ВОЙТЫЛА

ВОЙТЫЛА
ВОЙТЫЛА
(Wojtyla) Кароль (р. 1920) — пол. философ. Ксендз с 1946, епископ с 1958, архиепископ Краковский с 1967, кардинал с 1967. В 1978 избран Папой, принял имя Иоанн Павел II. Изучал полонистику и теологию в Кракове (1938—1946), затем философию и теологию в Риме (1946—1948), проф. Католического ун-та г. Люблина в 1956—1978.
Филос. воззрения В. концентрируются вокруг этики, моральной философии и филос. антропологии; центральные вопросы, над которыми он размышляет: чем является человек и каковы его обязанности? Эти вопросы решаются В. с т.зр. христианской религии, прежде всего католицизма. Вместе с тем В. стремится достичь определенного синтеза теологии и философии. Наряду с католической философией и теологией, важную роль в таком синтезе играет феноменологическое влияние, особенно со стороны М. Шелера. В 1959 В. опубликовал книгу, посвященную возможности построения христианской этики в духе системы Шелера. Согласно В., этика Шелера слишком бедна содержанием, чтобы служить единственной основой для христианской этики. Однако можно в интересах христианства адаптировать концепцию морального опыта Шелера и персоналистические идеи, достаточно отчетливо выраженные у этого философа. Персонализм, объединяющий, с одной стороны, мотивы Шелера, а с другой — традицию Аристотеля и Фомы Аквинского, стал главной основой воззрений В. С персоналистической т.зр. В. рассматривает человека как существо, проявляющее себя в действиях. Действие является выходом за пределы самого себя, собственного одиночества, и благодаря этому — открытостью миру и др. людям. Именно в действии человек познает самого себя в качестве морального субъекта, и этот опыт ведет к моральным ценностям, укорененным в человеческой воле. Невозможно поэтому разрабатывать этику, не обращаясь к психологии и филос. антропологии. Долг человека — самосовершенствование посредством добрых дел, последние же проистекают из устроения жизни в согласии с принципами, сформулированными Фомой Аквинским. Однако В. несколько иначе расставляет акценты, чем Аквинат. На первый план выдвигаются вопросы ответственности, свободы и любви как выражений человечности. Не все томисты признали взгляды В. соответствующими духу св. Фомы. После избрания Папой В. вынужден был в силу обстоятельств закончить свою академическую деятельность. Однако энциклики, обращения и др. документы, автором которых является Иоанн Павел II, несут на себе отражение его философии. Он высказывается за экуменизм, за уважение достоинства как верующих, так и неверующих, а в социальных проповедях, решительно критикуя любые проявления тоталитаризма, подчеркивает также теневые стороны и недостатки либерализма. В изданной в 1998 энциклике «Fides et Ratio» рассматривает традиционную проблему соотношения веры и разума, подчеркивая автономию веры относительно религиозного авторитета.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ВОЙТЫЛА
    ВОЙТЫЛА (Wojtyia) Кароль (18 мая 1920, Вадовице, Польша), с 16 октября 1978—Римский папа Иоанн Павел II. С 1938 изучая философию и польскую филологию в Ягеллонском университете (Краков). До 1945 работал на химическом предприятии “Солвей” близ Кракова, затем в каменоломне, одновременно учился (с 1942) в духовной семинарии, нелегально действовавшей во время немецкой оккупации. В 1946 принял сан священника, в 1948 окончил университет “Ангеликум” в Риме. До сер. 1950-х гг. преподавал в семинариях и на теологическом факультете Ягеллонского университета; с 1954—доцент, заведующий кафедрой этики Католического университета в Люблине (Польша). В 1958 защитил докторскую диссертацию “Оценка возможности создания христианской этики на основе системы Макса Шелера”. С 1958—епископ, затем архиепископ (1964), кардинал (1967), митрополит Краковский. Автор книг “Любовь и ответственность” (1960), “Личность и поступок” (1969), “Личность и любовь” (1991), “Проблема субъекта морали” (1991) и около 800 философскотеологических статей.
    В области философии Войтыла с нач. 1950-х гг. выступает против односторонней ориентации католицизма на неотомизм, поскольку тот ограничивается изучением человека лишь “извне”. Для познания человека “изнутри” Войтыла стремится дополнить неотомистскую “философию бытия” феноменологическим описанием, экзистенциалистским опытом, отдельными положениями неопозитивизма и лингвистической философии. В 1950—60-х гг. Войтыла подвергался критике со стороны ортодоксальных неотомистов за симпатии к “философии сознания” (Э. Гуссерля, Р. Ингардена, М. Шелера и др.). В разработке теории личности Войтыла исходил из анализа суждения “Я действую”: с его помощью человек познает самого себя и через это — “другого”; только личный опыт в состоянии зафиксировать не только действительность самого субъекта, но и действительность, существующую вне его. Приступая к изучению личности и мира, необходимо вначале исследовать субъективный мир человека, а затем воспринимаемый им окружающий мир. Отправной точкой при этом должно служить исследование активности личности, которое всегда начинается с изучения самопроизвольного акта действия. “Я— причина, я вызываю существование указанной действительности, движения, а также вызываю тот или иной результат. Я являюсь причиной того, что мой динамизм обусловливает какое-то существование, которого до сих пор не было” (Osoba i czyn, s. 69). Войтыла выступает за умеренное восприятие католицизмом протестантского “теологического эвристического метода”, при котором священные, религиозные ценности “отыскивались” бы в самой действительности—трансцендентного и одновременно имманентного Бога необходимо искать и в мире, и в самом человеке.
    В своих философско-теологических работах, а с 1978—в социальных энцикликах Иоанн Павел II анализирует многочисленные проблемы, порожденные современной цивилизацией. Общественное развитие понтифик истолковывает преимущественно как развитие регрессивное. Основными “знамениями нашего времени” он объявляет ситуацию, при которой современный человек, создавший совершенные орудия труда, овладевший сложным производством, в итоге оказывается беспомощным перед ними, подчиненным им. Причина, утверждает он, кроется прежде всего в нарушении равновесия в семье, в конфликтах между поколениями, в новом укладе отношений между мужчиной и женщиной и лишь затем—в сфере социально-политических и экономических отношений. Церковь в энцикликах Иоанна Павла II предстает как институт, не связанный ни с каким общественным строем; она должна выполнить миссию освобождения мира от социальных, политических и экономических конфликтов несоциальными, неполитическими и неэкономическими методами. Согласно понтифику, политика церкви заключается в ее аполитичности, политика церкви есть форма духовного пастырства в мире, служение людям с помощью Евангелия. Наибольшей ревизии Иоанн Павел II подверг католическую концепцию войны и мира. Вместо учения Фомы Аквинского о “священной” войне как средстве восстановления справедливости и положений пастырской конституции <0 церкви в современном мире” II Ватиканского собора (1962—65) о праве народов на самозащиту с сер. 1980-х гг. Иоанн Павел И фактически отстаивает идеи абсолютного пацифизма. Он отмечает неправомерность деления войн на справедливые и несправедливые, объявляя всякую войну греховной. В предлагаемой им концепции оздоровления мира центральной выступает идея создания “цивилизации любви” — общемирового сообщества, функционирующего на основе принципов христианской любви и всеобщей солидарности индивидов и народов.
    Соч.: Войтыла К. Основания этики.—“ВФ”, 1991, № 1, с. 29—59; Иоанн Павел II. Единство в многообразии: Размышления о Востоке и Западе. Милан—М., 1993; Mitose i odpowiedzianosc.— “Studium etyszne”. Krakow, 1962; Osoba i szyn. Krakow, 1969; Wykiady lubelskie. Lublin, 1986; Osoba a miiosc. Lublin, 1991; Zagadnienie podmiotu moralnosci. Lublin, 1991.
    Лит.: Филиппов Б. А. Иоанн Павел II.—“Вопросы истории”, 1993, №3.
    Φ. Γ. Овсиенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ВОЙТЫЛА" в других словарях:

