- ИЕРОНИМ
- ИЕРОНИМ
-
ИЕРОНИМ Блаженный, в миру Евсевий Иероним Софроний (род. ок. 340, Стридон, Далмация – ум. 30 сент. 420) – один из наиболее выдающихся учителей западной церкви. Принял крещение в Риме. Сделал частичную обработку прежнего лат. перевода Библии, который был официально принят в рим.-католич. церкви. Написал целый ряд толкований по Ветхому и Новому завету. Кроме того, Иеронимом написаны полемические соч.: вместе с патриархом александрийским Феофилом и епископом саламинским Эпифанием обличал приверженцев Оригена и вел спор с Иовинианом, добивался осуждения Пелагия (см. ПЕЛАГИНИЗМ). Соч. его на рус. яз. изданы э 5 тт. в 1863.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ИЕРОНИМ
-
Евсевий Софроний И е р о н и м (Eusebius Sophronius Heironymus) [(p. ок. 340 – ум. 30 сент. 419 (или 420)], – церковный писатель, родом из Стридона (Далмация). Учился в Риме; вторую половину жизни провел на Востоке (Египет, Константинополь, Сирия и Палестина), что позволило ему овладеть греч. и евр. яз. Лат. перевод Иеронимом Библии, известный под названием "Вульгаты", был признан католич. церковью за единственно правильный. И. воздерживался от аллегорического толкования Библии и уделил много места пояснениям исторического характера. Нôа основе "Церковной истории" Евсевия И. составил соч. "О знаменитых мужах..." ("De viris illustribus..."), в к-ром наряду с церк. писателями упоминал также Сенеку, Филона и Иосифа Флавия. В лит. деятельности И. обнаруживается глубокий конфликт между клаcсич. ("языческими") и христ. тенденциями. Ярким выражением этого конфликта является рассказ И. о своем сновидении, когда он слышал упрекающий его голос: "ты цицеронианец, не христианин", в ответ на что И. отвечал (невыполненным им) обещанием отречься от чтения "светских" книг (Письма, 22,30). Хотя сам И. нередко высказывался о философии как об "источнике ересей", противопоставляя ей "христианскую простоту", в его соч. заметно значит. влияние философии Цицерона. Многочисл. письма И. являются яркими историч. документами, содержащими данные о быте и нравах в 4 в. н.э.Соч.: Opera omnia, в: Patrologiae cursus compl., ser. latina... accur. J. P. Migne, t. 22–30, P., 1865–66.Лит.: Диесперов Α., Блаженный Иероним и его век, М., 1916; Grützmacher G. von, Hieronymus, Bd 1–3, Lpz.–В., 1901–08; Cavallera F., St. Jérôme, sa vie et son oeuvre, [v. 1–2], Louvain, 1922; Hagendahl H., Latin fathers and the classics. A study on the apologists, Jerome and other christian writers, Göteborg, 1958.В. Зубов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ИЕРОНИМ
-
ИЕРОНИМ (Hieronimus) Стридонский, Евсевий Софроний (ок. 347, Стридон, Далмация — ок. 420, Вифлеем) — латинский христианский писатель, один из наиболее почитаемых в западной христианской традиции отцов Церкви. Был учеником грамматика Э. Доната и христианского философа-неоплатоника и богослова Мария Викторина. Через всю жизнь Иероним пронес конфликт между своей увлеченностью языческой литературой и стремлением к христианскому благочестию и аскезе. Будучи одним из наиболее эрудированных западных богословов, он предпринял грандиозный труд по переводу Библии на латинский язык (Новый Завет был переведен им с греческого, а Ветхий Завет — с еврейского языка). Этот перевод, получивший название Вульгаты (Vulgata), стал общепризнанным и был канонизирован Католической церковью в 16 в. на Тридентском соборе. Иерониму принадлежат: комментарии на многие ветхозаветные книги, на Евангелие от Матфея и некоторые послания апостола Павла, где он Отвергает аллегорический метод толкования; ряд полемических произведений, направленных против гностиков, оригенистов, пелагиан и др.; исторические сочинения — “О знаменитых мужах” (135 кратких биографий христианских писателей), дополненный перевод “Хроники” Евсевия, жизнеописания отцов-пустынников и др. Переписка Иеронима — замечательный образец латинской словесности и ценнейший источник по культурной и религиозной жизни 4—5 вв.Соч.: MPL, t. 22-30; Apologie contre Rufm, éd. P. Lardet. P., 1983 (Sources Chrétiennes, t. 303); Commentaire sur S. Matthieu, éd. E. Bonnard. P., 1977—79, t. 1—2 (Sources Chrétiennes, t. 242, 259); Commentaire sur Jonas, éd. O.-M. Duval. P., 1985 (Sources Chrétiennes, t. 323); Lettres, éd. J. Labourt, 1.1—8. P., 1949—63 (Collection Bude); Biblea sacra iuxta Vulgatam versionem, rec. R. \\eber. Stuttg., 1969; в рус. пер.: Творения. Киев, 1879—1901, ч. 1—17; Четыре книги толкований на Евангелия от Матфея. М., б. г.; О сохранении девственности. СПб., 1997.Лит.: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 1916; Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 78—85; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М., 1979, с. 176—178; Cavallera F. St. Jérôme, sa vie et son oeuvre. P. — Louvaine, 1922, v. 1—2; Penna A. S. Gerolamo. Turino — Roma, 1949; Eiswirth R. Hieronymus Stellung zur Literatur und Kunst. Wiesbaden, 1955; Wiesen D. S. St. Jerome as a Satirist: A Study in Christian Latin Thought and Letters. Ithaca — N. Y, 1964; Testard M. Saint Jerome, l'apôtre savant et pauvre du patriciat romain. P., 1969, Kelley J.N.D. Jerome: His Life, his writing and Controversies. L., 1975.Я. В. Шабуров
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.