- ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
- ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
-
(лат. intelligibilis, intelle-giiiilis -· умопостигаемый, познаваемый, мыслимый; греч. ), филос. термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и не доступный чувств. познанию. Обычно противопоставляется термину «сенси-бильный» (обозначающему чувственно постигаемый объект). В платонизме И. понимается как мир идей, бестелесных сущностей, усматриваемых умом. Ср.-век. схоластика различает эссенциальное И., познаваемое непосредственно умом, и акцидентальное И., познаваемое умом через различные проявления и качества (напр., ум познаёт душу благодаря постижению её актов). Кант рассматривал П. как то, что дано рассудку или разуму, но не дано чувству. Пример И. (или ноумена) в философии Канта — «вещь в себе»: она может мыслиться, но не может познаваться (т. к., по Канту, познанию доступны только явления). В сфере практического разума И. служит основанием для морального действия, гл. условие которого — свобода — дана только как умопостигаемое. В марксистско-ленинской философии термин «И.» не употребляется.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
-
(лат. intelligibilis – постигаемый, мыслимый)доступный пониманию лишь с помощью интеллекта, или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по Канту, то, что дано разуму, рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет, думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты, у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (Кант, Критика чистого разума; см. также«Пролегомены»). См. Трансинтеллигибельный.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.