th. Carlyle and the art of history, Phil.–L., 1939; Ballmer Α., Carlyle's Stellung zu Theorie und Praxis des modernen Kapitalismus, Basel, 1940 (Diss.); Lea F. Α., Carlyle, L., 1943.
Ε. Вейцман. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

КАРЛЕЙЛЬ
    КАРЛЕЙЛЬ (Carlyle) Томас (4 декабря 1795, Эклфехан, Дамфрис, Шотландия — 5 февраля 1881, Лондон) — британский философ, писатель, историк и публицист. Родился в семье каменщика. Воспитывался в духе сурового пуританизма, в уважении к чувству долга и поклонении труду С 5 лет учился в местной деревенской школе, начиная с 1805 — в “латинской школе” в Аннане. В 1809 поступил в Эдинбургский университет. Закончив подготовительный курс (предполагавший изучение языков, философии и математики), отказался от плана пройти курс богословия. В 1814 стал учителем математики в Аинане. Здесь Карлейль заинтересовался литературой, изучил немецкий язык. В 1816 подружился со знаменитым впоследствии проповедником Э. Ирвингом; возглавил школу для мальчиков в Кирккальди. С декабря 1819 жил в Эдинбурге, изучал право в университете, давал частные уроки. В 1818—20 сотрудничал в “Эдинбургской энциклопедии” Брюстера, в 1822 получил место домашнего учителя. Первые значительные публикации были посвящены немецкой литературе: в 1822 в “New Edinburgh Review” появилась статья Карлейля о “Фаусте” Гёте, в 1823—24 в “London Magazine” — цикл статей “Жизнь Шиллера” (отд. изд. 1825). В 1818—21 пережил духовный кризис, который объяснял тем, что дух исследования, движимый любовью к истине, внушил ему знание, противоречащее вере детства. Карлейль характеризовал свое состояние как потерю надежды и веры, которая есть все в жизни человека. Вся вселенная, в т. ч. собственное “я”, казалась ему механизмом, не знающим свободы. Карлейль мучился из-за своей слабости, которая, как он понимал, могла быть преодолена только действием, действие же требовало осознания своей силы, способности противостоять необходимости мертвой природы. В июне 1821 Карлейль пережил духовное возрождение, преодолев “кошмар неверия”, избавившись от страха и приобретя презрение к злу. В 1820-х гг. активно занимался немецкой философией и поэзией, увлекался Гете, Шиллером, Новалисом, Фр. Шлегелем, Фихте и Шеллингом. Видел свою миссию в пропаганде немецкой культуры. Мировоззрение Карлейля складывалось в эпоху господства в духовной жизни Англии ассоцианистской психологии, утилитаризма в этике и индивидуалистической политической экономии. Такого рода философию Карлейль называл “механической философией прибыли и убытка”. Карлейль отвергал системы в философии, ему были близки мистицизм, романтизм, субъективизм и активизм в мировосприятии. В 1820-х гг. признавал логическую безукоризненность “Системы природы” Гольбаха, полагал, что мир есть бесчувственный механизм, враждебный человеческому “я” как источнику и носителю свободы, восстающему против мира. Признавая верным матери
    алистический взгляд на мир, Карлейль понимал, что он основывается на тезисе о реальности материи во времени и пространстве. Познакомившись через Новалиса и Фр. Шлегеля с учением Канта о феноменальности пространства и времени, Карлейль изменил свои взгляды на мир природы. Однако, в отличие от Канта, он убежден в субстанциальности души как источника силы и творчества. Внутренняя сила души проявляется в духовном и телесном существовании человека, весь же материальный мир Карлейль рассматривает теперь как форму проявления высшей внутренней силы — Бога, обожествляет материю как одеяние Бога. Вечность Бога проявляется в вечности прошлого и вечности будущего, встреча которых составляет настоящее. Вся история для Карлейля представляет непрерывное откровение, и каждый человек, который ищет Бога и проповедует о нем другим, — пророк. И природа, и история, полагает Карлейль, заслуживают благоговейного отношения и “вечного Да”.
