- ДИОН ХРИСОСТОМ
- ДИОН ХРИСОСТОМ
-
(«Златоуст»)из Пpузы в Битинии (ок. 40 – 120) – древнегреч. киник; вначале был оратором. Изгнанный Домицианом Проповедником (рим. император из рода Флавиев), выступил против выродившейся цивилизации Рим. империи, проповедовал возврат к природе, к деревенской жизни и предлагал социальные реформы для преодоления нищеты городского населения.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ДИОН ХРИСОСТОМ
-
ДИОН ХРИСОСТОМ (Δίων ό Χρυσόστομος, “Златоуст”) из Прусы (ок. 40—после 112)—греческий ритор и философ, разделявший идеи кинизма и стоицизма. Будучи уже известен, Дион по прибытии в Рим познакомился со стоиком Музонием Руфом и стал его приверженцем; до этого он философию изобличал (ср. названия его речей “Против философов” и “Против Музония Руфа”—не сохранились). После того, как в 85 Дион был изгнан из Рима Домицианом и стал вести скитальческую и материально стесненную жизнь, ему стали близки идеи киников. От этого периода, продолжавшегося 14 лет, сохранились речи, представляющие интерес как источник по истории древнего и эллинистического кинизма. В них изображается жизнь и учение Диогена Синайского (or. 6, 8, 9, 10), социальнонравственный идеал киников•, моральное воспитание и просвещение, отказ от ложных ценностей цивилизации с ее погоней за наживой и удовольствиями и возврат к необходимому для жизни минимуму “природы” (см. речи “Эвбейская”, 12 и “Борисфенитская”, 36). В речах “О рабстве и свободе” (or. 14—15) Дион выступал против всякой формы порабощения человека человеком. Всего сохранилось 80 речей Диона. В 96 (после смерти Домициана) он вернулся в Рим и, сблизившись с императорами Нервой и Траяном, сменил антимонархические настроения периода изшания на лояльное отношение к монархии. Посвятил Траяну четыре речи “О царской власти”.Соч.: Dionis Pmsaensis quern vocant Chrysostomuro quae extant omnia, ed. J. von Arnim, vol. 1—2. В., 1896; в рус. пер.: Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 270—296 (“Диоген, или О тирании”, “Диоген, или О доблести”, “О состязаниях”. “Диоген, или О слугах”); Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества, пер. Н. Брагинской, М. Грабарь-Пассек; Троянская речь, пер. Н. Брагинской.—В сб.: Ораторы Греции. М., 1985, с. 283-336.М. А. Солопова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.