ДАВИД ДИНАНСКИЙ

ДАВИД ДИНАНСКИЙ
ДАВИД ДИНАНСКИЙ
ДАВИД ДИНАНСКИЙ (David de Dinant) (жил ок. 1200) – франц. ранний схоласт. Проповедовал нецерковный мнимый «пантеизм» – Бог есть колыбель природы, первоприрода. Его до сих пор не найденные труды подвергались критике со стороны католич. церкви; считают, что его учение было использовано Амальхиром Венским, который, подобно ему, основываясь на учении Иоанна Скота Эриугены, дал тем не менее более глубокое толкование введенных Давидом Динанским понятий.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ДАВИД ДИНА́НСКИЙ
(David de Dinant) – франц. мыслитель-материалист нач. 13 в. По нек-рым свидетельствам, Д. Д. был капелланом Динанской церкви, близ Льежа, жил в Риме при папском дворе, где пользовался расположением папы Иннокентия III. Связь между Д. Д. и Амори Шартрским, учеником к-рого его объявляли мн. авторы, не установлена. Д. Д. упомянут в приговоре церк. собора, осудившего в ноябре 1210 секту амальрикан, как автор соч. "О частях" ("De tomis"), к-рое подлежало сожжению и строгому запрещению.
Соч. Д. Д. до недавнего времени были известны только в свидетельствах резко критиковавших его Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и нек-рых др. теологов – противников его учения. В 1933 появилось сообщение о нахождении неск. рукописей, приписываемых Д. Д. (см. "Revue néo-scolastique de philosophie", t. 35, 1933, p. 220). Изучение этих рукописей позволяет предполагать о пребывании Д. Д. в Греции, его знакомстве с подлинниками соч. Аристотеля, знании соч. Иоанна Скота Эриугены, Ибн-Сины и Ибн Гебироля. Осн. положение учения Д. Д. состоит в том, что материя – первоначальная, общая субстанция всех вещей. Эта "первоматерия" нераздельна, неподвижна, отличается всеобщностью. Она идентична богу и мировому разуму ("нус") и является единств. подлинной реальностью. Доказывая тожество бога, разума и материи, Д. Д. приходил к выводу об абс. единстве мира. Его учение о материи как общей первооснове всего сущего было облечено в форму пантеизма. В своих филос. воззрениях Д. Д. опирался на древних материалистов (Анаксимена, Ксенофана), а также на Аристотеля и его комментатора Александра Афродизийского. С др. стороны, его идеи во многом близки филос. идеям шартрской школы 12 в., в частности Гильома из Конша, и обнаруживают нек-рые влияния араб. материалистич. философии. Вместе с тем Д. Д. отрицал изменчивость, объявляя ее лишь заблуждением неискушенного ума или случайностью бытия. Тем не менее пантеистич. учение Д. Д. было направлено против церкви, к-рая объявила его "ересью" и подвергла преследованиям последователей филос. воззрений Д. Д. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 95–98; Lеу Н.. Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter. В., 1957; Τhéry G., Autour du décret de 1210, I. David de Dinant..., Kain, 1925; Birkenmayer Α., Découverte des fragments manuscrits de David de Dinant, "Rév. néo-scolastique de philos.", Louvain, 1933, t. 35, s. 220–29.
Б. Рамм. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ДАВИД ДИНАНСКИЙ
    ДАВИД ДИНАНСКИЙ (David de Dinando, из Динана в Бретани или на Маасе) — средневековый философ-пантеист, преподавал в Париже в нач. 13 в. В остальном о его жизни почти ничего не известно. Главное сочинение “О частях, или О делениях” (De tomis hoc est De divisionibus), вероятно, идентично с сочинением “Кватерны” (“Quatemi” или “Quatemuli”), осужденным на поместном соборе в Париже в 1210. Их изучение было запрещено наряду с сочинениями Амальрика Венского и Аверроэса (Ибн Рушда) в 1215. Наши знания о его идеях получены гл. о. из трудов Альберта Великого, Фомы Аквтского и Николая Кузанского. Название сочинения Давида Динанского, несомненно, указывает на “О разделении природы” Иоанна Скотта Эриугены. Своеобразный “материалистический” пантеизм Давида Динанского складывался, видимо, также под влиянием Ибн Гебироля.
    Разделив вещи на три класса, Давид рассматривал затем вещи одного класса как модусы первичной для этого класса реальности (первого неделимого). Так, тела суть модусы материи, души—модусы ума, а вечные субстанции или обособленные формы — модусы Бога. Кроме того, эти три первичные реальности сами являются по существу одним сущим или одной субстанцией. В поддержку этой концепции Давид приводит аргументы, основанные на том, что ни Бог, ни материя не имеют формы. То, что обладает формой, — это составные субстанции, подпадающие под категории. Входящее в один род различается видовыми отличиями (differentiae), которые, будучи добавлены к роду, образуют виды. Но Бог, ум и первая материя — простые реальности и потому не могут иметь никаких отличий. Следовательно” они должны быть субстанциально тождественны.
    Человеческий интеллект, по Давиду, способен постигать и Бога, и материю. Интеллект постигает объект, усваивая его посредством абстрагирования формы объекта, но так как ни Бог, ни первая материя не имеют формы, постижение их нашим интеллектом можно объяснить только его изначальным тождеством с ними. Кроме того, если и Бог, и материя неоформлены, они не что иное, как потенциальное бытие. Но потенциальное бытие есть определение первой материи. Тогда последняя реальность, которая есть одновременно Бог, ум и материя, лучше всего описывается как материя. Лит.: Théry G. Autour du décret de 1210: 1 David de Dinant. Étude sur son panthéisme matérialiste. P., 1925; Amou R. Quelques idées néoplatoniciennes de David de Dinant: Philosophia perennis. Regensburg, 1930, l, p. 115—127; Birkenmajer AI. Découverte de Fragments manuscrits de David de Dinant.—“Revue Neo-Scolastique de philosophie” (Louvain), 1933, 35, p. 220—229.
    В. П. Гайденко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ДАВИД ДИНАНСКИЙ" в других словарях:

  • Давид Динанский — David de Dinan Дата рождения: 1160 год(1160) Дата смерти: 1217 год(1217) Научная сфера …   Википедия

  • ПАНТЕИЗМ — (от греч. pan всё и theos бог) филос. и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. Впервые слово «пантеист» было использовано англ. деистом Дж. Толандом в 1705. Оппонент Толанда нидер. богослов Й. Фай ввел сам термин «П.»,… …   Философская энциклопедия

  • ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — – Примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, франц. философия рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения. Для нее характерна ясность мышления, она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью… …   Философская энциклопедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • НЕОПЛАТОНИЗМ — последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует аристотелизм в качестве введения гл.обр. логического в… …   Философская энциклопедия

  • Схоластика — У этого термина существуют и другие значения, см. Схоластик (значения). Статья является частью цикла о Схоластике …   Википедия

  • Пантеизм — (от пан... и греч. theós бог)         философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.» его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических… …   Большая советская энциклопедия

  • ЕРЕСИ — (греч. hairesis; первоначально отбор, позже учение, школа, религиозная секта) различные отклонения от ортодоксального вероучения и культа той или иной религии, противоречащие или враждебные ему. Первые Е., направленные против христианских… …   Новейший философский словарь

  • МИСТИКА — (греч. mistikos таинственный) сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих… …   Новейший философский словарь

  • ПАНТЕИЗМ — (греч. pan все и theos Бог) философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В П. Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. П., согласно Шопенгауэру, это прежде всего… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»