- ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ
- ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ
-
(Hugo de Saint-Victor) (ок. 1096 —11.2.1141, Париж), ср.век. философ и теолог, представитель схоластики, глава сеи-викторской школы (с 1138). Отличался широтой умств. интересов (согласно своему принципу — «учись всему, и ты потом увидишь, что ничто не бесполезно»): его стремление упорядочить и классифицировать многообразие человеч. знаний предвещает систематизаторский дух 13 в. Внимание к проблеме науч. абстракции, разделяющей то, что в опыте выступает неразделимо (напр., линию, плоскость и тело в геометрии), как и ортодоксальная теологич. позиция гармонируют с тяготением к умеренному реализму в вопросе об универсалиях. Известное влияние Аристотеля соединяется у Г. С.-В. с учением о человеке в духе последоват. августинианства (человеч. природа тождественна с мыслящей дутой и лишь «смешана» с плотью); с августиновской традицией связано и развитое им доказательство бытия бога от человеч. самосознания. В целом мистич. элементы сочетаются в мышлении Г. С.-В. с рационалистическими, созерцат. аскетизм — с интеллектуальной любознательностью.:в кн.: Migne, PL, t. 175—177. Штекль ?., История ср.-вен. философии, пер. с нем., М., 1912; Ebner J., Die Erkennthislehre Richard v. St. Viktor, Munster, 1917; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ
-
(Hugo de Sancto-Victore)граф Бланкенбургский (род. 1096, Хартингам, Гарц – ум. 11 февр. 1141, Париж) – нем. схоласт периода ранней схоластики, с 1115 жил в Париже, в Сен-Викторском монастыре (с 1125 – в качестве учителя, с 1133 – в качестве настоятеля школы), и основал т. н. «школу Сен-Виктора». В естественнонаучном отношении шел намного впереди своего времени (применение математического метода в физике, предположение об атомистической структуре и постоянстве материи), пролагал путь свободному научному исследованию, не опекаемому церковью («Изучай все! Позже ты увидишь: ничто не лишне»), и в познании различал мнение, веру и знание. Всех живых существ он рассматривал как наделенных душой, а глубочайшим душевным даром человека считал «способность видения прототипов» вместе со способностью мистического постижения Бога: «Возвыситься до Бота – это значит войти в свое Я, но не только; это значит также невидимым образом выйти за пределы самого себя».
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ
-
ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096, замок Бланкенбург, Саксония (?)—11 февраля 1141, Париж) — средневековый богослов и философ августинианского направления, глава Сен-Ви.кторской школы. Около 1115 переехал в Париж и вплоть до самой смерти жил в Сен-Викторском аббатстве, занимаясь (с 1125) преподаванием. Изложил в энциклопедическом “Дидаскалике” (Didascalicon) обширную образовательную программу, включавшую свод предписаний о порядке и правилах чтения. Опираясь на Боэция, Кассиодора и др., делил знание на теоретическое, практическое, логику и механику. Научное познание сотворенного мира имеет, по Гуго, лишь пропедевтическое значение и “находится в услужении” у богословия, цель которого—умозрительное постижение Бога-Творца на основе истин Откровения. В сочинении “О таинствах христианской веры” утверждал, что первообразы вещей предначертываются волей Творца, упорядочиваются его мудростью и осуществляются в материальной вселенной благодаря его всемогуществу. Душа есть “лучшая часть человека, или скорее сам человек”, и потому она всегда тождественна подлинному Я. Гуго не разрабатывал сколько-нибудь детально августиновское учение о внутреннем чувстве, присущем человеку как эмпирическому субъекту, а отдавал предпочтение экземпляристской концепции самосознания ума, изложенной Августином в трактате “О Троице”. В качестве основных познавательных способностей души он рассматривал телесное чувство (sensus), тесно связанное с воображением (imaginatio), рассудок (ratio), чья деятельность по образованию общих понятий описывалась им в соответствии с установками аристотелевской теории абстракции, и разум (intelligentia), для характеристики которого он использовал августиновскую доктрину божественного озарения. В споре об универсалиях фактически склонялся к умеренному реализму. Ратуя за то, чтобы неполнота знания о сущности Бога не оправдывала неведения о его существовании, Гуго наметил контуры космологического доказательства бытия Бога, но более сильным аргументом ему представлялся факт осознания субъектом себя как бестелесного и вместе с тем имеющего начало во времени, что служит основанием для вывода о наличии предвечной нематериальной первопричины. Отстаивал приоритет созерцания (contemplatio) перед рассудочным мышлением (cogitatio): направляемое свыше восхождение к Абсолюту идет от раскрытия символического смысла, заключенного в “книге природы” и особенно в библейских текстах, к “тайне внутреннего созерцания”, гарантирующей обретение совершенной любви. В духе христианского провиденциализма трактовал исторический процесс как последовательность трех эпох: естественного закона, писаного закона и благодати. Оказал влияние на Бонавентуру и других представителей зрелой схоластики.Соч.: MPL, t. 175—177; Didascalicon. De Studio Legendi, a critical text by C. H. Buttimer. Wash., 1939; De contemplatione et ejus speciebus, introduction, texte, traduction et notes par R. Baron. Tournai elc., 1958; Opera propaedeutica (Practica geometriae. De grammatica. Epitome Dindimi in philosophiam), ed. R. Baron. Notre Dame, 1966; в рус. пер.: О созерцании и его видах: о пяти способах познания Бога, пер., прим. и послесловие М. А. Гарнцева.— В кн.: Знание за пределами науки. М., 1996, с. 304-314.Лит.: Baron R. Science et sagesse chez Hugues de Saint-Victor. P., 1957; Ehlers J. Hugo von St. Viktor. Studien zum Geschichtsdenken und zur Geschichtsschreibung des 12 Jahrhunderts. Wiesbaden, 1973; KleinsJ. P. The Theory of Knowledge of Hugh of Saint Victor. Wash., 1944; Schiene H. S. Die Nichtigkeit der Welt. Der philosophische Horizont des Hugo von St. Viktor. Mьnch., 1961.M. А. Гарнцев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.