- ЗИГВАРТ
- ЗИГВАРТ
-
(Sigwart)Христоф (род. i8 марта 1830, Тюбинген – ум. 5 авг. 1904, там же) – нем. философ, профессор, приобрел большую известность благодаря своей превосходной книге «Логика» (в 2 тт., 1873-1878; рус. пер. 1908-1909), удостоенной премии императора Петра Великого. Согласно Зигварту, логика основывается на психологии и является (формальным) учением об искусстве мышления, которое должно устанавливать критерии истинного мышления и вести к всеобще значимым и определенным 'положениям, не вдаваясь, однако, в содержание мышления. В то же время она является и формой мыслительной этики. В своей «Vorfragen der Ethik» (1886) он выступил против формалистического характера кантовской этики и отстаивал этику материальную, признающую наивысшей ценностью общезначимую культуру человечества.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ЗИГВАРТ
-
(Sigwart), Христоф (1830–1904) – нем. логик, по своим филос. воззрениям близкий к баденской школе неокантианства. Проф. философии в Тюбингене (1865–1903). З. испытал (особенно в первый период своей деятельности) влияние ряда нем. философов – Ф. Баура, Ф. Шлейермахера, Э. Целлера. Первые работы З. посвящены истории философии (Бэкону, Спинозе) и истории естеств. наук. Осн. произведение З. "Логика" ("Logik", Bd 1–2, 1873–78, рус. пер., т. 1–2, 1908–1909) представляет собой не только изложение логич. учения, но и попытку нового обоснования метафизики. Исследование логики, по мнению З., должно выяснить общие принципы познания, вывести критерии истинного мышления и разработать нормы суждения, в результате чего станет возможным решение метафизич. проблем. Согласно З., логика является нормативной дисциплиной, устанавливающей правила, к-рые руководят мышлением в поисках истины. Не удовлетворяясь традиц. пониманием логики и отвергая гегелевскую логич. концепцию, З. стремился обосновать логику на фактах реального мышления. Он примыкает к идущему от Дж. С. Милля направлению психологизма в логике. Специфич. особенностью психологизма З. является телеологизм. В логич. системе З. понятию цели принадлежит решающая роль (с его помощью определяются все осн. понятия логики, в т.ч. и понятие истины). Все категории логики (суждение, понятие, законы тождества и противоречия и т. д.) З. рассматривает, с одной стороны, как реальные процессы мышления или их закономерности, с др. стороны, – как не выводимые из эмпирич. материала логич. отношения и законы. Смешение логич. и психология, моментов обусловило эклектичность логич. системы З., ее неспособность дать адекватное объяснение логическому.Предпринятая З. попытка психологич. обоснования логики была подвергнута критике со стороны Фреге, Гуссерля и др. З. не смог решить и др. задачу, к-рую он ставил перед своей "Логикой", – построить методологию науч. знания. Изложенное им логич. учение фактически не выходит за рамки аристотелевской логики и в силу этого не только не решает, но даже, по существу, и не затрагивает специфич. проблем методологии науч. исследования.Соч.: Spinoza's neuentdeckter Tractat von Gott, dem Mensehen und dessen Glückseligkeit, Gotha, 1886; Die Impersonalien..., Freiburg in Breisgau, 1888; Kleine Schriften, Bd 1–2, 2 Aufl., Freiburg in Breisgau – Tübingen., 1889; Vorfragen der Ethik, 2 Aufl., Tübingen, 1907; в рус. пер.: О моральных основах науки, "Вестн. воспитания", 1904, No 9; Борьба против телеологии, СПБ, 1907.Лит.: Гуссерль Э., Логические исследования, пер. с нем., ч. 1, СПБ, 1909; Вокач Н., Зигварт и проблема логики, "Вопр. философии и психологии", 1911, кн. 109, с. 449–71, кн. 110, с. 681–724; Попов П. С, История логики нового времени, М., 1960, с. 241–44; Philosophische Abhandlungen. Christoph Sigwart zu seinem 70. Geburtstage, Tübingen, 1900.В. Садовский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.