    17 октября 1826 Карлейль женится на Джейн Уэлыи, до 1828 живет в Эдинбурге. Публикации 1820-х гг. посвящены в основном немецкой литературе: в 1823 вышел его перевод “Вильгельма Мейстера” (Карлейль послал его Гете, завязалась переписка, становившаяся все более содержательной; впоследствии была издана; “Жизнь Шиллера” Карлейля вышла на немецком языке с предисловием Гёте), в 1827 — статья о немецкой литературе, в 1828 — статьи о Гёте, Гейне и Вернее, в 1829 — очерки о Вольтере, Новалисе и статья “Признаки времени”, в 1830 — статья об истории, в 1832 — три статьи о Гете, в 1833 — три статьи об истории, роман “Sartor Resartus”. В 1828—34 из-за финансовых трудностей жил в имении Крегенпатток, где работал над “Sartor Resartus”. В 1831, находясь в Лондоне в связи с хлопотами вокруг издания романа, Карлейль знакомится с Дж. С. Миллем. В 1833 знакомится с Р. У. Эмерсоном, американским философом, испытавшим влияние Карлейля; благодаря Эмерсону книга “Sartor Resartus” вышла отдельным изданием в Америке (1836, в Англии — 1838). В 1833—34 роман был опубликовал в “Eraser's Magazine”.
    Роман “Sartor Resartus. Жизнь и мысли герра Тейфельсдрека” — сложное литературное произведение, изобилующее символами и аллегориями. В образе главного героя, написавшего труд “Одежда, ее происхождение и философия”, Карлейль прослеживает развитие человеческой души к свободе. В главах “Вечное Нет”, “Средоточие равнодушия” и “Вечное Да” изображает собственный духовный опыт годов кризиса. Карлейль утверждает, что Бог и собственная душа являются единственной опорой человека. Все существующее родственно нашему духовному существу и, как и оно, исходит от Бога. Поэтому человек должен любить все творение. В романе изложены мысли Карлейля о мире, о вечности и времени, о природе, человеке и разуме, об обществе, религии. Церкви, символах, идеалах, бессмертии, прошлом и будущем и пр. Философия “одежды” оборачивается настоящим миросозерцанием. Пространство, время и все находящееся в них суть только символы Бога, за которыми надо видеть самое Божество. Но мир, платье Бога, не является мертвым, оно — его живое одеяние, и все происходящее в мире символизирует вечную деятельность Бога. Дух каждого века сгорает в пожирающем его пламени, но вместо конца вещей возрождается феникс. За дымом мы видим Божество. Поэтому отношение человека к миру не может быть чисто созерцательным, он должен способствовать рождению нового феникса. В конце книги Карлейль сатирически рисует современное общество, утратившее свою внутреннюю сущность, выродившись в символы, причем как со стороны правящих классов, так и со стороны пролетариата.
    Начиная с 1834 Карлейль живет в Лондоне. Здесь он работает над “Историей Французской революции” (опубл. 1837). В 1835 знакомится с Д. Стерлингом, который в 1839 написал очерк о мировоззрении Карлейля — лучшее, по мнению Карлейля, из всего написанного о нем (опубл. в приложении к рус. изд. “Sartor Resartus”). Стерлинг подчеркивает в мировоззрении Карлейля требование благоговейного отношения к миру и человеку, отношения к ним как к чуду; утверждение, что наивысшая форма отношения человека к миру — религия, в основе которой лежит чувство божественного; это последнее — само высочайшая форма божественного в человеческом существовании. Карлейль высоко ценит также поэзию. Главнейшая задача человека — не столько познание, сколько работа, творчество, которые вознаграждают благородные усилия. Сквозь запутанность прошлого и настоящего надо уметь рассмотреть основания человеческих действий. Благоговейное наблюдение, однако, приведет человека в ужас от зла, неправды, слабости, ошибок. Нравственной поддержкой человека в такой ситуации должны служить труд, мужество, простота и правдивость.
    После публикации “Sartor Resartus” Карлейль постепенно теряет интерес к литературе, которую и раньше не рассматривал как цель в себе, видя в ней способ постижения мира и человека. Мировоззрение Карлейля развивается в направлении философии истории. В работах “Признаки времени” (1829) и “Характеристика нашего времени” выразилась его критическая позиция по отношению к общественным учреждениям, современной ему общественной философии; Карлейль считает современное общество больным, утверждает, что люди слишком озабочены своим “я”, слишком носятся со своими проблемами; наиболее же серьезная болезнь общества — чрезмерное богатство одних и нищета других. Нынешняя ситуация хуже прежней из-за отсутствия веры и идеалов. Люди ничего не делают интуитивно, из глубины