  • Войтыла Кароль — Иоанн Павел II Ioannes Paulus PP. II 264 й папа римский …   Википедия

  • Войтыла, Кароль — Иоанн Павел II Ioannes Paulus PP. II 264 й папа римский …   Википедия

  • Войтыла Кароль Юзеф — Иоанн Павел II Ioannes Paulus PP. II 264 й папа римский …   Википедия

  • Войтыла, Кароль Юзеф — Иоанн Павел II Ioannes Paulus PP. II 264 й папа римский …   Википедия

  • ВОЙТЫЛА — Кароль см. Иоанн Павел II …   Православная энциклопедия

  • Карол Войтыла — Иоанн Павел II Ioannes Paulus PP. II 264 й папа римский …   Википедия

  • Кароль Войтыла — Иоанн Павел II Ioannes Paulus PP. II 264 й папа римский …   Википедия

  • Кароль Юзеф Войтыла — Иоанн Павел II Ioannes Paulus PP. II 264 й папа римский …   Википедия

  • Иоанн Павел II (Кароль Йозеф Войтыла) — Кароль Йозеф Войтыла родился 18 мая 1920 г. в маленьком местечке Вадовицы на юге Польши. Отец его был кадровым военным, а позже железнодорожным служащим, мать умерла, когда Каролю было девять лет. В 1938 г., окончив классическую гимназию в городе …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ИОАНН ПАВЕЛ II — К. Войтыла с родителями. Фотография. Нач. 20 х гг. XX в. К. Войтыла с родителями. Фотография. Нач. 20 х гг. XX в. (18.05.1920, Вадовице, близ Кракова, Польша 2.04.2005, Ватикан; до избрания папой Кароль Юзеф Войтыла), папа Римский (с 16 окт.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»