своей сущности, все руководствуются затверженными рецептами. Они утратили веру в себя, в действенность собственных усилий, заботятся не о внутреннем усовершенствовании, а о внешнем приспособлении, гонятся за внешними преобразованиями. Между тем реформы преждевременны без самосовершенствования, без достижения свободы не в одном только политическом смысле. В очерке “Чартизм”, имевшем огромный общественный резонанс, Карлейль не выступает с партийных позиций, он рассматривает чартизм как симптом общественной жизни, глубоко коренящийся в недовольстве рабочих своим положением. Исследуя общие причины чартизма, Карлейль подробно останавливается на различных сторонах общественной жизни тогдашней Англии, полемизирует с современными экономистами, не принимая тезиса о временном характере бедствий трудящихся, который якобы исчезнет сам собой, не соглашается с принципом полного невмешательства государства в экономическую жизнь. В 1843 в книге “Прошлое и настоящее”, отталкиваясь от одной средневековой хроники, Карлейль сравнивает современную ситуацию с прошлым; он утверждает, что прежние крепкие узы между людьми сменились связью в форме денежного договора, а нынешняя формальная свобода людей лишь ухудшила ситуацию, поскольку полностью сняла ответственность за их положение с господ. По Карлейлю, надлежащим образом управлять обществом может только сильный человек, гений. В “Памфлетах последнего дня” (1850) Карлейль критикует современность еще более резко, рассуждая о рабстве, о правительственных учреждениях, парламенте, образцовых тюрьмах (где жизнь заключенных лучше жизни рабочих), двойной морали (англичане исповедуют две религии: по воскресеньям христианство, в будни — политическую экономию) и пр. В своей публицистике Карлейль выступает с позиций морали, совести и долга, пессимистически оценивая современное положение общества.
    В 1837—40 Карлейль неоднократно выступал в Лондоне с публичными лекциями. Последний курс был опубликован под названием “О героях, культе героев и героическом в истории” (1840). По Карлейлю, всемирная история есть история, биография великих людей: образователей, покровителей, творцов. Все существующие в мире вещи — воплощение их мыслей и стремлений. Великие люди — пророки, поэты, проповедники, писатели, правители. Вопреки господствовавшим тогда тенденциям Карлейль видит в великих людях чудо, нечто сверхъестественное, пророков, через которых происходит непрерывное откровение Бога. Их души открыты для божественного содержания жизни, их качества — искренность, самобытность, чувство действительности. В 1845 Карлейль публикует “Письма и речи Оливера Кромвеля”, в 1851 — биографию Д. Стерлинга. Последний крупный труд Карлейля — “Жизнь Фридриха Великого” (т. 1—5,1858—65). В ходе работы над книгой Карлейль дважды посетил Германию (1852,1858). Во время франко-прусской войны Карлейль выступал с публикациями в “Times” на стороне Германии, за что Бисмарк наградил его орденом “За заслуги”. Карлейль оказывал огромное нравственное и литературное (в частности, на Диккенса, Рёскина и др.) влияние на современников, отстаивая в век революций и перемен моральные ценности.
    Соч.: Woris, v. 1-30. L, 1899—1923; в рус. пер.: Новалис. М., 1901; Sartor Resartus. Жизнь и мысли герра Тейфельсдрека, кн. 1—3. M., 1902; Этика жизни. Трудиться и не унывать! СПб., 1906; Теперь и прежде. М., 1906; Памфлеты последнего дня. СПб., 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб., 1908; Исторические и критические опыты. М-, 1978; Французская революция. История. М., 1991.
    Лит.: Яковенко В. И. Т. Карлейль, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1891; ГензельП. Т. Карлейль. СПб., 1903; Кареев Н. И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. Пг., 1923; СаймонсД. Карлейль. М., 1981; Fraude J. A. Thomas Carlyle: A History of the First Forty Years of Life, 1795-1835. L., 1882; Idem. Thomas Carlyle: A History of His Life in London, 1834-81. L., 1884; Hood E. P. T. Carlyle. Philosophic Thinker, Theologian, Historian and Poet. N. Y, 1970; Campbell l. T. Carlyle. L., 1974.
    И. В. Борисова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "КАРЛЕЙЛЬ" в других словарях:

  • Карлейль — Карлейль, Томас Томас Карлейль (англ. Thomas Carlyle, 1795 1881)  британский (шотландский) писатель, историк и философ …   Википедия

  • Карлейль — Томас (правильнее Карлайль) (Thomas Carlyle, 1795 1881) английский критик, романист, философ, историк и публицист. В 20 х гг. XIX в., когда Карлейль вступил в лит ру, промышленный переворот в основном был закончен, крупная буржуазия закладывала… …   Литературная энциклопедия

  • Карлейль — Карлейль, Томас (1795 1881) английский историк, критик и публицист. Начал свою литературную деятельность с восторженных статей о классической поэзии и идеалистической философии немцев. На историю Карлейль смотрел как на продукт творчества великих …   1000 биографий

  • Карлейль Т. — Томас Карлейль (англ. Thomas Carlyle, 1795 1881)  британский (шотландский) писатель, историк и философ. Содержание 1 Начало деятельности …   Википедия

  • КАРЛЕЙЛЬ — 1 . Карлайл (Carlisle), Джордж Уильям Фредерик Хоуард (18.IV.1802 4.XII.1864), лорд, англ. политич. деятель. В 1826 стал членом парламента от вигов. Выступал в поддержку билля о парламентской реформе (1831 32). В 1835 41 секретарь по делам… …   Советская историческая энциклопедия

  • Карлейль (Charles Howard, Earl of Carlisle) — английский дипломат, посланный в 1663 г. в Москву для ходатайства о возобновлении торговых привилегий англичан. Дошедшее до нас описание путешествия этого посольства принадлежит к числу наиболее интересных иностранных сочинений о России того… …   Биографический словарь

  • Карлейль Томас — (Carlyle) Карлейль, Карлайл Томас (Carlyle, Thomas) (1795 1881) Английский писатель, публицист, историк, философ. Родился 4 декабря 1795, Эклфехан. 1814 окончил университет в Эдинбурге. Умер 5 февраля 1881 в Лондоне. Автор концепции культа героев …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КАРЛЕЙЛЬ (Carlisle) Джордж Уильям — КАРЛЕЙЛЬ (Карлайл) (Carlisle) Джордж Уильям (1802 64) граф, английский секретарь по делам Ирландии в 1835 41, виг. Первым среди вигских аристократов поддержал требование фритредеров об отмене хлебных законов …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАРЛЕЙЛЬ (Carlyle) Томас — (1795 1881) английский публицист, историк и философ. Выдвинул концепцию культа героев , единственных творцов истории …   Большой Энциклопедический словарь

  • Карлейль Джордж Уильям Фредерик Хоуард — Карлейль, Карлайл (Carlisle) Джордж Уильям Фредерик Хоуард (Howard) (18.4.1802, Лондон, ‒ 5.12.1864, там же), граф, политический деятель Великобритании, виг. Был активным сторонником парламентской реформы 1832. В 1835‒41 секретарь по делам… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»